По имени Барон...

Александр Медведев May 20, 2012
4410
94
15
0

Множество лиц сатирика Саши Коэна

В казахстанском прокате на прошлой неделе каким-то чудом стартовал долгожданный комедийный фильм "Диктатор" с Сашей Бароном Коэном в главной роли. Кино, как и думали, получилось провокационным и безумно смешным. Агрессивный промоушн фильма уже давал примерное представление о том, что же ждет зрителя в кино, но "Диктатор" превзошел даже самые нездоровые ожидания. Это уже четвертый авторский кинопроект артиста Коэна и третья его коллаборация с режиссером Ларри Чарльзом.

Саша Барон Коэн не сразу отправился в победное шествие по экранам мира. Началось все с комедийных скетчей, которые в середине 90-х транслировались на британском телевидении. Обучившись в Париже мастерству клоуна, Саша решил создать свое собственное шоу и разослал нескольким британским телепродюсерам запись, в которой он изображал восточноевропейского журналиста Кристо (именно он позже превратился в Бората Сагдиева). Один из боссов проявил интерес к Коэну и предоставил актеру шанс покривляться перед широкими массами. Так, Сашей были придуманы модный журналист Бруно, телерепортер из Казахстана Борат Сагдиев и непутевый уличный МС Али Джи.

Самым популярным на тот момент персонажем Коэна являлся Али Джи, потому как из всех придуманных комиком личностей, он единственный был британцем. Поэтому многие телеканалы и развлекательные шоу начали эксплуатировать именно этого героя. Пока Али Джи все чаще светился на экранах, остальным альтер-эго Коэна приходилось отсиживаться в тени его славы. Но, благодаря эфирам за пределами Британии, Борат и Бруно тоже имели некоторый успех.

Каждый из образов, созданных Сашей, имел множество поклонников даже среди знаменитостей, что позволяло ему привлекать многих звезд для камео-ролей в своих скетчах и расширять аудиторию. Благодаря этому актерский талант Коэна был по достоинству оценен и на территории США, откуда позже актер начал вещать уже на весь мир. Причем, не только в собственном шоу, но и на поддерживающих ролях в крупных голливудских проектах.

Такие картины, как "Рикки Бобби - король дороги", "Сиуни Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит" и анимационная картина "Мадагаскар" (где Коэн озвучивал Короля Джулиена) были бы недостаточно яркими или, может, даже неполными без персонажей Коэна. В этих ролях актер просто неподражаем, а по мнению многих поклонников, местами выступает даже ярче ведущих исполнителей.

Многие помнят и его эффектную роль в шедевре Мартина Скорсезе "Хранитель времени", где Коэн выступил в роли полисмена, дежурящего на вокзале Монпарнас. По сути, это был настоящий злодей, хоть и никаких злодейств он не вытворял, а, даже напротив, оказался добросердечным малым. Его игра здесь, как обычно, полна эксцентрики, но далека от обычного кривляния и не сводится к использованию одной лишь мимики. Коэн через детали отлично передает шлейф своего персонажа. Он играет с акцентами, с мимикой и пластикой, но взгляд его всегда холоден и серьезен, что заставляет зрителя воспринимать персонаж именно так, как этого хочет артист. Ну, а момент, когда полисмен отчитывает главного героя Хьюго - вообще, одно из самых ярких событий за всю историю существования 3D. Смотревшие фильм в указанном формате вряд ли когда-нибудь забудут, как они вжимались в кресло, когда над ними нависало полное недовольства лицо Коэна.

Талант набравшего популярность актера адекватно оценить смогли не только его коллеги. Как известно, Коэн является лауреатом премии Золотой Глобус за роль Бората и пары наград MTV Movie Awards за участие в "Рикки Бобби - короле дороги". Саша также был номинирован на Оскар за лучший адаптированный сценарий к фильму о Борате (да-да!).

Сейчас Саша счастливо живет в браке с актрисой Айлой Фишер, растит двоих детей, занимается благотворительностью и общественной деятельностью. В этом году актер разменивает пятый десяток, но ему не до мыслей об отдыхе и спокойной семейной жизни - впереди много работы. Навсегда расставшись с Али Джи, Бруно и Боратом Сагдиевым, Коэн продолжает придумывать новые образы и высмеивать все, что только можно высмеять, параллельно работая над имиджем серьезного драматического актера. Но, пока академики не засыпали его статуэтками, можно вспомнить самые яркие образы, благодаря которым Саша Барон Коэн покорил мир. Ну, может, за исключением одной маленькой, но гордой страны. Итак...

"Али Джи в парламенте" / "Ali G In Da House" (2002)

Фильм "Али Джи в парламенте" "вырос" из "Da Ali G Show" - первого сольного телепроекта Коэна. К моменту выхода картины актер в образе Али Джи уже успел засветиться в клипе Мадонны "Music" и множестве телепередач, а потому был хорошо известен и чрезвычайно популярен в массах. Кино повествует о простом парне из простого лондонского района Стэйнс, который по случайности попадает в парламент и умудряется провести ряд масштабных реформ.

Алистер Лесли Грэм (или просто Али Джи) - персонаж, пародирующий целую эпоху. В 90-е в Англии было распространено музыкальное течение джангл, позже эволюционировавшее в драм-н-бэйс (или, возможно, развивавшееся одновременно с ним), породившее культ поклонения черной культуре - хип-хопу, рэгги и прочим направлениям - белым населением страны. Разумеется, кому-то (в том числе и Коэну), это казалось довольно нелепым и комичным. Не из расистских, конечно, соображений, а из чисто культурных - белые перенимали повадки и речь черного населения, пытаясь всячески придерживаться тренда, а в особо клинических случаях даже пытаться развивать его. Из всего этого и родился знакомый каждому персонаж - эмси и гангстер в душе.

В фильме "Али Джи в парламенте" герой преподает ученикам младших классов уроки жизни - своеобразные пацанские понятия. Он живет с матерью и не работает, проматывая вечера в компании таких же отморозков, как и он или участвуя в конфликтах с ребятами из соседнего района. Но, когда объявляется о сносе пустующего спортивного центра, где проходят занятия Али Джи, герою становится обидно за державу. Он выходит на забастовку, чем привлекает внимание властей. С этого и начинаются приключения Али Джи, который тут же завоевывает своей простотой доверие народа и попадает в Британский парламент.

Фильм поспособствовал возвращению "Шоу Али Джи" на телеэкраны, где оно продержалось около двух лет. Позже Коэн к этому образу возвращался очень редко, а во время промо-кампаний последующих своих проектов, и вовсе не вспоминал о нем. А зрителю, если он чего-то не помнит, освежить в своей памяти картину очень даже стоит. Может, кому-то кино и покажется устаревшим, но суть его актуальна и сейчас. К тому же, в "Али Джи в парламенте" задействован яркий поддерживающий состав в лице молодого Мартина Фримэна, "заслуженного Дамблдора планеты" Майкла Гэмбона и еще востребованной в то время Роны Митры, не может не радовать глаз.

"Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан" / "Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan" (2006)

Скандальность этого шедевра в полной мере смогли ощутить на себе лишь граждане Республики Казахстан, но и жителям США досталось немало - судебные иски и массовые увольнения, последовавшие после релиза картины в американских кинотеатрах, позволили "Борату" очень собрать неплохую кассу и надолго остаться в топах бокс-офиса, раздражая пуритан и добропорядочных граждан страны. Этой картиной Коэн бросил настоящий вызов цивилизованному обществу, высмеяв необразованность, многочисленные комплексы и стереотипное мышление западного человека. Представляясь тележурналистом из Казахстана, Коэн вытаскивал на свет все самые жуткие страхи среднего американца и его неприязнь чужеродной культуры. Но многими (а именно представителями этой самой культуры) действия комика были восприняты чересчур буквально. Казахстанцы всей страной ополчились против Коэна, и лишь некоторые зрители, сумевшие уловить эту тонкую грань, остались довольны увиденным.

Конфликты между поклонниками и противниками Бората продолжаются и по сей день, а к согласию так никто и не пришел. С одной стороны, неудивительна реакция среднего казахстанца, и его можно понять. В прошлом году, когда в четвертом фильме франшизы "Миссия: Невыполнима" взорвали половину Кремля (всего-то), российские зрители тоже сильно возмущались, а в "Борате" и того хуже - Казахстан показан невероятно отсталой страной, где процветает расизм, гомофобия и антисемитизм, а обряды и обычаи народа больше напоминают итальянский эксплотейшн 70-х (каннибализм, культ насилия и инцест). Но не все смогли согласиться с тем, что этот образ явился лишь инструментом для чего-то большего, и в итоге мы имеем многие десятки, а то и сотни тысяч сердитых и слепо негодующих национал-патриотов, готовых разорвать любого, кому кино пришлось по нраву.

А меж тем, "Борат" умудрился урвать хорошую прибыль, кучу хвалебных отзывов от авторитетных кинокритиков мира и даже несколько наград, среди которых, как уже упоминалось, есть Золотой Глобус.

Сам фильм выполнен в псевдодокументальной манере и повествует о казахстанском журналисте Борате Сагдиеве, отправившемся с продюсером Азаматом Багатовым в США для изучения культуры народа. Большинство ситуаций, в которые попадает герой Коэна, были сплошной импровизацией, а многие из участников действия даже и не подозревали, что это все розыгрыш. По слухам, актер умудрился своим вызывающим поведением навлечь на себя гнев некоторых граждан США и даже ощутить его на себе физически.

В итоге у Коэна (и присоединившегося к нему Ларри Чарльза) получилась резкая, едкая, но до боли смешная сатира, которая как ничто другое обратила внимание американской нации на свои скрытые изъяны. Что, впрочем, Коэн тоже будет высмеивать в дальнейшем.

"Бруно" / "Brüno" (2009)

Годный, но самый слабый из образов Саши. Модный журналист Бруно Гейхард это отсыл к прошлому самого Коэна, который знает о модельном бизнесе и модной индустрии не понаслышке, поскольку сам работал моделью в 90-е. Герой приехал из Австрии, но цель у него та же. Только, на этот раз гомосексуалист Бруно высмеивает предрассудки относительно сексуальных меньшинств.

По сюжету "Бруно" не отходит далеко от "Бората" - герой прилетает в США и попадает в ряд забавных, а иногда и совершенно абсурдных ситуаций. Конечно, инициатором этих самых ситуаций является сам Бруно.

Бруно Гейхарда увольняют с австрийского телеканала из-за скандала на Миланской неделе моды, его шоу "Funkyzeit mit Brüno" закрывают, а любовник Дизель уходит к другому. Бруно ничего не остается, как собрать вещи и отправиться с помощником в США, чтобы стать "величайшим австрийцем со времен Гитлера", и доказать обидчикам, что он еще может делать шоу.

Помимо темы секс-меньшинств в фильме затронута эксплуатация труда, нелегальная эмиграция и множество других проблем, о которых Коэн "забыл" упомянуть в своих предыдущих работах. В итоге кино получилось весьма провокационным, но не имело такого же сильного стержня, какой был у проекта "Борат". Возможно, поэтому, даже те, кому похождения казахстанского журналиста пришлись по нраву, раскритиковали "Бруно", а касса у фильма оказалась к окончанию проката ничтожно мала.

Интересно, что Коэн чуть не лишился жизни во время съемок. Трое охотников, с которыми актер отправился за город для съемок одного из эпизодов (конечно же, без ведома этих самых охотников), чуть не застрелили его, увидев голым у костра. Вообще, картина планировалась, как самый масштабный по своему охвату проект Саши, но риск и вложенные силы оправдались не полностью. После релиза "Бруно" актер официально распрощался с Али Джи, Боратом и Бруно, чтобы посвятить себя чему-то новому. Но, к счастью, не выдержал и снова взялся за свое. Само обещание, конечно, было исполнено, и никто из ранее придуманных персонажей, уже не появлялся. Но некоторые события, произошедшие в мире за эти годы, натолкнули актера на еще одну интересную мысль...

"Диктатор" / "The Dictator" (2012)

Диктатор адмирал-генерал Хаффаз Аладин правит североафриканским государством Вадия уже многие годы и всячески препятствует проникновению демократии в родную страну. Он устраивает собственные Олимпийские игры, где сам и побеждает, казнит направо и налево всех своих подданных за любые пустяки и тихонько разрабатывает ядерное оружие для якобы мирных целей. Разумеется, возмущенная выходками диктатора Америка призывает его выступить на заседании ООН в Нью-Йорке, где Аладину следует выступить с официальным заявлением. Но поездка в Нью-Йорк оборачивается предательством, и герой оказывается на улице в незнакомой стране. Теперь Аладин любой ценой должен вернуть власть и утраченный авторитет.

На этот раз кино прошлось абсолютно по всему. Если Борат с Бруно воздавали только американцам, и только за "грешки", то в "Диктаторе" Коэн пошел дальше, высмеяв даже то, за что, казалось бы боролся, создавая свои предыдущие работы. Чрезмерная социальная и политическая активность граждан, национальные меньшинства, всемирный заговор, отношения США с странами Африки и Ближнего Востока, демократия и религия - лишь некоторые пункты из длинного списка охваченных проблем. Коэн мастерски замешал все в этот неполиткорректный коктейль, основным ингридиентом которого, разумеется, стал он сам. А точнее его незабываемый адмирал-генерал Аладин - образ, который, возможно, обретет большую популярность, нежели его предшественники. А сам "Диктатор", благодаря своему жесткому (а местами и жестокому) юмору, вполне тянет на звание лучшей комедии года. И, вероятно, на кульминацию творчества Саши Барона Коэна как артиста комедийного жанра.

Конечно, фильм богат не только на безумные гэги, но и на знаменитые лица. К примеру, сэр Бен Кингсли, роль которого является пародией на большинство недавно сыгранных актером образов. Или Джон С. Рейли, гений современной комедии, уже игравший с Коэном в "Рикки Бобби - короле дороги". Присутствие же Анны Фэрис явно отсылает к "Очень страшному кино" - одному из классических образцов успешной кинопародии. А яркие камео уж точно навсегда останутся в памяти зрителя.

Конечно же, нельзя забывать и про саундтрек "Диктатора". Переработки известных западных поп-хитов рассмешат даже не особо восприимчивого к такому агрессивному юмору зрителя. Автором музыки, кстати, выступил Эрран Барон Коэн, старший брат Саши, который сотрудничает с актером уже в третьем большом проекте. Кстати, именно Эрран является автором знаменитого "Гимна Казахстана" и музыкальной заставки к модной телепередаче Бруно.

А пока "Диктатор" идет в мировом прокате, стало известно, что актер подписан на грандиозный кинопроект - байопик Фредди Меркьюри, вокалиста великой британской рок-команды Queen. Это может значить лишь одно: Коэн всерьез озабочен "апгрейдом" своей карьеры и сменой амплуа. Но, если сборы "Диктатора" оправдают ожидания инвесторов, возможен и запуск сиквела. Так или иначе, этого поистине замечательного актера будет приятно лицезреть в любом образе - уже полюбившемся или же совершенно новом.

Оцените пост

15

Комментарии

1
Как это говно можно называть актером? И как его "шутки" можно называть "шутками"? Не потому что он обсирает Казахстан, а просто потому что он реально хреновый актер снимающийся в хреновых фильмах! Эту бредятину, которую вы называете "кино" вообще невозможно смотреть! И не надо в его фильмах искать какой то подсмысл! Гавно оно и есть ГОВНО!!!!
5
Здоровое чувство юмора - вот чего не хватает нам сейчас, в этом сложном и запутанном мире. Коэн дает его с полна. Ну, а поклонникам смазливых голливудских мордашек в стиле "27 свадеб", на сеансах подобных фильмов - вообще делать нечего. Сатира на современную реальность никогда не нравилась ограниченным в восприятии людям.
0
"Здоровое чувство юмора" - согласен - это то что очень редко встретишь в нашем мире! А в этих фильмах - чувства юмора вообще нет!
1
Если вы считаете его фильмы "комедиями" то я вам искренне сочувствую! Вам бы не помешало развивать свое чувство юмора не второсортными какашками типа этих, а более достойными фильмами. Кстати "27 свадеб" - из той же серии.
2
Это спорное утверждение, я не согласен, но на вкус и цвет.., как говорится.
Показать комментарии