Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
08:28, 25 мая 2012

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОР - 1: отражение реальной картины

Руслан Жангазы

исследование, разработка и формирование

национальной научно-технологической политики

 

Уважаемые коллеги, сегодня хотел бы продолжить публикацию серии материалов, посвященных общей теме - состояние и перспективы развития науки, новых технологий и инноваций в Республике Казахстан.

Одним из основных подходов к изучению проблем формирования национальной научно-технологической политики является статистический.

Методологически этот подход основывается на так называемом "Руководстве Фраскати", являющийся базовым документом для аналитического измерения эффективности национальной научно-технологической политики стран ОЭСР.

Дело в том, что "Руководство Фраскати" периодически совершенствуется с целью выработки универсального статистического инструмента, однако это не всегда достижимо.

Так, согласно "Руководство Фраскати", в статистическом наблюдении все предприятия и организации классифицируются по следующим секторам деятельности:

- государственный сектор;

- предпринимательский сектор;

- сектор высшего образования;

- частный некоммерческий сектор.

Теперь, обратите внимание на графический материал, представленный ниже.

Blog post image

Источник: www.stat.kz

Представленная структура распределения организаций, выполнявших исследования и разработки, позволяет выделить следующие тенденции:

Во-первых, наблюдается сокращение доли государственного сектора, за рассматриваемый период его пик достиг в 2004 году - сразу на 15%.

Во-вторых, прослеживается расширение доли частного некоммерческого сектора, за рассматриваемый период его пик достиг в 2009 году - сразу на 18,7%.

В-третьих, доля предпринимательского сектора и сектора высшего образования сохраняет относительное динамическое равновесие, демонстрируя за рассматриваемый период незначительные изменения.

Обобщая, конечно же, можно отметить, что вырисовывается хорошая картина.

Однако, сразу же возникают вопросы следующего порядка:

1. Согласно Конституции в Казахстане признаются государственная и частная формы собственности. В то же время в официальный оборот проникает термин "квазигосударственный сектор", обозначающий АО и ТОО с государственным пакетом акций или долей участия в уставном капитале. Так куда следует относить АО "Национальный научно-технологический холдинг "Парасат" и его дочерние и зависимые организации?

2. Не является ли подобный подход намерением выдать желаемое за действительное, "нарисовать" приятную для восприятия картину в науке, сокращая долю государственного сектора и увеличивая частного некоммерческого?

3. Насколько адекватно "исследования" различных НПО и общественных объединений (за исключением Национальной академии наук) называть научными, какое отношение имеет предмет различных госзакупок - "исследования" и "аналитика" - к реальной научной работе?

4. Если по итогам 2011 года доля предпринимательского сектора составила 36,2%, то есть бизнес структуры выполнили наибольшую часть исследований и разработок, то почему мы говорим о том, что частный бизнес не финансирует науку?

5. Соответствует ли методология "Руководства Фраскати", разработанная странами ОЭСР для стран ОЭСР, то есть для ведущих экономик мира, нашим реалиям?

6. Есть ли возможность при статистическом обследовании на основе "Руководства Фраскати" учитывать национальные особенности в законодательстве, экономическом развитии и др?

7. Существуют ли более усовершенствованные альтернативы "Руководству Фраскати"?

8. За счет чего произошло резкое сокращение государственного сектора в 2004 году в исследованиях и разработках?

9. За счет чего произошло резкое увеличение частного некоммерческого сектора  в 2009 году в исследованиях и разработках?

10. Если высшее руководство страны и чиновники от науки получают подобную искаженную информацию, какова вероятность, что они будут принимать правильные решения во имя развития науки в Казахстане?

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОР продолжит отслеживать состояние науки, новых технологий и инноваций.

Мы будем задавать вопросы, которые будут показывать истинный уровень компетентности наших "научных" чиновников.

0
339
0