место в рейтинге
  • 313492
  • 567
  • 80
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Родственные отношения у казахов

Здравствуйте еще раз!

Как и обещала пишу еще одну запись на тему о родственных отношениях у казахов. В качестве короткого обзора по первой записи я сделала вот такую схему.

 

Теперь начнем, кто есть кто по казахски:

ӨЗ ЖҰРТЫ

Ата - дедушка, со стороны отца

Әже - бабушка со стороны отца

Әке/Көке - отец. Кстати "Көке" иногда называют старших братьев, распространено в основном на юге

Ана - мама

Апа/тәте - тётя. На юге и западе тате это дядя

Аға - дядя или старший брат.

Әпке  - старшая сестра. Так же старшой сестрой в центральном Казахстане называют "Апа"

Іні - младший братишка

Сіңлі - младшая сестренка

 

продолжение здесь http://kzkyzy.com/rodstvenniki_po_kakahski_2/

Шолпан Калиева Sholpanay
Веду блог "Школа келинок" - kzkyzy.com
29 мая 2012, 23:54
50651

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Здорово!!! очень понравилось )))
Спасибо, стараюсь
Тәте - это обращение к мужчине! Например Абай Құнанбаев обращался отцу тәте: Біз Құнанбайды өз заманының оқымыстысы, ғұламасы, қайраткері деп білеміз. Ол жастайынан билікке, дүние ісіне көп араласады. Сондай тұлға өмірінің соңында тіршіліктен баз кешіп, тақуа болып, ілімге бас ұрады. Бірде болыс Абай 2-3 айдай жер жауы, жесір дауымен сыртта жүреді. Әкесі кітап оқып, ой құшағында жүр дегенді естіп, ауылға келеді. Абай Құнанбайдың әлгі кітабын күніне екі-үш беттен ғана оқып, терең ойланып жүргенін байқап жүреді. Бір апта өткесін Абай сұрайды: «Тәте, мына кітапты ұзақ оқыдыңыз ғой, мағынасы терең кітап па?». Құнанбай қажы: «Иә, бұл кітаптың мағынасы терең, тариқат қой», - дейді. «Тәте, сізді дін ғылымының данышпаны ғой деп жүрсем, әлі «Тарихатта» жүрсіз бе? «Ақиқаттың» алдында тұр екен десем», - дейді Абай. Құнанбай сәл кідіріп, басын шайқап былай деді: «Әй, Абайжан, мен сені де толық сауатты екен десем, әлі кемеліңе жетпепсің ғой. Танымның негізі осы тариқат емес пе?! Тариқатсыз шариғат та, мағрифат та, ақиқат та жоқ. Осыны ұқпаған екенсің ғой, Абайжан!», - дейді. Сонда Абай үнсіз қалыпты. Сыртқа шыққан соң ұзақ басын шайқап тұрып: «Тәтемнің ғылымы неткен терең еді. Орынсыз сұрақ қоюға болмайды екен. Мен бетін ғана қалқып кетіппін ғой
azamat
5
0
Хехе... Интересно))
На западе мы дядей называем ТАТЕ )
Да, да я тоже такое слышала. Вот например я с центрального Казахстана. У нас ТӘТЕ - относится только к женскому роду.
я тоже с центрального Казахстана, и да, ТӘТЕ у нас это тети ))))
да и қозы это козы ;)))
kas
1
0
жесть, я думал Тате это только тёти) Север КЗ.
а я думал только дяди)))
Даже не думал что такие различия. Как там у вас говорят Татешка?) тут же явный женский род!
просто Тате говорят)
Мне кажется удобнее у нас)

Агашка, Татешка)

Чем, Тате и Тате ))
Мне говорили что на юге ЖЕҢГЕ - просто ЖЕҢ
и что иногда старшую сестру называют АҒА. Вы что нибудь про это слышали?
на юге по моему говорят жеңеще, могу ошибаться )))
да, так. еще в узком кругу говорят "жеше"
Nuraly
0
0
я с юга, и похоже над вами пошутили )) у нас жеңге могу называть жеңге, жеңеше или жеңгетай как бы по ласковей типа апатай, а насчет сестер называть аға o_O ? это полный бред ) статья интересная!
Классно! В избранное :)
Shirak
0
0
в юге тожей дядей называют тате,а жеңге не говорят нигде
Я думаю не стоить так громогласно заявлять что ЖЕҢГЕ не используется, у нас например в центральном Казахстане (Караганда) используется. Ведь надо учитывать что Казахстан большой и есть так называемые диалектные слова.
Кзылорда - юг? Не знал, что у нас не используют женге ))
Вот я про это и говорю. Мне кажется не что кто то с юга, кто то севера, вообще в разных городах Казахстана есть свои различия в названиях родственников. Вот мне и стало интересно, насколько сильны различия. Я так понимаю у Вас mauilachance ЖЕҢГЕ используется?
Да, используется. Редко используется Әпке, практически не слышал. Казалинский, Аральский районы Кзыл-орды.
У нас тоже редко используется ӘПКЕ, просто старшую сестру называют АПА. Хотя по моим наблюдениям даже в Алмате АПА - это бабушка, ӘЖЕ - прабабушка. Это видимо потому что на юге женщины живут больше и чтобы разделять бабушку от прабабушки делят на АПА и ӘЖЕ. А старшую сестру вместо АПА называют ӘПКЕ.
Тараз. ӘПКЕ используется ко всем женщинам старше себя, даже если они не родственники. Мысалы, Шолпан әпке әдемі екен))))
..............рахмет..........;)
на западе тоже используется
Кстати если Вам интересен перевод пословиц под каждой категорией родственников (кто такие күншіл, сыншыл, міншіл) - СХЕМА, можете почитать мой первый блог. Там подробно это описано. Мне просто интересно насколько вы согласны с определением пословицами в отношении родных....
airika
2
0
молодец! нам всем не помешает знать это, особенно разницу между"жиен" и "внук"
спасибо
Не за что, я тоже только год тому назад узнала что внуки могут различаться в названиях. Так как я очень люблю дедушку со стороны мамы, а дедушка любит меня я никогда не слышала чтобы меня называли жиен, я всегда была немере для дедушки. Но так как продолжением фамилии служит мужской род немерелер стоят выше. Обидно конечно. Но я думаю от этого "жиен"-ов любят не меньше "немерелер"-ов. Хотя возможно для некоторых регионов Казахстана немерелер стоят в приоритете в виде получения подарков или какой либо помощи.
В нашей семье "немерелер"-ры в приоритете. И со стороны нагашылар точно также, поэтому общения больше среди өз жұрты))) Ну и еще конечно же ұлдар лидируют в получении подарков или какой либо помощи, в сравнении с кыздариками))) Но это мне кажется уже тема отдельного блога)))
Еще тате используется по отношению к младшему брату отца, а коке к старшему брату отца. Әпке не слышала чтобы говорили, в основном апа. (Костанай)
Понятно. Значит у Вас в Костанае "немерелер" в приоритете по отношению к "жиен"-ам. Хотя вы ведь севернее Караганды, странно. Я думала такой приоритет наблюдается на юге.
Младший братишка отца будет ТАТЕ.
Старший брат отца КОКЕ. Интересно ну и логично конечно.
Ну такое присутствует в нашей семье, не могу говорить за остальных)
Так интересно у немере статус чуть выше как носитель фамилий,но он не может поступать как жиен ,у него больше прав.Так что все уравняется.
airika
0
0
я родом из Запада и здесь четко определены роли "внука" и "жиен", хотя надо признать жиенов любят не меньше, иногда больше, а нагашы вообще самый родной и близкий родственник

Да, что и доказывает поговорка про нагашы журт. Почему то у многих нагашы журт самый "родные" родственники. Я имею в виду не только у казахов но и у других национальностей
Ну как бы сказать нагашы и оз журт, обе стороны важны но любовь к каждой стороне особая)), оз журт как бы с тобой немного по строже, а нагашы всегда тебя могут побаловать и по свободнее.
классно, полезный пост. как раз не очень разбиралась кто кому кем приходит) столько родственников)
У Бельгера было интересное наблюдение, что "жиен" в контексте выше примечателен еще и тем, что означает в основном своем смысле - "племянник", т.о. внук от дочери почти "племянник", т.е. дальше по родству, нежели внук от сына. Это логично, а с лингвистической т.зрения еще и интересно. Ребенок дочери и племянник на одной ступеньке.
в первый раз такое слышу. Жиен = племянник. А кто такой Бельгер? Он изучал казахскую родословную или историю?
Какая интересная личность, Герольд Карлович Бельгер, нашла в викепедии. А вы с какой из его книг взяли эту информацию?
Супер описано!
Шолпан-красавчик!
zhen
4
0
Карындас не забыли?
Я хотела написать про карындас - но ведь это не родственные отношения. Карындас - незнакомая девушка или "сестренка".....что то типа того. В основном используется при знакомстве.
Қарындас это то же что и сіңлі. Мужчины говорят қарындас, а женщины соотвественно сіңлі, естественно к своим младшим сестренкам.
Да, но в основном это слово используется при знакомстве с девушкой. По крайней мере у нас в центральном Казахстане. А вы сами откуда будете и что чаще используется по отношению к сестренке - СІҢЛІ или КАРЫНДАС у Вас?
В основном как я написал, это везде так. Будь это север или юг, запад или восток.
но...вы так и не ответили на вопрос "Что чаще используется по отношению к сестренке - СІҢЛІ или КАРЫНДАС у Вас?"
К сестренке, лично я использую қарындас, а моя сестра использует сіңлі. Чего тут непонятного, вроде бы элементарные вещи. Это типочно казахское, это как іні, везде іні.

Да, кстати, эта құдаларов надо разделить по полу ;)))
Если честно, мне не было понятно действительно вам была интересна запись или вы зашли сюда просто так. А по поводу кудаларов - да возможно, вы правы
Для меня все просто так, кроме денег. Но все таки признаюсь, да, было интересно. Жаныма жақын десе болады. Поставил лайк.
У нас на северо-востоке так: карындас - сестрёнка мужчины, сіңлі - женщины.
Парни своим младшим сестренкам говорят КАРЫНДАС,КАРЫНДАСЫМ, а сiнiл, только девушки говорят по отношению к своим младшим сестренкам. Я с запада
наверное просто с тобой часто знакомятся
Интересный блог вы начали, спасибо. Хотела только добавить, что дедушка, бабушка, тети и дяди по материнской линии называются с приставкой нағашы - нағашы ата, нағашы апа и т.д. А дедушка может называться просто нағашы. И поэтому, как было указано выше в комментах, и внуки от дочери, и дети старших и младших сестер (племянники) называются одинаково - жиен. А племянники по брату, т.е. дети старших и младших братьев называются іні, сіңлі как младший брат и младшая сестра
да, и қарындас, соответственно))
Enlil
3
0
Вот это тееема! ) Продолжайте девушка. Ждем-с
Старшую сестру в Центральном Казахстане называют Апай с "й", исправьте! А Апа и в центральном Казахстане бабушка.
Вы с какого города будете? "Апай" - ну это тетя, незнакомая тетя. Что то я не замечала чтобы у нас в Караганде Апа - называли бабушку. Бабушка - ӘЖЕ
я с Караганды, мы свою бабушку апа называем, но так как бабушка с северного Казахстана, то я думаю что это оттуда перенеслось
Семей. У нас всегда бабушку Апа называли. Апай - да это лучше подходит к тете. А вообще мне нравится когда старшую сестру называют Әпке.
Бәрі дұрыс бір қате бар,ағасына ұйдегі кіші қыз қарындас болып келеді,апасы кіші қызды сіңілім дейді,ұрқсат етсеңіз сәл толықтырcсам
Немере– туыстық атау. Ер адамның баласынан тараған ұл мен қыз. Ағайынды кісінің балалары туыстық жақындығы жағынан Немере аға, Немере іні, Немере қарындас, сол сияқты ағайынды кісінің қыздары да Немере апа, Немере сіңлі болып аталады.
Шөбеере – туыстық атау. Атадан санағанда немереден өрбіген ұрпақ. Дәстүрлі қазақ қоғамында Шөбере немереден таралған ұл-қыздардан құралады.
Шөпшек – туыстық атау. Атадан тараған төртінші ұрпақ. Немере мен шөбереден туғандар туыстық жағынан қашықтай бастайды. Шөпшекті кейбір жерлерде туажат деп те атайды
Немене– туыстық атау. Дәстүрлі қазақ қоғамындағы жеті ата жүйесі бойынша таратылатын жетінші ұрпақ.
Жүрежат – алыс туысқандықты білдіретін атау, яғни туажаттан туған бала. Жүрежат – адамның өзінен санағанда жетінші буыннан қосылатын туысы. Қазақ халқының дәстүрлі әдет-ғұрпы бойынша Жүрежаттың балалары бір-бірімен қыз алысып, құдандалы бола алады.
Туажат – дәстүрлі қазақ қоғамындағы туыстық атау, немененің баласы. Туажат адамның өзінен бастап санағанда алтыншы буын. Ол туыстық қатынас жағынан бір атаның баласы саналғанымен, одан кейінгі ұрпақтардың іргесі бөлініп, туыстық қарым-қатынасы алшақтай бастайды.
Жұрағат – алыс туыстықты білдіретін ұғым. Жеті атасынан туысқандар үлкені кішісін Жұрағат дейді. Әдетте, бір рудан тараған адамдар да бірін бірі Жұрағат дей береді.
Жегжат, жамағайын, жамағат — бір-біріне құдандалық, т.б. жақындығы бар адамдар. Жегжат атауы қандас туыстарға қатысты қолданылмайды. Жегжат — туыстығы жоқ, бірақ құданың құдасы, нағашының бөлесі, жиеннің балдызы сияқты туыстық қатысы бар адамдар арасындағы жақындықты білдіретін атау. Олар құда, нағашы, жиен сияқты туыстық, жақындық құқықтарды талап ете алмайды.
Соны айтсам, ұғар емес, әлде бір сөйлеу мәнері деп қалдыма... сенің тармақтарының барлығына қосаламын.
Үп үлкен рахмет сізге. Осындай білетін адамдар көп болса екен
Құда-келіннің/күйеудің Әкесі немесе сол жақтан ең үлкен ер адам
Құдағи -келіннің/күйеудің Шешесі немес жоғарыдағы ең үлкен ер адамның әйелі
Құдалар - родственники со стороны мужа/жены
Құда жегжат - дальние родственники, близкие друзья.демек бұл қате -сонда бұл былай Құда жақтың туысқандарын біз сол кезде барып құда жекжат деп атаймыз
Согласна с определением құда жегжат. Просто в результате так и выходит ооочень дальние родственники, которые тем не менее могут быть друзьями. Спасибо за комментарий. Обязательно исправлю
Везде по разному, в некоторых краях говорят құдағай. Вместо құдағи.
Именно это мне и интересно. Где разнятся названия родных. В каких краях как называют?
Вы еще забыли, құдаша и құда бала.
две истории:
1) Шымкентская девушка рассказывала, как одной из подруг (кажется с Атырау) позвонили и когда ее спросили кто ей звонил, она сказала "Апамнын жігіті", что удивило ее подруг.
2) Парень с Тараза ловил такси в Алмате, и остановившемуся таксисту сказал "Тәте вокзалга дейн апарып тасташы", водила ответил "Ей озин тате" и уехал
озин тате-хахаххахаха)
Nekton
1
0
Не только понравилось. В favorites себе поставил. как справочник!
Мақала емес, жазба де, әлде пост десең дұрысырақ болар. Мақала деген орысша айтқанда "статья" ғой.
Не я конечно понимаю, первая запись и анау мынау, ну раз уж пост по-русски написан, было правильнее вещи своими именами называет, ну...кхх... точнее людей. Шурин это шурин, золовка это золовка, свекор это свекор, сваты это сваты, тесть это тесть.
А то получается, слова русские, а пост все таки по-казахски писан.
принимается....
отличный пост, еще казахам бы свои 7 колен знать. Жети ата. Вообще будет супер )
Это и будет следующей темой моего блога. Ждите
Кому надо, тот всегда знает ...
Вот мои предки
Дулаттан - Шымыр
Шымырдан - Шынқожа
Шынқожадан - Марсым
Марсымнан - Қыргызәлі
Қыргызәліден - Қазымбет
Қазымбеттен - Бәйімбет
Бәйімбеттен - Қуттық
Қуттықтан - Ақшуақ
Ақшуақтан - Копек
Копектен - Кейкі
Кейкіден - Батырбек
Батырбектен - Мырзабай
Мырзабайдан - Рысбай
Рысбайдан - Тоғыс
Тоғыстан - Ошан
Ошаннан - Бакытжан
Бакытжаннан - ....
"Жаманыңа" помоему в таблице ошибка
Верно. Там еще одна ошибка. "Әрдайым, тілекші, телеуқор боп." - Слово "боп", это даже не слово, это сокращенное от "болып", даже к устному слову нельзя отнести. Даже если будет "болып", смысл предложение все равно будет бессмысленным.
"Әрдайым, тілеулес болады" - если, так напишет, то.. это уже будет правильней, намного.
И еще "тілекші, телеуқор, тілектес, тілеулес" - это слова синонимы, можно было и одно слово оставить.
вы такооой наблюдательный. У меня просто при экспорта схемы от корела в джепег текст пропадал. Как смогла экспортировать с корела так и получилось. Полный текст - "Әрдайым, тілекші, телеуқор боп жүреді"
Еще раз пишу, что нет такого слова как "боп", возможно это перешло от спанч бопа :))
Вообще, пишется как "жаманына", если я не ошибаюсь, вы наверно не можете отличать буквы "ң" от "н".
erekes
2
0
Надо учитывать то, что за основу литературного языка принят язык Абая и Мухтара, т.е.язык казахов Сарыарки. Все остальное местные различия.
+11111
Золотые слова!
*целую ваши мысли!)
Все это слышу, если напрягусь даже расскажу, но меня это напрягает) Старших сестер, тёть называю АПА, дядек АГА и всё) жарайды) зачем все усложнять)
а пост интересный
Очень интересно, побольше бы таких статей.
CMG
3
0
Я охерел, когда узнал, что праправнук по-казахски - немене. Так и встает картина перед глазами: сидит старуха, лет под 100-110, ей подносят новорожденного праправнука, а она, не разобрав что там, из-за своей слепоты, говорит: "мынау немене?". Вот и стали так называть :)
скорее всего так и было
Кyшiк куйеу (дословно «зять-щенок», по русски "примак") казахи называют несостоятельного зятя, приходящего в дом жены.
Мне казалось что Күшік күйеу это тот человек, что помогает қайын жұрту, и забыл про свой род. кто как думает ?
раньше часто бывало так что ктоөлибо не мог заплатить калым за невесту и отрабатывал после свадьбы, отрабатывая на родню жены.
бывали случаи когда муж попадал в зависмость от родни жены - например собственная родня перебита врагами, или собственная родня за что-то изгнала мужчину со своего рода.
вот таких и называли күшік күйеу - зятя, зависимого от родни жены, живущего под защитой родни жены.

Помощь қайын жұрту - это не признак күшік күйеу, просто иногда некоторые зависимые зятья прикрывают свою зависимость тем, что якобы добровольно помогают родственникам жены.

если же муж сам зарабатывает на жизнь и при этом может помогать и помогает родственникам жены, то он не күшік күйеу, потому что он НЕЗАВИСИМ от них, не получает от них помощи и защиты. Это родня жены ЗАВИСИМА от него. Такая ситуация является упреком братья жены, которые не могут обойтись без помощи зятя.

күшік күйеу - в современной жизни можно называть тех кто не имея собственного жилья живет у родни жены, делает карьеру благодаря отцу жены, чьи дети чаще общаются с родственниками жены и т.д.. То есть не самостоятелен.
да. соглашусь с вами Алдар Косе )
RDBxyz
2
0
Карындас - младшая сестренка (братья называют сестренок)
Сіңлі - младшая сестренка (сестры называют своих сестренок)
Liz
0
0
А еще в Шымкенте вроде своих сестер "әпше" называют. Я была удивлена)
Арине Шолпан ризамын сендей казагымыздын салтын намысын, арын сактап шурген арамызда Ару бар болганына. Кейбир казактар туыс екенин биледи бирак нактысына келгенде кимнин калай туыс екенин билмейди. - "Калай туыс болып келесин?" деген суракка -"билмим айтеуир туыспыз" деп жауап беретин казактын ул-кыздарына оте пайдалы. Онерин орге орлесин Шолпанай
LOLka
0
0
Красиво, умно и со вкусом,
Но я - тупой, однако, же:
Уж полчаса учить пытаюсь:
Где "құдалар", а где "жезде"...
Вот как женитесь - сразу разберетесь:) Главное, на казашке жениться))
Ағаны (Тәте) деп тек Жамбыл облысында ғана айтады. Ал Жеңгені (Жеңеше) деп те айта береді.
"Төркіні жақынның төсегі жиналмайды" деген мәтел өте дұрыс айтылған екен. Осыны айта отырып Бауржан-шоудағы "Құдағи, бір портия" қойылымын еске алғым келеді. Сол қойылымдағы бір үзінді.
Құдағиы құдасына: Осы сен мені құдағи деп, бір қонаққа шақырсаң бірдеңең кетеді ме? - десе.
Құдасы құдағиына: Құдағи, егер сен менің үйіме күнде келіп, шықпай қойсаң, мен сені қонаққа қалай шақырам...? деген екен.
Почему в казахском языке нет слова "люблю"?))
почему есть слово сүйемін. ғашықпын. жақсы көремін
шолпан! Ты забыла еще слово тага, что означает нагашы на юге. Также ты забыла про кудаги, кудаша, куда бала. Правильно будет карындас по отношению к сестренке со стороны брата старшего и сіңлі со стороны старшей сестры. потом в некоторых местах говорят балдыз только исключительно женщин , а мужской пол кайны. также полностью поддерживаю казмазкраз. В некоторых местах родных братьев называют бауырым. Есть еще понятия токал.-байбише.Есть еще у казахов баба -пращурь, начиная с отца дедушки только со стороны отца. Еще на юге мать-ана называют шеше или шешей. Еще кроме келин есть слово келиншек- супруга. Есть еще слово бай, байым-муж.
Есть у казахов еще называют детей: бопе-младенец, бала, тулымшак, жасоспирим, бойжеткен, орен и т.д. Еще есть такие понятия дос,жолдас, курдас, замандас, курбы. тете-одногодки и т.д. даже такие понятия ашна- любовник, любовница.
Да, но все эти слова лишь косвенные (суйемин - букв.целую, и т.д.)! Я удивился, когда пришел к выводу, что казахи никогда не говорят друг другу "я тебя люблю" (особенно, это проявляется среди старшего поколения). У нас есть слово "махаббат" как существительное, но как глагол - ничего подобного!))
наоборот ашь 3 слова люблю в казахском)), а ты говоришь). люблю же тоже переводится досовно как нравится)
кстати русское люблю возможно тоже исходит от слова лобзать- суйемин.
есть еще метисы. на половину другой национальности. там кажется еще сложнее ))
akma81
0
0
спасибо за пост
Көке - это дядя.
Дядя у казахов заменяет отца (при его отсутствии). Причем в прямом смысле: так, например в случае смерти мужа - женщина должна была выходить замуж за младшего брата мужа. Поэтому, для любого казахского ребенка - дядя это потенциальный отец. Поэтому часто отца называют то әке, то көке.
аға это обязательно брат ө то есть тот кто не может жениться на твоей матери и стать тебе отцом. Он всегда будет тебе всего лишь старшим братом.
Поэтому нельзя никак приравнивать старшего брата и дядю - это совсем разные статусы.
әпке - это всего лишь ласкательная форма слова апа. У казахов нет большой разницы между понятиями Старшая сестра и Тетя. Ни та ни другая не могут заменить матери. И тетя и сестра рано или поздно покинут свои аул, выйдя замуж за представителя другого рода (начиная с 8 колена).
Сестра и тетя это один и тот же статус по-казахски.
Вы еще упустили понятие Қарындас и Бөле.
Сіңіл - может быть только у женщин.
Бөле это тоже особый статус.
Родственники отличаются тем какие роли они должны играть в твоей жизни, отсюда и зависит группирование.
Тәте это мужчина! Например Абай Құнанбаев обращался отцу тәте: Біз Құнанбайды өз заманының оқымыстысы, ғұламасы, қайраткері деп білеміз. Ол жастайынан билікке, дүние ісіне көп араласады. Сондай тұлға өмірінің соңында тіршіліктен баз кешіп, тақуа болып, ілімге бас ұрады. Бірде болыс Абай 2-3 айдай жер жауы, жесір дауымен сыртта жүреді. Әкесі кітап оқып, ой құшағында жүр дегенді естіп, ауылға келеді. Абай Құнанбайдың әлгі кітабын күніне екі-үш беттен ғана оқып, терең ойланып жүргенін байқап жүреді. Бір апта өткесін Абай сұрайды: «Тәте, мына кітапты ұзақ оқыдыңыз ғой, мағынасы терең кітап па?». Құнанбай қажы: «Иә, бұл кітаптың мағынасы терең, тариқат қой», - дейді. «Тәте, сізді дін ғылымының данышпаны ғой деп жүрсем, әлі «Тарихатта» жүрсіз бе? «Ақиқаттың» алдында тұр екен десем», - дейді Абай. Құнанбай сәл кідіріп, басын шайқап былай деді: «Әй, Абайжан, мен сені де толық сауатты екен десем, әлі кемеліңе жетпепсің ғой. Танымның негізі осы тариқат емес пе?! Тариқатсыз шариғат та, мағрифат та, ақиқат та жоқ. Осыны ұқпаған екенсің ғой, Абайжан!», - дейді. Сонда Абай үнсіз қалыпты. Сыртқа шыққан соң ұзақ басын шайқап тұрып: «Тәтемнің ғылымы неткен терең еді. Орынсыз сұрақ қоюға болмайды екен. Мен бетін ғана қалқып кетіппін ғой
А как называют брата и сестру мужа?
LOOK! READ! REMEMBER!
Hello, everybody! Look, read, remember! Let's improve our kazakish (not "kazaKHish"):
Целовать - өбу; поцелуй - өбіс (кейде "өбім"); любить - сүю, жақсы көру; любовь - СҮЙІМ.
Первый поцелуй, первая любовь - ілкі өбіс, ілкі сүйім.
Махаббат - фарсизм, ғашықтық - арабизм.
Енді шатаспайық, ағайын. Ауызекі нақыш пен қарабайырлықты қысқартайық та әдеби, әдемі және әдепті сөйлеп бастайық.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Мой дом – не гостиница. Я не останавливаюсь у своей родни, потому что знаю, что это такое

Мой дом – не гостиница. Я не останавливаюсь у своей родни, потому что знаю, что это такое

Наступил долгожданный момент и мы смогли заселиться в собственную квартиру. А потом началось... Все знакомые, родственники, даже коллеги и соседи родителей вспомнили о нашем существовании.
Idealovnet
14 окт. 2017 / 20:38
  • 8117
  • 78
Работа на EXPO. «Улыбайтесь, вы – лица Казахстана»

Работа на EXPO. «Улыбайтесь, вы – лица Казахстана»

Продление перерывов, втыки от менеджеров, борьба за стенды, кучкования, как мы друг-друга прикрывали, защищали от гостей. Все эти события доставляли радость, и каждый день на работу я приходила...
madiNAtty
14 окт. 2017 / 22:34
  • 5534
  • 22
Молчание Бозумбаева. Как «бензиновые короли» диктуют государству свои правила игры

Молчание Бозумбаева. Как «бензиновые короли» диктуют государству свои правила игры

Произошедшая в сентябре одновременная остановка двух казахстанских НПЗ из трёх и последовавший за этим топливный кризис – это для Казахстана уже не ново. История повторяется каждый год.
openqazaqstan
11 окт. 2017 / 16:32
  • 4330
  • 44
«Что дали задом?» Родительский чат в WhatsApp покорил Интернет

«Что дали задом?» Родительский чат в WhatsApp покорил Интернет

Чат дагестанских родителей в WhatsApp стал популярным в Интернете. Кто-то записал общение родителей в мессенджере и после опубликовал в Твиттере.
tala03
12 окт. 2017 / 15:10
  • 3017
  • 11
«Bank RBK» банкрот? Почему мы не можем распоряжаться собственными же деньгами?!

«Bank RBK» банкрот? Почему мы не можем распоряжаться собственными же деньгами?!

Мы не можем выдать зарплату, оплатить по счетам или как-то иначе распорядиться нашими же деньгами! У физ.лиц, насколько мне известно, ситуация не лучше - при нас люди не могли снять свои деньги с депозитов.
daniyar4422017
13 окт. 2017 / 15:46
  • 2931
  • 12
Актогайский горно-обогатительный комплекс – брат-близнец Бозшаколя

Актогайский горно-обогатительный комплекс – брат-близнец Бозшаколя

Рядом с посёлком Актогай в ВКО расположено одно из крупнейших в мире неосвоенных медных месторождений. В октябре Актогайская обогатительная фабрика вышла на проектную мощность.
theYakov
12 окт. 2017 / 10:47
  • 3019
  • 20
Я четко помню тот день, когда мне позвонили друзья и сообщили: «Она выходит замуж»

Я четко помню тот день, когда мне позвонили друзья и сообщили: «Она выходит замуж»

У нас была особенная атмосфера, мы постоянно были вместе, читали треки, летом часто поднимались в горы. Гуляли пешком по ночному городу, иногда до утра. Снимали хату и представляли совместную жизнь...
Dominator-kz
14 окт. 2017 / 22:29
Отчего в Казахстане предвзятое отношение к отечественному продукту?

Отчего в Казахстане предвзятое отношение к отечественному продукту?

Вы когда-нибудь пользовались казахстанской косметикой? Я тоже нет, поэтому сразу же откликнулась на приглашение своего фейсбук-френда протестировать отечественные крема… из Степногорска.
Shimanskaya
16 окт. 2017 / 11:32
  • 2194
  • 29
Когда почти все уехали в «А-города», стоит ли жить в Шымкенте?

Когда почти все уехали в «А-города», стоит ли жить в Шымкенте?

Город имеет особую ауру - очень густая энергетика, думаю, это от того, что он со всех сторон окружен "местами силы". Шымкент напоминает мне старенького доброго мудрого дедушку-аксакала.
Bonittta
13 окт. 2017 / 15:15