Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
4
05:00, 28 мая 2012

Мурат СУЮНБАЕВ Что такое геокультура Иродианство и зелотизм?

Настоящее присоединение к какой-нибудь цивилизации происходит тогда лишь, когда народ оказывается в состоянии прогрессировать сам по себе, без посторонней помощи. (Ж. Гобино)

 

Иродианство и зелотизм

Итак, на вызов вестернизации есть два ответа - иродианство и зелотизм.

Иродианство - один из двух альтернативных (вместе с зелотизмом) ответов общества на воздействие (давление) превосходящей чуждой силы, когда силовое сопротивление невозможно. Названия даны по имени религиозно-социальных групп древнего Израиля, находившегося под властью Римской империи. "Зелот" тщательно сохраняет прошлое и не принимает реальности. "Иродианин" принимает настоящее и адаптируется (как коллаборант к оккупантам). В течение XX века, и особенно в его последней трети, в развивающихся странах интенсивно обсуждается проблема этих типов ответа на модернизацию или вестернизацию.

При "иродианском" ответе общества имеются существенные изъяны (по А. Тойнби): 1) нетворческий и подражательный характер изменений (реформ), т.е. в результате достижения цели лишь увеличится количество произведенного продукта, а не произойдет высвобождение творческой самобытной энергии людей); 2) достижение блага лишь для незначительного меньшинства. По мнению националистически настроенных аналитиков, "иродианский" путь развивающихся государств приводит к внешней трансформации в суверенные государства западного типа и установлению номинально равных отношений с западными обществами.

Примеры иродианства дают постосманская Турция, Россия 1992–96 гг., а примеры "зелотистского" ответа - начальный период исламской революции в Иране, закрытость Мъянмы (Бирмы). Промежуточные модели являют собой реформы Дэн Сяопина и М. Махатхира.

А. Тойнби считает, что "иродианство" куда более эффективный ответ на вызов из двух альтернативных ответов. "Зелот" пытается спрятаться в прошлом, как страус, уткнувшись головой в песок; "иродианин" же смело смотрит в настоящее и изучает будущее. Тем не менее, "иродианский" ответ, будучи несравненно более эффективным, нежели ответ "зелотский", все-таки не предполагает окончательного решения того неумолимого "западного вопроса", что встал сейчас перед всем современным миром.

А. Тойнби указывает еще на две неотъемлемые слабости "иродианства" на примере Турции, лидеры которой, героическими усилиями преодолевая регресс, довели "иродианство" до логического конца во время революции, по жестокости и глубине оставившей далеко позади две классические японские революции VII и XIX веков. В Турции, в отличие от последовательных революций на Западе - экономической, политической, культурной и религиозной - революция свершилась по всем линиям одновременно и таким образом потрясла до основания всю жизнь турецкого народа, все ее социальные структуры. Эту революцию совершил диктатор, и вполне вероятно, что никаким более мягким способом сделать это было просто невозможно. В 20-е годы Турции предстояло либо вывернуть свою жизнь наизнанку, либо исчезнуть, и турецкий народ предпочел выжить любой ценой. Частью этой цены было временное принятие диктатуры.

Наиболее смелой переменой было то, что турецкие реформаторы предложили своему народу новые общественные идеалы, побуждая его забыть о том, что он землепашец, воин или управитель, и призвав его посвятить себя коммерции и производству, доказав тем самым, что турки могут своими силами справляться со всем тем, чем раньше считали ниже своего достоинства заниматься.

- Мы не можем не задуматься о том,- говорит А.Тойнби,- стоила ли эта цель всех тех трудов и усилий, что затрачены на ее осуществление.

Тем более, что Турцию до сих пор не пускают в ЕС…

Муссолини однажды заметил, что существуют не только пролетарские классы, но и целые пролетарские нации; именно в эту категорию, очевидно, попадают незападные народы в современном мире, даже если при помощи героических усилий "иродиан" им удается внешне трансформировать свои страны в независимые государства западного типа.

- Причина, по которой политика дозированной вестернизации обречена на провал,- считает А. Тойнби,- заключается в истине, что любая цивилизация, любой образ жизни есть неразрывное целое, где все части взаимозависимы и нераздельны. Это вполне укладывается в наш постулат о том, что развитие - это цивилизационное понятие (смотри статью в газете "Общественный рейтинг" за 22.07.2004).

Придется сделать вывод, что какая-то часть человечества изначально лишена способности к самоцивилизации даже в самой малой мере, поскольку неспособна подавить в себе естественное отвращение, которое человек, точно так же, как и животные, испытывает к "скрещиванию". (Ж. Гобино)

Иродианский ответ - это и есть "скрещивание" цивилизационное.

Таким образом, малые народы стоят перед фундаментальной дилеммой: утрата идентичности в процессе глобализации и вестернизации или изоляционизм с сохранением идентичности и утратой потенциала развития.

Нежелание подвергаться вестернизации может проявляться не только пассивно, но и активно. Активное нежелание получило название "Столкновения цивилизаций".

"Столкновение цивилизаций" - популярная теория С. Хантингтона, согласно которой после распада советского блока главными мировыми соперниками в мире являются 3 суперцивилизации (Западная - христианская, мусульманская, китайская - конфуцианская), столкновение между ними неизбежно и уже началось. А государства Центральной Евразии (ЦЕА) находятся на стыке всех 3-х суперцивилизаций…

Известно, что национальные интересы вырастают из национальной идентичности и менталитета.

Что же такое национальная идентичность?

Идентичность в социо-культурном смысле - это совокупность устойчивых черт, позволяющих той или иной группе отличать себя от других. В процессе резких социальных или культурных преобразований этнические группы и социальные слои могут терять идентичность, что угрожает их идеологической безопасности и способствует маргинализации населения.

Национальная идентичность: 1) осознание человеком себя как части определенной этнической общности; 2) в случаях, когда "национальный" имеет смысл "гражданский", идентичность национальная является синонимом гражданской идентичности.

Гражданская идентичность - это тождественность гражданства юридического и по самоощущению.

Идентичность цивилизационная - это отождествление себя с той или иной современной мировой цивилизацией (различные авторы насчитывают в мире от 7 до 9 цивилизаций). Термин применяется, главным образом, в отношении нации, государства, региона, регионального сообщества. Идентичность цивилизационная часто имеет смешанный характер, что затрудняет идентификацию. Например, регион ЦЕА геополитически относится к Евразийской цивилизации, в конфессиональном отношении здесь преобладает исламский компонент, в этническом отношении - тюркский, в историческом – советская идентичность; в образовании и формальной политической культуре пока преобладают стандарты, имеющие западные корни.

Подробнее проблемы национальной и региональной идентичности и ее значения для безопасности и развития рассмотрим в одной из последующих публикаций.

Национальная идея: 1) выражение высших, общих интересов нации или этноса, сформированных на мировоззренческом уровне, носителем которых является сам народ. Соответствует устоявшемуся мнению большинства о себе и своих возможностях, то есть существующему в обществе самоописанию. Необязательно совпадает с реальностью; 2) совокупность важнейших ключевых представлений о целях, задачах и перспективах развития общества и государства.

Если бы в 1941 народы СССР не обладали мобилизующей национальной идеей, а граждане - соответствующим менталитетом, то Советский Союз рухнул бы еще тогда.

Менталитет (от позднелат. mentalis - умственный). В широком смысле – совокупность и специфическая форма организации, своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. Используется, главным образом, для обозначения в обобщенном виде особенностей социальной и политической психологии людей, их политического сознания и самосознания. 2. В узком смысле - образ мышления личности или общественной группы, позволяющий более или менее одинаково воспринимать окружающую социально-политическую реальность, оценивать и действовать в ней в соответствии с принятыми нормами и образами поведения.

Социальные процессы, переносящие идентичность, в геополитике трактуются как антропотоки. Кратко рассмотрим современную картину антропотоков:

1. "Западный перенос".

При анализе географической обусловленности развития западной цивилизации обращает на себя внимание процесс сдвига цивилизационной активности с Востока на Запад (закон Брукса Адамса). Процесс идет в направлении: Междуречье, Египет. Греция, Рим, Испания, Франция, Великобритания, США.

"Антропотоки Брукса Адамса переносят идентичности, но не их носителей: "западный перенос" не является миграцией (хотя может сопровождаться ею, примером чему служит колонизация Нового Света).

В настоящее время центр активности западной цивилизации перемещается с Западного побережья США в азиатско-тихоокеанский регион.

Наряду с "Западным переносом" существуют, на наш взгляд, и две разновидности "Восточного переноса".

2. "Буддийский перенос".

При анализе же географических обусловленностей развития восточной цивилизации обращает на себя внимание процесс сдвига цивилизационной активности с запада на восток: Индия, Тибет, Китай, Корея, Япония, Камбоджа, Вьетнам.

3. "Евразийский перенос" также характеризуется сдвигом цивилизационной активности с запада на Восток: Византийская империя, Киевская Русь, Московская Русь, Освоение Сибири и Дальнего Востока.

4. Есть и такая вневекторная разновидность антропотоков, как кадрово-демографический "пылесос". Кроме известной "утечки мозгов и рук" на Запад, внутри региона есть и ее местные разновидности. Так, например, отчетливо проявляющаяся тенденция к миграции в Казахстан.

 

21 октября 2004 г. | № 40

Источник - Общественный рейтинг

 
4