Вот интервью, которое взял у одного хорошего человека. Как раз на тему главного сегодняшнего события, которое происходит в Казахстане. Думаю, и читателям будет интересно прочитать материал «...», который был опубликован в «...» в ... году, когда Пирамида еще не была построена. Вот, потянуло меня на старину... :).
МЕЛОДИЯ СОГЛАСИЯ И МИРА...
Стройка уже началась. Возводит Дворец мира и согласия в качестве генподрядчика турецкая компания «Сембол Иншаат», сумма проекта не разглашается, но из неофициальных источников стало известно, что проектная фирма Фостера и турецкая компания, понимая историческую уникальность объекта, пошли на значительные скидки. Говорят, что построят пирамиду даже раньше июня 2006 года в президентском парке напротив резиденции Главы государства. Композиция свяжет левую и правую стороны Ишима. Дворец будет построен в форме правильной пирамиды высотой 62 метра, иметь такую же ширину у основания и покоиться на искусственной пятнадцатиметровой насыпи. В эксклюзивном интервью «Казахстанской правде» стройку века прокомментировал известный зодчий, автор герба Астаны и профессор кафедры архитектуры и градостроительства Евразийского национального университета, заведующий научно-проектным отделением перспективного градостроительного развития г. Астаны ГКП «Астанагенплан» Аманжол Чиканаев.
— Свое интеллектуальное видение проекта Дворца мира и согласия Норман Фостер не изложил в пояснительной записке, но, зная творчество мэтра, я хочу акцентировать внимание на расшифровке символа пирамиды. Поначалу я считал использование этого образа крупной ошибкой Фостера, поскольку первой при виде проекта была ассоциация с египетскими пирамидами. Но потом во мне возобладало стремление понять мастера мировой архитектуры, почему он идет на такое? Будучи в Египте, я осматривал и изучал пирамиды, пораженный техническим мастерством древних египтян, умевших строить сложнейшие и по нынешним временам объекты. Размышляя над проектом британца, я вспомнил древнее изречение египтян «Все в мире боится времени, только время боится пирамид». Они хотели увековечить в пространстве и времени имя фараона, и пирамида является для них символом вечности. Почему же они выбрали именно эту геометрическую форму? Просто треугольник — это самая жесткая, неизменная фигура. Поэтому пирамида и была выбрана древними символом вечности.
Фостер фактически пришел к тому, что вечной должна быть какая-то ценность, близкая и понятная всем. И если египтяне выражали своей пирамидой идею ценности фараона, то для человечества в XXI веке самой большой ценностью является идея мира и согласия. На сегодня мир достиг такого уровня технологического развития, что мы можем не только друг друга уничтожить, но и все живое, включая саму Землю. Всем ясно, что человечеству для выживания необходимы мир и согласие. И в этой связи великолепно сказал наш Президент Нурсултан Назарбаев: «Раз не могут договориться правительства и президенты, то за стол переговоров должны сесть духовные лидеры». В своем проекте пирамиды гениальный архитектор уловил именно эту идею.
В ряде стран много архитектурных культовых объектов, объединяющих под одной крышей разные религиозные традиции, но такого дворца, который будет построен в Астане, в мире не существует. Казахстанский храм не только символизирует дружбу и согласие мировых и традиционных религий, но и имеет еще одно существенное отличие от религиозных и экуменических сооружений. Дворец мира и согласия предназначен не столько для молитв, сколько для дела, как переговорная и форумная площадка. Поскольку сооружение будет офисом духовных традиций мира, то расположение в нем Музея культуры, Университета цивилизаций, оперного театра на 1 500 мест — органично и естественно. Наша страна тем самым показывает свою светскость в изящном сочетании с религиозной толерантностью и открытостью многообразию мира и цивилизаций.
— Известно, что Фостер работает с тремя основным конструкционными материалами — сталью, алюминием и стеклом. Какие из них будут преобладать в проекте?
— Задействованы все эти материалы, безусловно, в пирамиде будет использовано очень много специальных стеклянных конструкций. Скажу также, что преимущественно предполагается использовать местные строительные материалы. Хочу обратить внимание на то, что в проекте заложено много уникальных технических идей, требующих особого пояснения. Новаторский подход выражается в том, что потолок оперного театра будет служить полом гигантского атриума (застекленное внутреннее пространство). Сам оперный театр затмит своим великолепием знаменитый лондонский «Ковент-Гарден». По акустическим параметрам дворец отвечает мировым требованиям. Солнечные лучи будут проходить через верхнюю золотисто-голубую стеклянную половину здания, освещая помещения пирамиды изнутри при помощи искусной оптической системы зеркал. Являясь своего рода отражательной линзой, дно атриума, выглядящее из оперного театра как прозрачный плафон, также участвует в распределении светового потока. При строительстве применят и так называемую индивидуальную осветительную арматуру и оригинальную вентиляционную систему. Основной каркас храма будет собран из жестких треугольных конструкций, представленных трубами из нержавеющей стали, размер которых составит до полутора метров в диаметре.
Дворец будет условно разделен на две части по горизонтали. Нижняя его половина высотой до 47 метров будет облицована естественным камнем и практически не будет иметь окон. На различных этажах сооружения будут располагаться офисы духовных конфессий, а также четыре зала общей площадью 1 200 кв. м для религиозных мероприятий. Во дворце предусмотрены Музей культуры с выставочным залом, зимние сады, VIP-залы, офисные помещения и конференц-залы для Ассамблеи народов Казахстана, пресс-центры, ресторан, кафе, бар. Строительная площадь здания составляет 25,5 тысячи, а общая площадь всего комплекса — 40 тысяч кв. м.
Венчая все этажи, под самым небом находится в форме «блюдца-облака» главный зал заседаний для 200 делегатов от основных религий со всех частей света, которые каждые три года будут встречаться под витражным куполом в помещении наподобие зала встреч Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке. Отрешенным от земных помех посланцам религий создадут все условия для поиска решений глобальных проблем по распространению идей мира и согласия. Середина «блюдца» прозрачна, через нее сидящие по кругу делегаты съезда могут видеть деревья и цветы, собранные со всего мира и растущие на террасах обширной библиотеки Университета изучения цивилизаций и религий, расположенного ниже. Поддерживают зал встреч делегатов четыре мощные опоры — символические «руки мира».
В атриуме панорамный лифт позволит лицезреть красоту зеленых террас, волшебную игру неземного света, льющегося с купола пирамиды. Желающим добраться до них своим ходом надо будет подняться сквозь сады, которые коллеги британца прозвали «висячими садами Астаны», по волнистым лестницам, при этом возникнет ощущение восхождения к небу... Ночью вершина пирамиды будет светиться изнутри.
— Аманжол Шаймерденович, существуют опасения, что стеклянные конструкции может поразить так называемый «стеклянный рак», он возникает, когда используется некачественное стекло с примесью сульфида никеля, который через некоторое время начинает реагировать с серой, от чего стекло начинает растрескиваться. Перед этой болезнью не устояли многие здания в стиле хай-тек в Великобритании. Можете ли вы быть уверенным в качестве стекла, которое будет поставляться?
— Это известное явление. Но на сегодня уже есть технологии, позволяющие изготовлять чистое стекло при помощи систем прокаливания и пропускания через специальное облучение. Более того, такая технология имеется и в Астане — буквально на днях в столице запущен уникальный в Центральной Азии завод по обработке и закалке стекла, общей стоимостью 5 миллионов долларов. При полной загруженности предприятие ТОО «Азия-Акмола» может вырабатывать 90 тонн стекла в сутки, в том числе даже бронированное, причем самых разных характеристик. В производстве занято всего 13 человек, но каждый имеет высшее техническое образование и прошел специальный курс обучения. Все оборудование соответствует международным стандартам ИСО-9001:2000.
— Как можно назвать тот архитектурный стиль, который в настоящее время формируется в Астане?
— На мой взгляд, в современной столице Казахстана формируется евразийский номадический стиль, характерный для третьего тысячелетия, когда люди и народы обретают себя в глобальном межкультурном кочевье. Уникальная модель номадического мышления содержит в себе то, в чем остро нуждается современный мир. Это безграничная открытость, толерантность к любым системам мировоззрений, высокая мобильность, бесстрашие духа и интеллекта, прирожденная способность безошибочно прогнозировать и управлять в глобальных масштабах. Выработке всех этих качеств, дефицитных и нетипичных для мегацивилизации «оседлого мира» с одной стороны, а с другой — неотъемлемых атрибутов современного менеджмента и экономики информационного общества, способствовало несколько тысячелетий кочевой жизни. В отличие от «оседлых» моделей кочевая цивилизация культивировала порой радикально иные ценности, она базировалась на обмене информацией, диалоге, культурной полифонии. На сегодня существует и западная трактовка номадизма. Так, по мнению таких философов номадологии, как Жиль Делез и Феликс Гваттари, а также теоретика мирового номадизма Жака Аттали (экс-президент Европейского банка реконструкции и развития), номадизм — это установка на поиск, на инновации, путешествие в духовной сфере.
Тот же Норман Фостер, будучи ярчайшим представителем современного архитектурного постмодерна, является, по сути, прямым культурным наследником страны «морских кочевников» — Великобритании. Номады — очень конкретное и в то же время безграничное понятие. Философия номадизма, духовного странничества в свое время вдохновляла говорившего на 76 языках великого нашего предка аль-Фараби, эта философия затрагивает глубинные пласты евразийского этноса.
Само слово «номад» не случайно происходит от древнегреческого слова «nomos», означающего «закон», «порядок». Древним было хорошо известно, что кочевое общество культивировало высокое уважение к общепринятым и демократическим правилам жизни, строгий порядок в мыслях и деле. В этой связи я хочу сказать, что Астана, будучи наследницей кочевых цивилизаций, на сегодня вполне закономерно генерирует новое видение реальности, новые технологии культурного строительства в глобальных масштабах, новый общественный строй, основанный не на власти денег и насилии, а на высочайших стандартах сотрудничества цивилизаций и религий.
Бейбит САХАНОВ, Казахстанская правда, 2005 год
---------------------------------
Вот, потянуло на старину. :).