Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
5
23:54, 22 мая 2012

(Квази?)электронная коммерция - что завтра? Итоги КИПРа

17 мая в Клубе Института политических решений (КИПР) по инициативе Интернет Ассоциации Казахстана (ИАК) прошло обсуждение перспектив развития электронной торговли в стране. Не ставя под сомнение потенциал отрасли в целом, эксперты пытались сосредоточиться на частностях, определить, насколько качественным будет завтрашний рывок и что для этого следует предпринять сегодня. В том числе на законодательном уровне, и особенно, как акцентируют участники отрасли, в части налогообложения.

Развитие электронной коммерции в Казахстане: барьеры и решения

Blog post image (фото, видео, звук, презентации с КИПРа)

Айдар КАЗЫБАЕВ, председатель Комитета торговли Министерства экономического развития и торговли РК, спикер:

Электронная торговля из всех форматов торговли самая динамично развивающаяся сегодня сфера, будущее за интернет-торговлей, и в этом аспекте очень важно создать правовые рамки, регулирующие отношения как в сфере продажи через интернет, так и в части покупок. Вкратце ознакомлю вас с законом, инициированном нами в прошлом году и необходимом прежде всего для бизнеса.
Вообще без закона сам сегмент рынка развивается достаточно неплохо, но наблюдается некий перекос в сторону услуг (самые крупные игроки на интернет-рынке – это Эйр Астана и GSM Kazakhstan), а доля потребительских товаров не такая высокая. Также, в целом, уровень развития интернет-торговли характеризует уровень интернетизации общества. Поэтому все развитые страны имеют колоссальную долю интернет-продаж в секторе розничной торговли, у нас же она крайне низка.
Законопроект затрагивает внесение изменений в ряд законодательных актов.
Уголовный кодекс. Понятно, что в интернет-торговле мы не видим, кто нам продает товар, есть вероятность, что этот сектор формирует сектор мошенников, а этот вид деятельности уголовно наказуем. Во-вторых, взлом информации. Когда мы покупаем товар, мы в любом случае формируем в интернет-магазинах базы данных, в этой связи несанкционированный доступ к ним тоже объявляется уголовно-наказуемым деянием. Следующее касается поддельных карт оплат. Система электронных денег в Казахстане на сегодня практически не работает, в этой связи основным средством оплаты покупок являются платежные карточки.
Кодекс об административных правонарушениях. Здесь затрагиваются вопросы ответственности субъектов частного предпринимательства за поставку товаров, а также вопросы рекламирования продукции эротического содержания, запрещенной информации, запрещенных товаров.
Налоговый кодекс. Здесь вопрос не решен, потому что по мнению ряда госорганов, налоговая нагрузка в Казахстане итак достаточно низкая, в этой связи есть единая ставка НДС, и нет необходимости в целом затрагивать вопрос налогообложения. Но мы касаемся следующего: необходимо, чтобы при покупке больших партий товаров через интернет-магазины признавалась система электронных счетов-фактур. Также обороты по платежным карточкам предлагается облагать по ставке НДС в 10%.
Закон «О регулировании торговой деятельности». В 2007 году были приняты правила электронной торговли, но они, как отмечают многие, практически не работают. Нет ответственности за нарушение этих правил, термины и понятия не отражены в законодательстве, и, в-третьих, система пошла вперед, и эти правила просто морально устарели. В этой связи мы вводим понятие «электронной торговли», критерии и порядок продаж через интернет, хотим в этом законе максимально отразить механизм продажи и доставки товаров.
Закон «О защите прав потребителей» – механизм защиты прав потребителей распространяется и на электронную торговлю.
Закон «О рекламе» – вводится ответственность за достоверность рекламы на интернет-сайтах.
Закон «О правах ребенка» – вводятся ограничения по распространению информации эротического характера при электронной торговле.
Кроме того, в этом году Министерство транспорта и коммуникаций разрабатывает поправки в Закон «Об информатизации» – здесь будут учитываться вопросы ответственности, порядка, выдачи и действия электронно-цифровой подписи.
Что касается «Казпочты», то сейчас система доставки товаров работает, она сейчас переходит к современным форматам доставки.
Вот вкратце положения закона, в июне мы должны внести его в Министерство юстиции, осенью – в Парламент.

Баглан АЙДАШОВ, руководитель информационно-аналитической службы Интернет Ассоциации Казахстана, спикер:

Хотелось бы немного остановиться на преимуществах электронной торговли в целом, ее состоянии и важности для Казахстана. Для компаний это: глобальное присутствие, увеличение конкурентоспособности, персонализация продаж, быстрая реакция на спрос и снижение издержек. Для покупателей и интернет-пользователей – это, безусловно, экономия времени, доставка, отсутствие очередей, круглосуточный доступ, детальное ознакомление с товаром, экономия денег, анонимность при покупке.
Немаловажно, что при развитии электронной коммерции снижается доля теневой экономики, потому что все платежи идут «в белую».
Что касается рынка Казахстана, то последние два года продажи через интернет идут намного быстрее, чем по другим каналам продажи – через магазины, торговые аппараты, ТВ-шопы, каталоги. Страна находится на пути активного роста электронной коммерции, и, по прогнозу CNP, к 2015 году объем рынка составит более $3 млрд.
В целом, о факторах, способствующих развитию электронной коммерции. Это степень доступности интернета и опыт пользования, доверие к интернет-магазинам, обеспечение безопасности личных данных, наличие удобных средств платежей, адекватная законодательная база, удобная и недорогая инфраструктура доставки товаров. Сегодня мы видим, что на рынке Казахстана существует порядка 170 интернет-магазинов (деятельность большинства из них ограничена, либо вообще они бездействуют), основным платежным инструментом является банковская карточка, законодательная база совершенствуется, а инфраструктура доставки находится на начальном этапе развития.
Что касается рекомендаций к законопроекту, то часть из подготовленных ИАК предложений уже была предусмотрена и озвучена предыдущим спикером, остальные рекомендации, я думаю, коллеги по рабочей группе (по законопроекту) дополнительно выскажут.

Константин ГОРОЖАНКИН, директор ОФ «Национальная интернет-премия AWARD.KZ»:

Остановлюсь на основных двух моментах, которые, по нашему (ИАК) мнению, должны достаточно сильно изменить наше поле электронной коммерции.
Это электронные счета-фактуры, которые очень облегчат жизнь коммерсантам, потому что не потребуется после отпуска товара и услуги приезжать к покупателю и ставить штампы на бумаге.
И еще более интересным изменением нам представляется отмена НДС в случае предоставления услуг через интернет. Мы тут не придумывали велосипед, есть исследования, показывающие, что такая норма применяется в США с 1997 года и американский рынок e-commerce в связи с этим очень здорово двигается. Мы не говорим, что ставка должна быть снижена навсегда, предлагаем сделать это на какой-то срок, предположим, на три года, и посмотреть, как это отразится на нашей электронной коммерции.
В настоящее время рынок e-commerce в Казахстане составляет, по нашему мнению, порядка $200 млн., это примерно 0,45% от общего рынка ритейла в Казахстане. Для сравнения в России это 8%, в США – 11%, то есть мы очень сильно отстаем от крупнейших стран, и введение этой поправки – отмена НДС – должна как-то рынок «взорвать».
Очень жаль, что не удалось здесь поприсутствовать представителям Минфина – по сути единственным из рабочей группы, кто против этого изменения – но хочется надеяться, что это обсуждение как-то повлияет на общее решение.

Шавкат САБИРОВ, президент Интернет Ассоциации Казахстана, член Президиума НЭПК «Атамекен»:

Хотел бы сделать небольшую ремарку по поводу контрольно-кассового чека, когда осуществляется оплата, чтобы интернет-коммерсанты не боялись этого, потому что у нас в налоговом законодательстве есть такая вещь, как фискализация информационных систем. То есть если у вас информационная система будет фискализирована в налоговом органе, то вы можете выдавать кассовый чек электронным способом.
И наконец, хотелось бы обратить внимание на то, что закон об электронной коммерции мало того, что поднимает наш бизнес, так в рамках единого экономического пространства дает возможность привлечь большое количество инвестиций и финансовых потоков из России и Беларуси, где условия намного хуже.

Айдар КАЗЫБАЕВ, председатель Комитета торговли Министерства экономического развития и торговли РК:

По поводу высказывания Константина такая поправка: рост огромными темпами электронной коммерции в США привел к тому, что розничный сектор начал страдать – люди перестали покупать в магазинах. А ведь у нас и ритейл, грубо говоря, на уровне становления, и интернет-торговля, тут важен баланс.

Константин ГОРОЖАНКИН, директор ОФ «Национальная интернет-премия AWARD.KZ»:

На самом деле я бы не стал разделять интернет-торговлю и ритейл: в конце концов первое – это часть второго. И то, что в американские магазины люди стали ходить как в примерочную, а, примерив, покупают этот же товар в интернете – дай бог, чтоб и у нас так стали делать. В конечном счете, магазины, которые стоят на улице, имеют и свои интернет-магазины, и им все равно, откуда приходят покупатели. А онлайн-магазины при этом не платят налогов.

Ерлан СМАЙЛОВ, модератор:

В апреле этого года мы (ИПР) проводили социсследование по покупательскому поведению казахстанцев – где приобретают продукты, одежду, бытовую химию и т.д. Так вот, интернет-магазинами у нас пользуется только 1% жителей крупных городов, и то при покупке одежды и обуви. С этой точки зрения дать налоговое послабление не навсегда, а хотя бы, допустим, на три года, кажется уместным. Для того чтобы эта мера дала мощный рост, а после этого условия можно начать выравнивать.

Шавкат САБИРОВ, президент Интернет Ассоциации Казахстана, член Президиума НЭПК «Атамекен»:

Страшного в том, что люди не будут ходить в магазины, ничего нет. Беспокоиться на этот счет – примерно как отказаться от сотовых телефонов из-за того, что начнет страдать фиксированная связь Казахтелекома. И главное, действительно, при 100%-й электронной коммерции теневая экономика уйдет практически в ноль – все будет легально и прозрачно, не будет так называемого «обнала», ухода от НДС и т.д.

Анатолий БАЧИКАЛОВ, заместитель генерального директора, коммерческий директор ДИС АО «Казахтелеком»:

Мы делаем все, чтобы электронная коммерция развивалась, это видно по темпам роста и строительства дата-центров. Мы одними из первых начали продавать айти-услуги именно через онлайн-магазины, и динамика продаж такова, что мы фактически «удваиваемся» каждый год. Поэтому в любом случае Казахтелеком не страдает – мы за электронную коммерцию, и хотелось бы остановиться на электронных счетах-фактурах, на той работе, которая делается. Совместно с Министерством финансов мы определили пилотную зону, в октябре этого года будут сделаны первые транзакции, плюс в следующем году мы ждем изменений в законодательстве, которые позволят «обкатывать» это решение с какими-то компаниями. Поэтому Казахтелеком делает всю интеграционную работу, которая бы позволила запустить проект по электронным счетам-фактурам.

Нурлан ИЗМАЙЛОВ, председатель правления Национального инфокоммуникационного холдинга Зерде:

Рассчитать и убрать НДС для интернет-магазина непросто – он все равно будет платить его при покупке. Это сложно администрируемый налог в отличие от налога с продаж, поэтому тут нужен взвешенный подход – возможно, какое-то временное снижение, а полная отмена, на мой взгляд, практически нереальна.
И что касается интернет-коммерции в целом – хотелось бы подчеркнуть социальную значимость этого. Мы проживаем в больших городах, можем пойти и купить товар, а этой возможности лишены жители отдаленных населенных пунктов, поэтому интернет-торговля должна выполнять социальную задачу – равный доступ к товарам и услугам, в особенности в сельской местности. В этом плане необходимо включать в электронную торговлю людей, не обладающих электронными платежными картами – к примеру, пенсионеров или подростков, готовых стать активными онлайн-покупателями, но которые не имеют доступа к электронным платежным картам. Становится актуальным вопрос электронных денег. Что нужно сделать, чтобы они заработали более продуктивно? Это вопрос к Нацбанку.

Ерлан АШЫКБЕКОВ, начальник Управления политики платежных систем департамента платежных систем при Национальном Банке РК:

В прошлом году был принят закон, который устанавливает правовой статус электронных денег и регулирует вопрос хождения их в стране. Сегодня на базе дочерней организации Нацбанка – Казахстанского центра межбанковских расчетов – реализуется проект, направленный на внедрение электронных денег с участием всех казахстанских банков, каждый из которых может присоединиться к системе и эмитировать электронные деньги. Проект этот на стадии завершения, подписано соглашение с двумя банками, к концу мая состоится первая эмиссия, до конца года ожидаем, что проект состоится и получит дальнейшее развитие.
Единая система, универсальная платформа, позволит всем банкам и их клиентам в рамках единого информационного пространства обслуживаться на единых условиях и с равными возможностями.

Юрий ХРАМЦОВ, экономист:

Говоря об эмиссии – что это будет означать? Будут эмитироваться электронные деньги, чем они будут подкреплены? Будут ли резервные требования, 100%-е, по отношению к электронной части денег, которые будут эмитироваться, какой механизм? Что будет за этими электронными деньгами?

Ерлан АШЫКБЕКОВ, начальник Управления политики платежных систем департамента платежных систем при Национальном Банке РК:

Механизм эмиссии предполагает ее осуществление в обмен на реально внесенные в банк деньги. То есть банк может эмитировать только сумму принятых денег от пользователя.

Юрий ХРАМЦОВ, экономист:

У меня еще реплика-пожелание представителю МЭРТ: неплохо было бы включить в эти поправки какие-то механизмы стимулирования продаж отечественных продуктов и услуг. Об этом нужно подумать сейчас, потому что при развитии интернет-торговли сюда придут за достаточно существенными капиталами люди из-за рубежа с одной целью – продавать продукцию, производящуюся в других странах.
Нам нужно обеспечить занятость населения, лучше это сделать в производственной сфере. Как бы не получилось, что мы потеряем рабочие места в торговле (пусть и недостаточно квалифицированные, но все же). Желательно, чтобы были стимулы для развития более сложного предпринимательства, связанного с производственной сферой в Казахстане.

Аскар БИШИГАЕВ, заместитель Председателя Правления АО «Альянс Банк»:

На самом деле закон об электронных деньгах очень прост – они номинируются исключительно в тенге и эмитируются банками второго уровня. Это означает, что когда интернет-магазин придет в банк и закажет некую эмиссию электронных денег, он должен сделать 100%-е обеспечение. Возникает вопрос: а может, он будет проводить эту операцию просто в тенге?
На самом деле я сторонник того, что, наверно, лучше сосредоточиться на электронных платежных системах, понимать, что должны существовать какие-то виды электронных кошельков (с определенным ограничением). В России есть хороший пример – закон о национальной платежной системе, под которым работают WebMoney, YandexДеньги, Qiwi-кошелек и т.д. И в Казахстане есть масса случаев использования этих электронных денег, скажем аккуратно, фейковым способом, ведь это российские электронные деньги, которые не могут ходить в Казахстане. И это при существовании нашего закона об электронных деньгах.
Предлагаю также обратить внимание на терминальные кассовые наши аппараты, потому что процессинговый центр этих систем должен находиться в Казахстане и иметь четкую ясную сущность и, конечно, фискализацию.
Что касается Альянс Банка, мы сделали электронную платежную систему с электронными кошельками и плотно работаем с рядом интернет-магазинов. Но я вижу, что обороты по подключенным к нам магазинам крайне малы, а зачастую интернет-магазин является некой цифровой витриной оффлайнового бизнеса просто с какой-то определенной скидкой.
Итак, я вижу следующие проблемы. Первая – платежные инструменты. Вторая – непосредственно сама электронная торговля, которая идет каким-то квазиэлектронным способом. Третья касается электронных счетов-фактур: банки с интересом ожидают этого, но тут окажется масса вопросов по ЭЦП, валидности подтверждения всех этих документов и т.д. И самое, наверно, основное (если говорить о сущности товарной) – логистика. Быстрая, безопасная, надежная доставка.

Константин ГОРОЖАНКИН, директор ОФ «Национальная интернет-премия AWARD.KZ»:

Я согласен, что у нас большой процент продаж осуществляется наличными, но тут есть достаточно внятное объяснение – практически 90% платежных карт, которые есть у населения, по умолчанию закрыты для интернета. И к примеру, у Эйр Астаны в районе 50% операций просто отвергаются. Тут нужны подвижки от банков, не нужно им бояться открывать свои карты для интернета.
Что касается НДС, если Минфин не пойдет на его снижение, есть еще вариант. У нас есть Парк информационных технологий (ПИТ), и зарегистрированные там компании имеют льготы по корпоративному налогу – 20% к концу года. Если разрешат интернет-магазинам, не находясь в ПИТе, получить эти льготы хотя бы на три года, думаю, это будет для них большим толчком.

Рауан МАЕМИРОВ, разработчик Kiwi.kz:

Наиболее привлекательная и потенциальная аудитория интернет-коммерции – это регионы. А когда речь заходит о регионах, встает вопрос доставки. На мой взгляд, это большой тормоз для локомотива интернет-коммерции. Да, есть DHL, Pony, но отсылать каждую единицу товара таким образом довольно накладно. Хотелось бы узнать, что думает по этому поводу Казпочты – это ведь самый привлекательный для Казахстана способ доставки.

Константин ГОРОЖАНКИН, директор ОФ «Национальная интернет-премия AWARD.KZ»:

Вы знаете, по итогам встречи с представителями Казпочты могу сказать, что ситуация сдвинулась, к примеру, у них появился трекинг – любую посылку можно отследить на сайте, где она находится. Следующий шаг – мы хотим добиться, чтобы они отчитывались о времени доставки в каждый регион. И еще один момент – планируется внедрение электронной марки, чтобы человек не шел на почту, а приобретал марку в интернет-магазине Казпочты, распечатывал, наклеивал на посылку и вызывал курьера.

Руслан ЕГЕМБАЕВ, управляющий партнер Business LABS, учредитель «WAYS»:

Согласен с Рауаном, основная проблема Казахстана – проблема логистики. Вообще рынок интернета сейчас – это Алматы и Астана, и рынок розницы – тоже. Казпочта в этом плане – абсолютная иллюзия, она хорошо работает по регионам, но по столицам будет работать очень долго. Появляются новые операторы, которые могут делать доставку по городу, и их надо поддерживать. Нужна логистика – причем не просто доставка, это и хранение, и брендирование, упаковка, это вещи, которые маленькие магазины никогда не смогут себе позволить.

Ерлан СМАЙЛОВ, модератор:

Понятно, почему вами делается акцент на доставке, а не на регуляторных моментах, но давайте посмотрим с другой стороны. Если будут приняты нормальные платежные системы, будет нормальная регуляторная база, то появится спрос и на эти услуги, появятся конкурирующие игроки, и появится качество у почты. Это вопрос времени и жизненного цикла всей отрасли – она на начальной стадии, а мы сразу хотим от нее зрелости. При том, что е-коммерция у нас только зарождается, сразу не будет развитой инфраструктуры.

Нурлан ИЗМАЙЛОВ, председатель правления Национального инфокоммуникационного холдинга Зерде:

Есть и еще один момент. В случае интенсивного и качественного развития доставки из-за рубежа клиент с платежной банковской картой уйдет на amazon. Там меньше цена, а в случае хорошей логистики оттуда будет быстрая доставка. Мы сконцентрировались на товарах, но забываем об услугах. Главные игроки на рынке е-коммерции – это Эйр Астана, мобильные операторы, то есть представители услуг. А конкурентными преимуществами наших интернет-магазинов является язык (интерфейс, колл-центры на русском и казахском языках). А клиент, понимающий английский, покупает на ebay и amazon. Второе местное конкурентное преимущество – наложенные платежи. Недоверчивый клиент может дождаться товара, убеди*ться, что он доставлен и заплатить наличными деньгами. Третье преимущество – это все-таки то, что Казпочта внутри Казахстана доставляет сейчас в течение недели, из-за границы товар идет месяц. Задача в том, чтобы увеличивать количество этих преимуществ.
Вообще торговля – это двустороннее движение. Развитие электронной коммерции, возможность принимать электронные платежи будет способствовать тому, что наш производитель откроет для себя внешний мир. Казахстанский производитель должен предложить конкурентный товар, подать его в оригинальном виде на понятном иностранцу языке и обеспечить логистику и сопутствующий сервис. Это необходимо проговаривать и развивать.

Алексей БЫКОВ, Forbes Kazakhstan:

Не обязательно наш покупатель со знанием английского пойдет на ebay, часто выходит, что здесь купить все-таки дешевле. Но при обращении к местным интернет-магазинам натыкаешься на всяческие ошибки, недружелюбный интерфейс и так далее. Нужно, чтобы наши магазины были простые и понятные.

Ерлан СМАЙЛОВ, модератор:

Игрокам действительно придется здорово поработать и над интерфейсом, и над конкурентными преимуществами в целом, но, думаю, в процессе конкуренции они будут выстраивать лучшие сервисы и т.д.

Наргиз АСЛАНОВА, Profit.kz:

Хотелось бы помимо всего прочего обратить внимание и на точку зрения обычного пользователя интернет-магазинов и платежей. Если говорить о казахстанских препонах, которые мешают развитию е-коммерции, то, на мой взгляд, это только цена. Я не покупаю в наших магазинах только поэтому, стоимость накрутки в 30% меня не устраивает. И это при том, что стоимость доставки из-за рубежа уже достаточно снизилась.

Аскар БИШИГАЕВ, заместитель Председателя Правления АО «Альянс Банк»:

Мне кажется, у нас должно быть понимание, что долгий путь складывается из небольших шажков. И здесь уместен мировой опыт – все интернет-магазины начинали с городов-миллионников. Российскому бизнесу, к примеру, не больше пяти-шести лет, но он начинался с Москвы. Потом были Питер, Новгород и так далее. В мегаполисах пробки, большие расстояния, в связи с этим появляется элементарная доставка пиццы, доставка небольших товаров и т.д. Мы не можем говорить о том, что каким-то одним законодательным актом или единой платформой сдвинем дело.
А есть еще и психологическая особенность, взять Шымкентскую Мегу – туда люди приходят как на отдых или шоу, но там не покупают, в отличие от Алматы. Это вопрос платежеспособности населения, это надо четко понимать, и действительно нельзя не согласиться с тем, что основное будет определяться ценой выставленного товара. Так что не надо питать иллюзий, что взрывной ракетой или радужными регуляторными мазками все создастся.
Немаловажен и вопрос сервисов. Прежде всего. Мы обсуждали вопрос авиабилетов, но есть еще огромный пласт ж/д-билетов, билеты в кинотеатры, возможно, оплата парковок и т.п.

Адильжан АХМАДИ, GSM Казахстан:

Хотелось бы обратить внимание разработчиков законопроекта на возможности сотовых операторов в плане развития электронной торговли, в части мобильной коммерции. Если исходить из того, что у каждого абонента есть некий лицевой счет у оператора, то это можно использовать в виде каких-то аналогов электронных кошельков для проведения определенных операций, возможно, мелких платежей, с которыми он не пойдет в банк.

Ерлан СМАЙЛОВ, модератор:

В поисках логики дальнейшего развития этой отрасли экономики мы говорили сегодня о нескольких аспектах. Много было сказано о налоговой системе, о системе платежей, в меньшей степени о доверии и технической инфраструктуре, подробно останавливались на логистике и доставке, мало об игроках и их конкурентных преимуществах и стратегиях. От чего все-таки «плясать»? На мой взгляд, преобладают какие-то завышенные ожидания по отрасли, что она достаточно зрелая и с принятием закона волшебным образом начнет правильно функционировать. Тем временем для наибольшего успеха определенной конкурентной отрасли нужно время, опыт, договоренности игроков, привыкание потребителей и т.д.
Мне кажется, обсуждаемые сегодня моменты инфраструктуры – логистики, консалтинга, сервиса, статистики отрасли и т.п. – это дело следующего порядка, так же, как и вопрос доверия. Сейчас в роли драйверов выступают большие города и пользователи интернета, которые провели в сети 3-4 года и готовы совершать покупки.
Однако отталкиваться следует от регуляторной базы, в том числе от решения основного барьера – межведомственного взаимодействия по формам завершения. Пример для понимания: Эйр Астана позволяет удобно покупать, регистрироваться онлайн и т.д., но был реальный случай, когда они попросили при регистрации предъявить платежную карту, с которой была произведена оплата за билет, и удостоверение. Человек с собой не взял карточку, его не пустили на рейс. Получается, банк провел платеж, а перевозчик требует подтверждения этого. Подобное отсутствие надлежащей формы завершения у нас наблюдается и в бизнесе, и между госведомствами.
Что касается налогового регулирования, есть процедурный вопрос – признание счет-фактуры легитимной и т.д., а также вопрос преференций – это решение момента с НДС в сторону отмены или снижения. Либо как вариант здесь уместно предложение льгот по корпоративному подоходному налогу, например в формате зонтичной свободной экономической зоны в  рамках Парка информационных технологий «Алатау».
Важен вопрос по системе платежей, в этом подвижки есть, определенный проект ведется Нацбанком. Притом это не означает, что КЦМР будет единственной платежной платформой – в этом плане необходимо, наверно, понимание и остальных участников.
Вслед за вышеперечисленным, по логике развития отрасли, появится стимул развития у магазинов. После них, в свою очередь, будет рост доверия пользователей, а уже в формате b2b магазины станут толчком для развития логистов, требуя лучших условий доставки, сервиса и т.д. Понятно, что картинка несколько идеальная, но, по крайней мере, по итогам сегодняшнего обсуждения логика развития электронной торговли видится именно такой.

5
501
3