Мне бы в небо

Данара Курманова 2012 M05 12
1513
10
3
0

Всего в 17 лет Чингиз Тасмуканов стал командиром воздушного судна: на его счету 114 полетов. Кто кроме него мог рассказать, как побороть страх и почему нужно идти за мечтой до самого конца - даже...

Всего в 17 лет Чингиз Тасмуканов стал командиром воздушного судна: Чингиз самостоятельно управляет планером "Бланик", и на его счету уже 114 полетов. Кто кроме него мог стать следующим гостем моего блога? А заодно рассказать о том, что такое "штопор", как побороть страх и почему нужно идти за своей мечтой до самого конца - даже если в ее реальность не веришь ты сам.

- Так, пока не забыла: давай дополним твое интервью фотографиями? У тебя есть какие-нибудь снимки с полетов?

- Есть. Вот, смотри.

- У-у-у... А что качество такое невысокое?

- Хм, ну извини (с иронией), просто когда я готовлюсь к полету, или уж тем более, летаю, качество фотографий волнует меня меньше всего. Сфотографировал - и то замечательно!

- Прости, это уже чисто рабочие задвиги. Ладно, давай ближе к теме: как ты всего в 17 лет стал руководить планером? С чего все началось?

- С того, что мне банально стало скучно сидеть на уроке, и я разговорился с другом. А он вдруг в ходе беседы предложил пойти с ним в авиашколу. Я согласился: решил сходить на одно занятие, посмотреть, в итоге хожу до сих пор. Там оказалось очень интересно, почти как в настоящем военном учебном заведении: мы изучали конструкцию, самолетовождение, метеорологию, затем прошли парашютную подготовку.

- Вот тут можно подетальнее?

- Сначала мы просто прошли теорию, потом научились укладывать парашюты, отрабатывали действия в воздухе, с вышки прыгали. Ночью перед первым прыжком я почти не спал - стоило закрыть глаза, как снились прыжки. Впрочем, утром выяснилось, что нервничал я не один - остальные курсанты тоже волновались. Чтобы хоть как-то нас подбодрить, опытные спортсмены прыгнули первыми - в качестве показательного выступления. Затем уже прыгали курсанты, и оказалось, я иду первым.

- Какие были ощущения?

-  Странные: дверь самолета была открыта, я стоял перед ней и боялся вывалиться. А еще мне казалось, что стою я невероятно долго - на деле же я простоял всего 15 секунд. Размышления нарушил тренер Андрей Анатольевич со своим приказом: "Пошел!" Ну, я и пошел - в смысле, отделился. Хотя, если честно, я даже не понял, что отделился - просто шагнул вперед и уставился на солнце. Лечу и думаю: как же оно красиво освещает горизонт! Еще бы в ушах не шумело, и было бы вообще замечательно. Потом заметил, что надо мной раскрылся белый купол. В принципе, все. Думал, испугаюсь, а в результате просто наслаждался пейзажем.

- А когда ты уже начал летать на планере?

- У меня не сразу получилось полететь - для этого нужны способности. А у меня их было немного, и нужно было упорным трудом их нарабатывать. Сначала я допускал кучу ошибок: и координация движений была плохая, и выравнивание не удавалось, и разворачивался я вечно не вовремя - то слишком рано, то слишком поздно. Через некоторое время я уже стал сомневаться в себе и почти перестал верить, что когда-нибудь полечу самостоятельно, но помогли друзья. Они уже начали летать и рассказывали, что делают. Слушая их, я вспоминал все свои ошибки и старался их исправить. И подействовало: сначала летал с инструктором, а потом полетел сам. Это было нечто, словами не описать! Даже допуск на самостоятельный штопор получил!

- Что такое штопор?

- Ну, как тебе объяснить...

- Желательно, человеческим языком!

- Вот я как раз об этом - как бы подоходчивее объяснить-то? Ну смотри: если сделать большой угол между набегающим потоком и продольной осью аппарата и при этом допустить боковое скольжение, то аппарат падает и крутится вокруг всех своих осей со скоростью...

- Ой, а еще подоходчивее объяснить можно?

- Сейчас (задумывается). В общем, так: штопор - это падение по крутой спиралевидной траектории. Именно он является основной причиной многих авиакатастроф - многие пилоты не умеют правильно вывести из него самолет, а попасть в него очень легко. И если не выйти из штопора правильно, то результаты могут быть самыми плачевными.

- Ты так вдохновенно об этом говоришь: неужели тебе совсем не страшно? А твоим родителям? Как они разрешили летать тебе в таком юном возрасте?

- Родители - это отдельная история. Без их письменного разрешения я бы не смог летать, а они поначалу боялись отпустить меня в воздух. Еле уговорил, но они у меня понимающие - видели, какое удовольствие я получаю от полетов, и смирились. А что касается меня, то, конечно, мне страшно. Но только первые минуты. А потом захлестывает радость.

- От чего?

- От свиста потока, от скорости, от пейзажей, от бликов солнца и облаков... Я люблю все это. А еще мне нравится команда, которая у нас сложилась - между прочим, у нас не только парни, но и девушки летают!

- Как бы ты кратко описал свои достижения?

- Во-первых, я стал командиром воздушного суда третьего разряда. Во-вторых, я летаю на планере, а планеры считаются более сложными, чем самолеты, потому что у планера нужен более точный расчет на посадку и координированные движения. В-третьих, налетал 18 часов. В-четвертых, обрел много друзей. Ну а в-пятых, убедился - действительно, главное, захотеть - и все получится! Только важно не искать себе оправданий, а действовать, не пасовать после каждого промаха. Расценивать его не как неудачу века, а как шанс для саморазвития, возможность проанализировать ее, чтобы больше не повторить.

- Ты хотел бы летать в будущем?

- Безусловно. Хочу в гражданскую авиацию - для этого планирую поступить в летное, но еще точно не определился, в какое именно.

- Ты бы хотел сказать что-нибудь еще напоследок?

- Да. Если можно, давай поступим как в передаче - поблагодарим моих инструкторов? (улыбается) Спасибо Махорину Анатолию Георгиевичу и Коннову Павлу Леонтьевичу большое!

Оцените пост

3

Комментарии

0
классный пост. А что за пташки?
0
чина качок))) мой одноклассник ))
0
в смысле планеры? Бланик вроде))
0
Данара молодец))
Показать комментарии