Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
00:47, 07 января 2010

Творчество Есима Божеева в контексте «Древние тюрки»

Над темой древние тюрки Божеев Есима Акебаевич, глубоко заинтересовался и проявил в своей скульптуре. Его творчество заслуживает огромного внимания, и привлекает как зрителей, так и искусствоведов своим оригинальным видением в искусстве. Его представления о древних тюрках связаны трансформацией идей прошлого в контексте настоящего. Эти качества повлияли и на его формирование художественного мышления дающего о себе знать в созданных им произведениях.

Тяга к изобразительному искусству является своеобразным желанием человека создать индивидуальное произведение, которое бы подчеркнуло личность художника и его понимание мира по законам красоты.

Содержание каменных изваяний древне-тюркских племен вызывает у скульптора серьезный творческий интерес. Художественное знание о древнем мире у Божеева Е.А. возникло в результате раздумий о жизни и исследований культуры и традиций древних тюрков. Он четко выбирает тематику в создании своих каменных изваяний опираясь на исторический материал. Исторические, философско-религиозные представления древних тюрков, символический подход в изображении мира выражает идею личности. Жизнь в суровом мире борьбы за выживание глубоко заинтересовали Божеева Е.А. Культурное наследие древних тюрков нашло должное место в широком сердце Божеева Е.А. Историко-художественная преемственность характерна для многих лет его творчества.

Процессы природы, ее скрытые тайны, моменты духовного и культурного развития общества становятся актуальными в работах мастера.

Его свободолюбие, взгляд на реальное живое искусство, отличается от стремлений коммерческого характера, где перемешаны ценности красоты и товара.

Основа объективного жизнепонимания исходит от истинного гармоничного восприятие мира. Свое миропонимания жизни Божеев Е.А. рассматривает с позиции дуализма. Его дуализм исходит от философии Иммануила Канта, который считает что мир непознаваем. Необходимо ко всякому человеку относиться как к цели, а не как к средству. Французский философ Рене Декарт, представитель рационалистического подхода к изучению природы: в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция «я существую – это познания мира через разум». Эти философы заинтересовали идеей о неминуемой двойственности миропонимания природных и духовных процессов.

В его скульптуре выразительными средствами является простота, в которой скрывается гармония и жизнеутверждение духовных истин. В миг вдохновения, почувствовав этот восторг, его душа брет победу над разумом и накопленное внутреннее содержимое мощной энергии, вырывается наружу через художественное творчество. Эта Любовь к искусству является его жизнью. Эти желания привели его к независимости. Каждый пережитый восторг пробуждает новый творческий импульс.

В скульптуре Божеева Е.А. доминирует симметричное композиционное построение, которое говорит о склонности к правде и справедливости. Значение «скульптура» он понимает как - объем которое отражает более полное миропонимание, чем плоскость.

Мастер интересен как самоучка с качествами постоянного стремления к точности отображения переживаний. Камерное пространство талантливых людей делают мир прекрасным.

Зарубежному зрителю Есим Божеев знаком скульптурами «каталепсис» металл, масло 1992 г. Нью-Йорк. Портрет скрипача Марата Бисенгалиева, гранит, 2004г. Лондон.

Как сам о портрете говорит автор: Искусство ваяния скульптуры из камня издревле восхищает внимание зрителя. И это вполне закономерное естественное желание человека видеть свой рукотворный итог духовных исканий, где плоды творческого труда сохраняются в возвышенном художественном образе.

Blog post image Марат Бейсенгалиев

Марат Бисенгалиев

Марат Бисенгалиев как личность в музыкальном мире идет по пути, проложенному им еще в юношеские годы. Образ скрипача, как живой источник, питающий духовную потребность серьезного слушателя породил и идею создания портрета. Определяющими замысел оказались и такие характерные черты как чувствующий зрителя взгляд, волевой подбородок, свободная и близкая к поэтичности укладка волос, изящно и уверенно очерченный клювообразный профиль носа. И вообще доброе чарующее лицо, выражающее трепетное состояние души, с которым Марат выходит на сцену к почитателям своего таланта.

Вся прелесть портрета не поддается аналитическому определению словом, она отражена в слабо уловимой, но уже заискрившей в уголках губ улыбке Марата Бисенгалиева. (16.05.04г.)

Биография и творчество.

Божеев Есим Акебаевич родился в 1948 году в селе Егин-Су Семипалатинской области. В 1959 году семья переехала в г.Алма-Ату. Здесь он познакомился с Астаховым Анатолием Григорьевичем. Астахов А.Г. ходил на этюды, увлекался пейзажем и скульптурой. Он заинтересовал нового приезжего друга своим увлечением в области изобразительного искусства. Вместе они прогуливались к реке Алматинка и в другие окрестности города Алма-Аты, Астахов А.Г. рисовал, а его юный кудрявый друг с восхищением наблюдал и наслаждался творчеством Анатолия. Он думал, что ему достаточно быть просто наблюдателем и долго не решался вступить в мир искусства. После восьмого класса Астахов А.Г. поступил в художественное училище имени Гоголя на отделение живописи, затем перевелся на отделение скульптуры. Преподавателем по скульптуре был Толеген Сабитович Досмагамбетов. После окончания художественного училища он получает специальность скульптора. Божеев Е.А. радовался его успеху,так с ранних лет у него появляется любовь к искусству.

В 1971 году Божеев Е.А. поступает в Каз ПИ имени Абая на исторический факультет. В будущем исторические знания окажут влияние на создание им каменных изваяний «балбалов».

Божеев Е.А. самостоятельно занимается, и учится профессионально работать у Астахова А.Г.После окончания института имени Сурикова, Анатолий Астахов занимается педагогической деятельностью. Не вмешиваясь в творчество Божеева он помогает ему отыскать свое видение в искусстве. Портретному искусству Божеева оказали влияние и скульпторы Толеген Досмагамбетов и Женис Молдабаев.

 

Blog post image

Ер-тостик

Blog post image

Современница

В 1978 году он впервые создает работы «Ер-тостик» где изображен сказочный герой мальчик и обобщенный портрет девушка «современница». Обе работы выполнены в шамоте. Увидев первые завершенные работы, Астахов А.Г. отзывается о них тепло и видит талант в своем друге, в области скульптуры.

В 1979 году проводится восьмая Республиканская выставка произведений молодых художников Казахстана. Первая выставка Божеева Е.А., в которой п его работы «Ер-тостик» и « современница» неожиданно для автора проходят через выставочную комиссию. В числе их были Мамбеев С., Полонская , Ли К.

В 1989 году на выставку Нетрадиционные формы творчества «Перекресток», попадает работа «Каталепсис» (металл, масло). В нем отображён период гласности. В самой работе показана круглая чаша голубого цвета, которая

Blog post image

Гласность

символизирует мирное пространство, в ней лист, разделенный пополам, с одной стороны он окрашен в белый цвет, а с другой стороны в черный. Между белым и черным цветом в середине вертикально установлено лезвие, которое разрезает лист, черный цвет сворачивается превращаясь в красный цвет (кровь), символизируя о том что темная сила истекает кровью, светлая сила побеждает. В центре лезвия вырезано слово «гласность». В это время очень активно обсуждалась в обществе проблема происходящих культурно-социальных процессов. Данная работа исполнена в стиле авангард и явилась отражением этих процессов. Название «Каталепсис» указывает на то застойное время и говорит о необходимости перемен в обществе.

Следующая выставка состоялась в 1999 году – Художники в XXIвек. На этой выставке зрители увидели работы «Семиотика клетки», «Тюркский воин с саблей и кубком», «Тюркская женщина с птичкой».

Blog post image

Семиотика клетки

 

Blog post imageBlog post image

е Тюркский воин                                       Тюркская женщина с птичкой

В символической работе «Семиотика клетки» проявлен глубокий смысл сюжета. Круглый обобщенный образ говорит о целостности мира и жизни и ее разнообразии. Простым исполнением показана сложность мира. Объем формы строго симметричен. В центре шарообразного изображения условный, символический знак, который вводит в раздумье и вызывает различные ассоциации.

В предельно обобщенной скульптуре просматривается мудрый взор совы, туловище слона, воздушные очертания в середине фигуры похожи на зародыш в утробе, кита или процесс деления клетки. Автор предлагает зрителю рассматривать работу в свободной непринужденной манере и отыскивать в ней свои близкие его воображению ассоциации.

В целом лаконичными скупыми приемами без деталей скульптор пытается отразить через форму условную знаковую схему жизни.

Blog post image

Тогызкумалак

Декоративный эскиз – проект фонтана « Тогызкумалак» имеет симметричное построение из двадцати зооморфных фигур в котором скульптор отразил эстетическую сторону видения казахской национальной игры.

Blog post image

Тюрк с рыбой

 

Blog post imageBlog post image

Тюркская женщина с сережками и косичками

 

Blog post imageBlog post image

Тюрк в трехрогой тиаре

 

Blog post imageBlog post image

Тюрк с тотемом волка

Blog post imageBlog post image

Солнцеликая

Большое внимание уделяет скульптор теме: «древние тюрки» в этой серии созданы такие работы как 1. «Тюрк воин с кубком саблей», «Тюркская женщина с птичкой», «Тюрк с рыбой», «Тюркская женщина с сережками и косичками», «Тюрк в трехрогой тиаре», «Тюрк с тотемом волка», «Солнцеликая».

В этих работах скульптор показывает духовную преемственность древних тюрков в контексте связи с потусторонним миром по схеме единства трех космических зон (небо – земля – преисподня). Таким образом балбалы по словам Елеукеновой Г.Ш. являлись «свидетельством стремления людей привлечь «магический» образ предка в сферу своих жизненно важных потребностей, общественных и личных интересов…»

Балбал – орхонское название каменных изваяний. Они изображали символический образ тюрков – героев, внесший значительный вклад в духовную, культурную и военную жизнь кочевников.

Такие каменные изваяния от 0,5 до 2,8 метра стоят в зоне древних кочевий от Восточной Европы до Монголии.

Заключение

По утверждению Елеукеновой Г.Ш. Древние тюрки обессмертили себя, создав свой, особый, вид монументального искусства – каменные изваяния, имевшие для них большую положительную общественную значимость. Они вкладывали в эти образы нечто исключительное, выходящее из ряда повседневных явлений жизни. В монументальных формах статуй средневековый ваятель решал эти задачи особыми, приподнятыми средствами художественной выразительности, использовал такие средства художественного воплощения образа, которые придавали скульптуре торжественное звучание и общественную значимость.

Традиционное искусство древних тюрков, в частности их монументальная скульптура, не должно рассматриваться лишь как необходимый компонент (наряду с пением, молитвами, жертвоприношением и т. д.) конкретного ритуала, оно является составной частью синкретического комплекса, но наряду с этим зримо воплощает в самобытном пластическом творчестве мировоззренческие и эстетические аспекты видения людей средневекового общества. Специфика этого искусства по сравнению с другими сферами творческой деятельности состоит в том, что оно явилось яркой и своеобразной интерпретацией общественной и духовной жизни древних тюрков, которые не только фиксировались, но становились богаче по сравнению с исходным материалом, найдя своеобразное пластическое воплощение в монументальных образах.

Важно отметить, что традиционное искусство, в частности монументальная древнетюркская скульптура, является одним из существенных факторов, определяющих характер развития современного искусства Казахстана. Оно стало непосредственной традицией современного казахского пластического искусства. Конечно, каменные изваяния тюрков утверждают, эстетический идеал своего времени, конкретного общества, а современные скульпторы уже решают другие задачи, связанные сегодняшними культурными процессами в жизни общества. Однако, обращаясь к пластическому наследию древних тюрков, они извлекают уроки законов монументальности, принципов декоративности. В результате они демонстрирует своим творчеством прямые выходы в область обобщений и концепций, предельной конкретности и лаконичности. При этом в основе их произведений лежат локальные, подчас трудно уловимые особенности традиционного искусства. Тем больше значение приобретают для нас те немногие, сохранившиеся до нашего времени, формы традиционного искусства, каковой является монументальная скульптура тюрков.

 

По заказам и выставкам работ обращаться по телефону:

моб: 87773534248,

дом: 3856652


0
1408
2