• 64396
  • 433
  • 25
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Образование

Уже давно ничего  не  писала. Все суета какая-то. Всю предновогоднюю неделю дочка сдавала зимнюю сессию (в гимназиях тоже есть сессии!): по 3 теста ежедневно. Сдавала она одна, а вот готовились мы вместе. И чем больше готовились, тем больше я осознавала всю искусственность современного гуманитарного школьного образования (благо, судить об этом я в силах, поэтому как сама педагог по профессии. Педагог я историко-географический, а также дочь человека, всю жизнь преподававшего русскую филологию).

Кто придумал изучать в 6 классе повесть Гоголя "Вий"? А искать ее смысл? Морфологический, лингвистический, исторический, смысловой и т.д. анализ "Вия" - это университетская программа филологических факультетов. Мои школьные годы пришлись на 80-е годы. Не то, что в 6 классе, в школе вообще Вия не изучали. Разве за прошедшие 25 лет Вий стал более понятен?

Гоголь - один из самых загадочных русских писателей. Почти все его произведения вызывают споры среди литературоведов. Вий - одна из самых спорных его вещей. Заставлять шестиклашек самостоятельно искать смысл этой повести означает формировать у детей поверхностне отношение к литературе. Потому что никакого смысла, кроме "а-ля вампирская сага" они там не найдут.

Вообще, вся структура учебника по руской словесности для 6 класса у меня вызывает смешанные чувства. Носит учебник подзаголовок - миф и словесность, и начинается с од Гесиода и Овидия. Тот, кто хоть раз видел древнегреческую оду, поймет: чтобы ее прочесть и понять от начала до конца, нужно беззаветно любить античную литературу, а также обладать немалым терпением и выдержкой. Далее учебник подразделяется на 4 части: античная мифология, славянская мифология, библейская и мифы других народов мира. Каждая часть проиллюстрирована соответствующими литературными произведениями.

С античной все более-менее понятно: в вольном пересказе даются основные древнегреческие мифы, еще раз Овидий, Эсхил, отрывок из Иллиады и около 10 стихотворений русских поэтов, посвященным тем или иным мифическим персонажам (в основном, Музе). Тут хочется сделать небольшое отступление: далеко не все стихи можно рекомендовать к изучению в школе. Такие стихи должны отвечать нескольким требованиям: они должны легко читаться с листа, легко восприниматься на слух и быть понятными читателям, в данном случае, 12-летним детям. Именно поэтому (а не из-за косности и предубежденности советских педагогов) в прежних учебниках отдельные (подчеркиваю!) стихотворения Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Есенина и т.д.

В свете вышесказанного, стихи Д. Мережковского и А. Тарковского, опубликованные в учебнике, абсолютно не подходят для школьного изучения. При всем моем уважении к Дмитрию Сергеевичу Мережковскому, он - посредственный поэт. Он великолепный публицист, беллетрист, в свое время его исследования по русской истории и литературе, изложенные в 3-х томах, я проглотила на одном дыхании. Но поэт - никакой! К сожалению, я не знакома с творчеством А. Тарковского (если это, конечно, не режиссер!). Смысл его стихотворения "Мщение Ахилла" я своему ребенку смогла объяснить только при помощи фильма "Троя" с Брэдом (прости, господи!) Питтом в главной роли. Хотя большего бреда, чем этот фильм, придумать сложно.

Я понимаю, что стихотворения Мережковского и Тарковского приведены для того, чтобы проиллюстрировать влияние античной мифологии на русскую литературу. Но ведь это не педагогично. Вкус (в т.ч., литературный), равно как хорошие привычки и манеры, надо прививать, формировать и развивать. И школьное образование (как общеобразовательное) должно знакомить детей с лучшими образцами литературного творчества, давая тем самым им ориентиры, чтобы в дальнейшем они смогли отличать "зерна от плевел" самостоятельно. Тем более, что вся структура учебника очень спорна, искусственна, и многие произведения, в нем приведенные, что называется, "притянуты за уши".

Особенно это заметно во 2 части учебника - "Славянская мифология и литература". Здесь понамешано всего: "проходная" пушкинская "Метель", единственная мифологическая гоголевская "Ночь перед Рождеством", двухсмысленная лермонтовская "Морская царевна", ироничное Бродского "В деревне Бог живет не по углам..." (а здесь-то где миф?) и т.д. Одним словом, сам черт ногу сломит.

Библейская мифология , которой посвящена 3 часть учебника, оказала огромное влияние на мировую литературу. Авторов и сюжетов - великое множество! Причем как светских, так и исключительно религиозных. Из всего этого многообразия составители учебника выбрали Пастернака, Ахматову, а также почему-то "Станционного смотрителя" Пушкина и стихотворение "Рай" Ходасевича. Искать элементы библейской мифологии в Смотрителе я не буду, потому как дело это абсолютно бесполезное. А вот про Ходасевича хочу сказать пару слов.  

Владислав Фелицианович Ходасевич был не только поэтом, но прозаиком и литературоведом. Он - первый биограф Пушкина и Державина, за потрясающее исследование литературы Ренессанса Ходасевич стал почетным гражданином Вероны. Как поэт, он тяготел к символизму.

"Рай" - замечательный образец поэзии символизма. В нем описывается магазин игрушек, который закрывает его хозяин после рабочего дня. Хозяин любит свой магазин, любит свое дело, каждый день среди ярких игрушек приносит ему удовольствие, и от этого на душе у него покой и умиротворение. Для многих людей это и есть счастье или рай, немного мещанский.

Как 12-летний ребенок ответит на вопрос: каким представляется Ходасевичу рай? (а такой вопрос сформулирован в учебнике). Максимум, он просто опишет магазин игрушек, и все. "Игрушечным" останется и отношение ребенка к творчеству замечательного русского поэта. Ребенок не сможет снять все эти пласты символизма. Для всего должно прийти свое время, и знакомство с Ходасевичем нужно начинать вместе с изучением поэтов "серебрянного века".

Образование - это система, и никак иначе. Чтобы там не говорили левые всех мастей, только система приносит результаты. Литература всегда идет в контексте времени. Нельзя вырывать отдельные произведения, и иллюстрировать ими довольно авантюрные бессистемные идеи.            

3 января 2010, 19:51
1396

Загрузка...
Loading...

Комментарии

могу сказать лишь, что подобные статьи не пользуются какой-бы там ни было популярностью в здешних кругах, хотя своего читателя вы нашли)
С моей точки зрения, школа с некоторого времени перестала быть...эмм...актуальной, что ли...особенно с тех пор как учебники начали пере выпускать каждые год-два, тратя баснословные деньги с одной единственной целью - "сделать не так как было". Чтобы упаси господь никто не намекнул, что Казахстан своей свободой не пользуется в полной мере и каким-бы то ни было образом зависит от государства Российского и всех прочих. И все бы ничего, если бы они вносили какие-то положительные изменения, так ведь нет же.
Нет - я, конечно, понимаю, что изменения необходимы. Но цели преследуются совершенно иные, отличные от целей учеников и их родителей. Школа сейчас это мало того, что бизнес, это еще и место промывания мозгов молодежи с систематическим вдалбливанием им в головы различных политических замыслов и прочей пропагандистской ереси. Тут уже кто-то выкладывал сочинения наших доблестных ученичков. Пока все, а там посмотрим
ada
0
0
Откровенно говоря, изменений начинаешь побаиваться, потому что с каждым годом становится все веселее и веселее. Тут МГУ недавно провел исследование учебников истории всех стран СНГ, исследовался только советский период истории. Оказалось, что он везде искажен, включая и сами российские учебники. Не буду здесь приводить примеры, наша пресса публиковала это исследование перед Новым годом, но встречались прямо-таки перлы.
А что с учеников-то взять: как их учат, так они и пишут. Как говорится, не бывает плохих учеников, бывают плохие учителя.
EpeTuK
0
0
>> Не то, что в 6 классе, в школе вообще Вия не изучали.

Эмн, глупости какие-то. Я учился по советским учебникам и изучал "Вия". Конечно, не в 6 классе, а в 9. В 6 из Гоголя был "Тарас Бульба". Мои родители изучали Вия, мой дед изучал Вия. У вас, может, была другая программа? Насчет остального с вами согласен. Выскажусь только о том, что не надо равнять всех детей)) Большинство - да, я с вами согласен поломают зубы о гранит учебников. Но есть все-таки некоторые "поглотители книг", которые в те самые 12 лет зачитывали Кастанеду и спорили со священниками в храме о трактовке некоторых моментов Евангелий. Хотя, скорее, вы и не равняли никого, а говорили о большинстве))
ada
0
0
Школьное образование - оно для большинства, причем, для подавляющего.
"Поглотители книг" всегда были, есть и будут. И это прекрасно! Я сама училась, как минимум, с тремя гениями. Моя школа была с немецко-математическим уклоном, поэтому гением можно было быть либо в языке, либо в математических науках. Остальные сферы науки просто не рассматривались. Например, то, что я в 12 лет писала работы по публицистике Пушкина считалось само собой разумеющимся:)
Не всем же быть докторами наук!:)
Кому-то было нефиг делать)))
плеер BBK DV628SI 4000

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

Некий блогер Сергей Никитский неустанно пишет о Казахстане, Астане, Экспо и посвящает два материала Алматы, причём подчёркнуто называет город Алма-Ата.
Langdon
19 июля 2017 / 15:44
  • 3535
  • 57
«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

На этот раз пост очень важный и необходим к прочтению каждым! Не поленитесь и уделите время прочтению. Ни в коем случае, не разговаривайте с полицейскими до прихода вашего адвоката!
asselsabekova
18 июля 2017 / 14:19
  • 3286
  • 32
Один из способов выиграть суд против коллекторов

Один из способов выиграть суд против коллекторов

Сегодня в своем посте я постараюсь рассказать, как выиграть суд против некоторых коллекторских компании в нашей стране. Чем отличается коллекторское агенство от обычного банка?
Advokot
18 июля 2017 / 15:31
  • 3015
  • 10
Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Автор утверждает, что программы МБА не дают никакого позитивного выхлопа, если ты уже не являешься владельцем или наследником прибыльного бизнеса. Знания МБА можно получить бесплатно, уверяет он.
Aks_Ras
19 июля 2017 / 16:28
  • 2654
  • 2
Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Вчера все информационные агентства страны передали сообщение, которое заставило забиться в ужасе сердца всех матерей страны. В мусорном контейнере города Сатпаев было обнаружено тело новорожденной девочки.
AliyaSadyrbaeva
19 июля 2017 / 11:06
  • 2293
  • 18
Почему путь к любимому Иссык-Кулю из года в год не становится легче

Почему путь к любимому Иссык-Кулю из года в год не становится легче

Минувшие выходные для казахстанских туристов, рвущихся от алматинской жары к иссык-кульской прохладе, снова обернулись настоящим кошмаром.
caravan_kz
19 июля 2017 / 18:39
  • 1753
  • 4
Наша новая рубрика «Топ-5»: самые красивые актрисы Казахстана

Наша новая рубрика «Топ-5»: самые красивые актрисы Казахстана

Решили сделать топ-5 красивых актрис Казахстана. Очень долго спорили о первых трех местах и даже чуть не подрались. Было очень тяжело выбирать.
asdbqwe
20 июля 2017 / 14:24
  • 1711
  • 41
Легендарный вокалист «Linkin Park» унёс за собой молодость десятков тысяч людей

Легендарный вокалист «Linkin Park» унёс за собой молодость десятков тысяч людей

Самое грустное, что, как и всегда в таких случаях, скоро на Честера начнут изливаться потоки грязи - что он был наркоманом, или что-то подобное (как в случае со многими знаменитостями).
demonica
21 июля 2017 / 15:13
  • 1757
  • 49
Что происходит в казахстанской правоохранительной системе под видом борьбы с коррупцией

Что происходит в казахстанской правоохранительной системе под видом борьбы с коррупцией

За день до своей гибели прямо около памятника жертвам политических репрессий 1937-го Жампозов сказал жене, что он – жертва точно таких же репрессий.
openqazaqstan
сегодня / 10:18
  • 1434
  • 4