Логика ценностей (кросспост)

Sedric 2008 M08 23
603
2
0
0

В "Прозрачности зла" Бодрийяр предлагает следующую классификацию ценностей:"...Все эти перипетии приводят нас к истокам и предназначению ценности. Ранее, испытывая смутное желание создать...

В "Прозрачности зла" Бодрийяр предлагает следующую классификацию ценностей:

"...Все эти перипетии приводят нас к истокам и предназначению ценности. Ранее, испытывая смутное желание создать классификацию ценностей, я выстроил некую трилогию: начальная стадия, когда существовали повседневные, бытовые ценности; рыночная стадия когда ценность выступает как средство обмена; структурная стадия, когда появляется ценность-символ. Закон естественного развития - закон рынка - структурный закон ценностей. Эти различия, разумеется, носят формальный характер и немного напоминают те новые частицы, которые каждый месяц открывают физики. Одна частица отнюдь не исключает существования другой, они следуют друг за другом и дополняют одна другую в пределах некой гипотетической траектории. Теперь я хочу добавить новую частицу в этой физике микрообразов. После начальной, рыночной и структурной стадий ценности возникает стадия дробления. Начальной стадии соответствовало естественное природное состояние мира, и ценность развивалась согласно существовавшим естественным обычаям. Второй
стадии соответствовала эквивалентность ценностей, и ценность развивалась согласно логике торговли. На третьей стадии появляется некий свод правил, и ценность развивается в соответствии с существующей совокупностью образов. На четвертой же стадии - стадии фрактальной, которую мы могли бы назвать также вирусной или стадией диффузии ценностей, уже не существует соответствия чему бы то ни было. Ценность распространяется во всех направлениях, без какой-либо логики, присутствуя в каждой скважине и щели. На этой стадии не существует более равноценности, присущей другим стадиям, нет больше самого закона ценности; есть лишь нечто, похожее на эпидемию ценности, на разрастание метастазов ценности, на ее распространение и рассеяние, зависящее лишь от воли случая. Строго говоря, здесь уже не следовало бы прибегать к самому понятию ценности, поскольку такое дробление, такая цепная реакция делает невозможным какое-либо исчисление и оценку."

Я предполагаю, что на нашей исторической кривой это можно расположить так:
1. Закон естесственного развития ценностей - период до XVII века (революции и появление банковской системы)
2. Закон рынка - период с конца XVII века через промышленные революции (а также появление демократий и системы либерализма, формирование рынка) до конца XIX века (появление финансовой олигархии, формирование нефтяного рынка).
3. Структурный закон ценностей - с начала XX века до конца Второй Мировой войны. Это место мне кажется самым спорным. Во-первых, непонятно, продолжать ли линю до 60-х годов, а во-вторых само это время (40-50 лет) выглядит очень разнообразным и сложным для описания одним термином.
4. Фрактальный закон - с середины XX века вплоть до радужной современности и дальше (пока - насколько хватает взора).

Некоторые заметки.
На 1945 год выпадают сразу два интересных события - выход книги Рене Генона "Царство количества и знамения времени" и Карла Поппера "Открытое общество и его враги". В некором смысле сам факт выхода второй книги подтверждает некоторые выводы первой :)
Год 1929 - год очень знаменательный в плане перехода к закону фрактального развития (ли?) ценностей. Биржевой крах (отзеркаленный крахом 1987 года), Великая Депрессия, диктат ФРС в США.
Бодрийяр верно указывает на то, что в современности ценность утрачивает не только свой качественный аспект (он был утрачен еще на третьем этапе), но и количественный. Ценность превращается в простую потенцию - Генон в своей книге называет это переходом от этапа отвердения мира к его растворению. Ценность не обладает никакими атрибутами или характеристиками. От нее остается лишь фантик - само слово "ценность".
Но каковы следствия? Для Генона это полный и окончательный переворот всего мира, то есть его гибель. Но эта эсхатологическая точка зрения не подкреплена ничем, кроме отсылки к полумифическим "циклическим законам" и указанием на то, что дела идут все хуже, а это не может быть признаком конца, равно как им не может быть вообще ничто, ибо сказано: "...никто не знает ни день, ни час, когда придет Сын Человеческий, кроме Отца..."
А что, если отвлечься на миг от идеи закольцованной, эсхатологичной истории? Что, если подумать о том, что может появиться нового в этих родовых муках?..

Оцените пост

0

Комментарии

0
Господи, что это? Что на этот раз?
0
Эм... У меня такое чувство, будто вы приговорены читать мои тексты...
Показать комментарии
Дальше