Во время войны для быстрейшего результата продвижения эшелонов эвакуации железнодорожники использовали технические новшества, отправляли сдвоенные поезда, вели тяжеловесные составы. Обеспечивая доставку стратегических резервов к фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей из временно оккупированных
гитлеровскими войсками областей, а также снабжение всем необходимым
производственных потребностей населения, железные дороги стали связующим звеном между фронтом и тылом.
При этом нельзя не учитывать и то, что, помимо снабжения фронта боеприпасами,
горючим и продовольствием, железным дорогам необходимо было продолжать
непрерывное снабжение промышленности сырьем, топливом, металлом и другими
важными грузами и осуществлять пассажирские перевозки.
Но, вместе с тем, железнодорожные рельсы представляли собой важные уязвимые
артерии. В годы войны было уничтожено 16 тысяч паровозов. Железнодорожники
отремонтировали и восстановили 120 тысяч километров железнодорожных путей, около 20 мостов. Железнодорожникам приходилось участвовать в боевых действиях.
Машинисты водили эшелоны за тысячи километров, месяцами не возвращаясь домой,
поэтому в военное время к составу присоединялся вагон для жилья бригады, которая
вела поезд до места назначения.
В Казахстане в годы войны были построены и введены в действие 1631 км
железных дорог общего пользования и 449 км подъездных путей к предприятиям. В
годы войны большую роль в снабжении армии и населения продовольствием сыграло
сельское хозяйство Казахстана. Серьезное внимание республика уделяла размещению эвакуированного населения. На территории Казахстана было размещено свыше 1 млн. человек.
все это благодаря самоотверженной работе незамеченных героев Второй Мировой
Войны, тем, кто двигал поезд Победы и ремонтировал пути Триумфа.