место в рейтинге
  • 718698
  • 4909
  • 539
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Мурат СУЮНБАЕВ Что такое геокультура Иродианство и зелотизм?

Настоящее присоединение к какой-нибудь цивилизации происходит тогда лишь, когда народ оказывается в состоянии прогрессировать сам по себе, без посторонней помощи. (Ж. Гобино)

 

Иродианство и зелотизм

Итак, на вызов вестернизации есть два ответа - иродианство и зелотизм.

Иродианство - один из двух альтернативных (вместе с зелотизмом) ответов общества на воздействие (давление) превосходящей чуждой силы, когда силовое сопротивление невозможно. Названия даны по имени религиозно-социальных групп древнего Израиля, находившегося под властью Римской империи. "Зелот" тщательно сохраняет прошлое и не принимает реальности. "Иродианин" принимает настоящее и адаптируется (как коллаборант к оккупантам). В течение XX века, и особенно в его последней трети, в развивающихся странах интенсивно обсуждается проблема этих типов ответа на модернизацию или вестернизацию.

При "иродианском" ответе общества имеются существенные изъяны (по А. Тойнби): 1) нетворческий и подражательный характер изменений (реформ), т.е. в результате достижения цели лишь увеличится количество произведенного продукта, а не произойдет высвобождение творческой самобытной энергии людей); 2) достижение блага лишь для незначительного меньшинства. По мнению националистически настроенных аналитиков, "иродианский" путь развивающихся государств приводит к внешней трансформации в суверенные государства западного типа и установлению номинально равных отношений с западными обществами.

Примеры иродианства дают постосманская Турция, Россия 1992–96 гг., а примеры "зелотистского" ответа - начальный период исламской революции в Иране, закрытость Мъянмы (Бирмы). Промежуточные модели являют собой реформы Дэн Сяопина и М. Махатхира.

А. Тойнби считает, что "иродианство" куда более эффективный ответ на вызов из двух альтернативных ответов. "Зелот" пытается спрятаться в прошлом, как страус, уткнувшись головой в песок; "иродианин" же смело смотрит в настоящее и изучает будущее. Тем не менее, "иродианский" ответ, будучи несравненно более эффективным, нежели ответ "зелотский", все-таки не предполагает окончательного решения того неумолимого "западного вопроса", что встал сейчас перед всем современным миром.

А. Тойнби указывает еще на две неотъемлемые слабости "иродианства" на примере Турции, лидеры которой, героическими усилиями преодолевая регресс, довели "иродианство" до логического конца во время революции, по жестокости и глубине оставившей далеко позади две классические японские революции VII и XIX веков. В Турции, в отличие от последовательных революций на Западе - экономической, политической, культурной и религиозной - революция свершилась по всем линиям одновременно и таким образом потрясла до основания всю жизнь турецкого народа, все ее социальные структуры. Эту революцию совершил диктатор, и вполне вероятно, что никаким более мягким способом сделать это было просто невозможно. В 20-е годы Турции предстояло либо вывернуть свою жизнь наизнанку, либо исчезнуть, и турецкий народ предпочел выжить любой ценой. Частью этой цены было временное принятие диктатуры.

Наиболее смелой переменой было то, что турецкие реформаторы предложили своему народу новые общественные идеалы, побуждая его забыть о том, что он землепашец, воин или управитель, и призвав его посвятить себя коммерции и производству, доказав тем самым, что турки могут своими силами справляться со всем тем, чем раньше считали ниже своего достоинства заниматься.

- Мы не можем не задуматься о том,- говорит А.Тойнби,- стоила ли эта цель всех тех трудов и усилий, что затрачены на ее осуществление.

Тем более, что Турцию до сих пор не пускают в ЕС…

Муссолини однажды заметил, что существуют не только пролетарские классы, но и целые пролетарские нации; именно в эту категорию, очевидно, попадают незападные народы в современном мире, даже если при помощи героических усилий "иродиан" им удается внешне трансформировать свои страны в независимые государства западного типа.

- Причина, по которой политика дозированной вестернизации обречена на провал,- считает А. Тойнби,- заключается в истине, что любая цивилизация, любой образ жизни есть неразрывное целое, где все части взаимозависимы и нераздельны. Это вполне укладывается в наш постулат о том, что развитие - это цивилизационное понятие (смотри статью в газете "Общественный рейтинг" за 22.07.2004).

Придется сделать вывод, что какая-то часть человечества изначально лишена способности к самоцивилизации даже в самой малой мере, поскольку неспособна подавить в себе естественное отвращение, которое человек, точно так же, как и животные, испытывает к "скрещиванию". (Ж. Гобино)

Иродианский ответ - это и есть "скрещивание" цивилизационное.

Таким образом, малые народы стоят перед фундаментальной дилеммой: утрата идентичности в процессе глобализации и вестернизации или изоляционизм с сохранением идентичности и утратой потенциала развития.

Нежелание подвергаться вестернизации может проявляться не только пассивно, но и активно. Активное нежелание получило название "Столкновения цивилизаций".

"Столкновение цивилизаций" - популярная теория С. Хантингтона, согласно которой после распада советского блока главными мировыми соперниками в мире являются 3 суперцивилизации (Западная - христианская, мусульманская, китайская - конфуцианская), столкновение между ними неизбежно и уже началось. А государства Центральной Евразии (ЦЕА) находятся на стыке всех 3-х суперцивилизаций…

Известно, что национальные интересы вырастают из национальной идентичности и менталитета.

Что же такое национальная идентичность?

Идентичность в социо-культурном смысле - это совокупность устойчивых черт, позволяющих той или иной группе отличать себя от других. В процессе резких социальных или культурных преобразований этнические группы и социальные слои могут терять идентичность, что угрожает их идеологической безопасности и способствует маргинализации населения.

Национальная идентичность: 1) осознание человеком себя как части определенной этнической общности; 2) в случаях, когда "национальный" имеет смысл "гражданский", идентичность национальная является синонимом гражданской идентичности.

Гражданская идентичность - это тождественность гражданства юридического и по самоощущению.

Идентичность цивилизационная - это отождествление себя с той или иной современной мировой цивилизацией (различные авторы насчитывают в мире от 7 до 9 цивилизаций). Термин применяется, главным образом, в отношении нации, государства, региона, регионального сообщества. Идентичность цивилизационная часто имеет смешанный характер, что затрудняет идентификацию. Например, регион ЦЕА геополитически относится к Евразийской цивилизации, в конфессиональном отношении здесь преобладает исламский компонент, в этническом отношении - тюркский, в историческом – советская идентичность; в образовании и формальной политической культуре пока преобладают стандарты, имеющие западные корни.

Подробнее проблемы национальной и региональной идентичности и ее значения для безопасности и развития рассмотрим в одной из последующих публикаций.

Национальная идея: 1) выражение высших, общих интересов нации или этноса, сформированных на мировоззренческом уровне, носителем которых является сам народ. Соответствует устоявшемуся мнению большинства о себе и своих возможностях, то есть существующему в обществе самоописанию. Необязательно совпадает с реальностью; 2) совокупность важнейших ключевых представлений о целях, задачах и перспективах развития общества и государства.

Если бы в 1941 народы СССР не обладали мобилизующей национальной идеей, а граждане - соответствующим менталитетом, то Советский Союз рухнул бы еще тогда.

Менталитет (от позднелат. mentalis - умственный). В широком смысле – совокупность и специфическая форма организации, своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. Используется, главным образом, для обозначения в обобщенном виде особенностей социальной и политической психологии людей, их политического сознания и самосознания. 2. В узком смысле - образ мышления личности или общественной группы, позволяющий более или менее одинаково воспринимать окружающую социально-политическую реальность, оценивать и действовать в ней в соответствии с принятыми нормами и образами поведения.

Социальные процессы, переносящие идентичность, в геополитике трактуются как антропотоки. Кратко рассмотрим современную картину антропотоков:

1. "Западный перенос".

При анализе географической обусловленности развития западной цивилизации обращает на себя внимание процесс сдвига цивилизационной активности с Востока на Запад (закон Брукса Адамса). Процесс идет в направлении: Междуречье, Египет. Греция, Рим, Испания, Франция, Великобритания, США.

"Антропотоки Брукса Адамса переносят идентичности, но не их носителей: "западный перенос" не является миграцией (хотя может сопровождаться ею, примером чему служит колонизация Нового Света).

В настоящее время центр активности западной цивилизации перемещается с Западного побережья США в азиатско-тихоокеанский регион.

Наряду с "Западным переносом" существуют, на наш взгляд, и две разновидности "Восточного переноса".

2. "Буддийский перенос".

При анализе же географических обусловленностей развития восточной цивилизации обращает на себя внимание процесс сдвига цивилизационной активности с запада на восток: Индия, Тибет, Китай, Корея, Япония, Камбоджа, Вьетнам.

3. "Евразийский перенос" также характеризуется сдвигом цивилизационной активности с запада на Восток: Византийская империя, Киевская Русь, Московская Русь, Освоение Сибири и Дальнего Востока.

4. Есть и такая вневекторная разновидность антропотоков, как кадрово-демографический "пылесос". Кроме известной "утечки мозгов и рук" на Запад, внутри региона есть и ее местные разновидности. Так, например, отчетливо проявляющаяся тенденция к миграции в Казахстан.

 

21 октября 2004 г. | № 40

Источник - Общественный рейтинг

 
28 мая 2012, 17:00
2379

Загрузка...
Loading...

Комментарии

amirus
0
0
Интересно, но как-то ограничивает, что ли, выбор. Допустим, сейчас турки поняли, что они никогда не будут французами или немцами, вместо тотального изучения французского и английского в французских и английских лицеях в Турции, они принялись открывать турецкие лицеи по всему миру, одним из выпускников которого я являюсь. Вроде бы прогнулись перед западным ветром, но в то же время как-то научились использовать этот ветер для распространения своих ценностей и влияния. Да и уже ЕС их особо не привлекает со своими кризисами, на фоне которого Турция выглядит здоровой.

Каких-то промежуточных вариантов не хватает. Но интересно, очень.
Согласен промежуточных стадий не хватает или умело подобранного микса. В этом смысле Казахстан ищет свою золотую середину.

Про турецкие лицеи надо понимать их ограниченность тюркским и миром. Не более того.
Возможности же институтов Конфуция, представительств Французского альянса, институтов Гёте или представительств фондов Сороса или Карнеги - намного шире.

amirus
0
0
Да, наверное, турки еще не доросли до уровня тех, кого берут в пример. Но дам немножко статистики:
- более 4000 тысяч лицеев в 142 странах, в одном США их более тысячи (в Казахстане -- 28).
- около 100 университетов по всему миру (два в Казахстане -- МКТУ и УСД)
- около 5000 тысяч мечетей по всему миру, финансируемых турецким Министерством религий, имамы которых отправляются из Турции и проповеди ведутся на двух языках, на турецком и местном.
- около 100 центров культуры Юнус Эмре (аналог институтов Конфуция)
- около 200 совместных бизнес-ассоциации, которые каждый год устраивают форумы в своих странах с участием турецкого бизнеса (два в Казахстане -- КАТИАД и КАЗКА)

Не знаю, может ли таким арсеналом похвастаться другая развивающаяся страна или даже, европейская страна.
madeka
0
0
Интересно, спасибо за познавательный пост
Хороший пост, но местной школоте не понять.
читатель всегда найдется
"миграции в Казахстан. " - чо за фигня ?
кто в кз мигрирует?

люди бегут отсюда!
вы, надеюсь, уже убежали отсюда :)
такое название, сходу не поймешь и пройдешь мимо, как я и сделала в первый раз
потом вернулась все-таки, часть прочитала. полезно для общего кругозора )
Рекомендую Вам посетить сайт, с огромным количеством информации по интересующей Вас теме.
рингтон INXS - The Very Best

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Мой дом – не гостиница. Я не останавливаюсь у своей родни, потому что знаю, что это такое

Мой дом – не гостиница. Я не останавливаюсь у своей родни, потому что знаю, что это такое

Наступил долгожданный момент и мы смогли заселиться в собственную квартиру. А потом началось... Все знакомые, родственники, даже коллеги и соседи родителей вспомнили о нашем существовании.
Idealovnet
14 окт. 2017 / 20:38
  • 8631
  • 81
Работа на EXPO. «Улыбайтесь, вы – лица Казахстана»

Работа на EXPO. «Улыбайтесь, вы – лица Казахстана»

Продление перерывов, втыки от менеджеров, борьба за стенды, кучкования, как мы друг-друга прикрывали, защищали от гостей. Все эти события доставляли радость, и каждый день на работу я приходила...
madiNAtty
14 окт. 2017 / 22:34
  • 5992
  • 23
«Bank RBK» банкрот? Почему мы не можем распоряжаться собственными же деньгами?!

«Bank RBK» банкрот? Почему мы не можем распоряжаться собственными же деньгами?!

Мы не можем выдать зарплату, оплатить по счетам или как-то иначе распорядиться нашими же деньгами! У физ.лиц, насколько мне известно, ситуация не лучше - при нас люди не могли снять свои деньги с депозитов.
daniyar4422017
13 окт. 2017 / 15:46
  • 3496
  • 12
Я четко помню тот день, когда мне позвонили друзья и сообщили: «Она выходит замуж»

Я четко помню тот день, когда мне позвонили друзья и сообщили: «Она выходит замуж»

У нас была особенная атмосфера, мы постоянно были вместе, читали треки, летом часто поднимались в горы. Гуляли пешком по ночному городу, иногда до утра. Снимали хату и представляли совместную жизнь...
Dominator-kz
14 окт. 2017 / 22:29
О проститутках, ЗППП и других сексуальных страстях

О проститутках, ЗППП и других сексуальных страстях

У меня обширный сексуальный опыт, и я этим не хвастаюсь. Будь у меня возможность, променял бы это всё на одного партнёра. Но так как с личной жизнью не заладилось, а секс я очень люблю, то приходилось изворачиваться.
bez_prav
18 окт. 2017 / 18:01
Отчего в Казахстане предвзятое отношение к отечественному продукту?

Отчего в Казахстане предвзятое отношение к отечественному продукту?

Вы когда-нибудь пользовались казахстанской косметикой? Я тоже нет, поэтому сразу же откликнулась на приглашение своего фейсбук-френда протестировать отечественные крема… из Степногорска.
Shimanskaya
16 окт. 2017 / 11:32
  • 2613
  • 30
Когда почти все уехали в «А-города», стоит ли жить в Шымкенте?

Когда почти все уехали в «А-города», стоит ли жить в Шымкенте?

Город имеет особую ауру - очень густая энергетика, думаю, это от того, что он со всех сторон окружен "местами силы". Шымкент напоминает мне старенького доброго мудрого дедушку-аксакала.
Bonittta
13 окт. 2017 / 15:15
«На пути к успеху всей семьей»: как супруга Кайрата Нуртаса наконец вышла в свет

«На пути к успеху всей семьей»: как супруга Кайрата Нуртаса наконец вышла в свет

Зачастую казахские селебрити выходя в свет, привлекают внимание и обьективы камер только к своей персоне, оставляя свои вторые половинки в тени неизвестности.
gulshat87
13 окт. 2017 / 17:56
  • 2010
  • 6
Я помню тот день, когда мне позвонили друзья и сообщили: «Она выходит замуж». Часть 2

Я помню тот день, когда мне позвонили друзья и сообщили: «Она выходит замуж». Часть 2

Я знал дату свадьбы. За неделю до свадьбы в соцсети "Вконтакте" на все мои последние фото, был проставлен лайк с её профиля. Сердце забилось сильнее. В душе загорелась наивная, крошечная надежда.
Dominator-kz
17 окт. 2017 / 15:41