Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
23:34, 03 мая 2012

Для чего существует департамент экологии?

http://www.uknews.kz/news/dlya-chego-sushchestvuet-departament-ekologii

В числе основных причин, побуждающих жителей Усть-Каменогорска, да и всей нашей области, к переезду, опрошенные называют тяжелую экологическую ситуацию. И это действительно так. Народ беспокоится уже не столько о своем здоровье, сколько о здоровье своих детей, многие полагают, и вполне резонно, что шансов быть здоровыми - у нынешних малышей нет.

Разговоры на эту тему уже изрядно приелись. Самое главное – до сих пор так и не найдены ответы на извечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». С одной стороны, вроде бы ответ очевиден – виноватыми считают гигантов нашей индустрии, и, прежде всего – «Казцинк». Но с другой стороны – никто не станет отрицать, что тот же «Казцинк» за последние годы вложил колоссальные средства в новые технологии. И выбросы, источником которых является металлургическое производство, реально снизились. Тем не менее, в дни т.н. неблагоприятных метеоусловий в областном центре невозможно находиться на улице и дышать. Если взобраться на окрестные горы – картина предстает просто страшная. Города не видно, он потерялся в плотной пелене смога. И всем этим мы дышим! Как же тут выдержат еще неокрепшие, слабые организмы ребятишек?

Уже давно совершенно понятно, что нужно ясно и четко определить главный источник загрязнения. Или источники, если их несколько. Кто нас травит: цветная металлургия, атомное производство, теплоцентрали, выкидывающие в воздух продукты сгорания угля с ядерного полигона? Или это менее крупные предприятия, но вони от которых тоже хватает. Задача понятна. Вот только кто ее будет выполнять? Многочисленные природоохранные и экологические ведомства отмахиваются стандартной отговоркой – «Не наши полномочия». А тогда чьи? Сейчас все кивают на систему мониторинга атмосферы через установленные в разных точках города датчики. Но ведь эти датчики могут контролировать далеко не все вредные выбросы. И кто будет принимать управленческое решение по этим показаниям?

Простая вроде бы задача – найти того, кто нас травит – становится неразрешимой. Она не решается годами, десятилетиями. А ведь ответ на этот вопрос должен дать департамент экологии. Для этого он и предназначен. И входит он в структуру министерства, носящего название  - «охраны окружающей среды». А как же еще ее охранять, если не определять источники загрязнения, не принимать мер к оздоровлению ситуации?! В числе задач, определенных государством для экологического ведомства, есть и такие: «формирование единой государственной политики в сфере охраны окружающей среды для устойчивого развития; координация деятельности центральных и местных исполнительных органов, осуществляющих функции охраны окружающей среды и управления природопользованием». Выходит, что департамент экологии – главный по вопросам охраны окружающей среды.

Но, честно говоря, что-то не припоминаю (если запамятовал, пусть меня поправят), чтобы местное экологическое ведомство выступало с какими-нибудь масштабными инициативами, или реально координировало и направляло всю деятельность по охране окружающей среды.  Создается впечатление, что наши экологи предпочитают сидеть тихо и только констатировать ситуацию. Читатели могут упрекнуть автора в чисто субъективном мнении. Но это не только мое мнение. Впрочем, судите сами.

Почти три года назад, в ответе газете «Flash» (№17 (164), 04.09.2009г.) заместитель начальника территориального управления охраны окружающей среды (так тогда называлось ведомство) Алмаз Калмыков сообщил, что «Иртышский департамент экологии не занимается вопросами здоровья населения»(!) (а мы-то грешным делом думали, что улучшение экологии и здоровье населения связаны напрямую!). Далее он сообщил, что «В 2004 году были выполнены работы по «Проведению комплексных геоэкологических исследований территории и здоровья населения города (а говорил, что здоровьем не занимаются! – авт.), «Проведение исследований химии атмосферы Усть-Каменогорска». По результатам исследований разработан стратегический план действий и план мероприятий по реабилитации окружающей среды и здоровья населения города, установлен приоритетный список загрязняющих веществ в областном центре и даны рекомендации по улучшению качества контроля состояния воздушного бассейна». Этот стратегический план был рассчитан на 2005-2010 годы. Однако, где же сейчас этот план? Вспомнил ли кто-нибудь о нем, подвел итоги его выполнения? Деньги получили, потратили, а сами планы стратегически забросили пылиться в шкафах. И, похоже, дела до них нет нынешнему руководству экологического ведомства.

Кстати, о руководстве. С этим в ВК филиале в последнее время происходит много странного. Так, на этот пост, в свое  время был назначен Эдуард Ким. Именно в качестве главного экологического инспектора ВКО он стал известен всему Казахстану. Но, к сожалению, не своей деятельностью на благо экологического состояния края. А скандальной потасовкой в гостинице «ShinyRiver». В результате главный эколог был осужден за нанесение телесных повреждений по неосторожности, просидел около года в СИЗО, и недавно апелляционной инстанцией был освобожден по амнистии. Своего поста он, естественно, лишился. Напомним, что незадолго до назначения главным экологом Эдуард Борисович был основным акционером АО «Трамвайный парк». Конечно, это работа, требующая немалых хозяйственных знаний и навыков. Но от экологии довольно далекая. С экологией ее, пожалуй, связывает лишь то, что трамвай – самый экологически чистый вид транспорта.

После отстранения Эдуарда Кима исполняющим обязанности  заместителя Иртышского департамента экологии, главным экологическим инспектором ВКО стал Канапия Бахаев. Уже больше года он так и работает с приставкой «и.о.». Что мешает министерству назначить главного эколога области окончательно и без всяких оговорок – нам неизвестно. Говорят, что в не таком далеком прошлом Канапия Сагатбекович был главой крестьянского хозяйства. Слухи это или реальность – утверждать не можем. С этим вопросом мы обратились к самому Канапии Сагатбековичу. Кстати, аграрная деятельность ведь косвенно связана с экологией. Недаром, наверное, в этом году ввели налог на навоз. Загрязняют коровьи лепешки почву, ничего не поделаешь, нужно платить. Экологическое ведомство получило дополнительные возможности собирать деньги. Впрочем, и без навоза под руководством Канапии Бахаева экологи развернули бурную деятельность в этом направлении. Вот что говорится по этому вопросу в пресс-релизе Национальной экономической  палаты  «Атамекен» по итогам выездного заседания в Усть-Каменогорске в марте этого года:  «По проблемам взаимодействия предпринимателей и контрольно-надзорных органов  в устранении административных барьеров в сфере охраны окружающей среды выступил председатель Совета директоров Ассоциации профессиональных строителей ВКО Игорь Шацкий.

Как отметил г-н Шацкий, предприниматели сталкиваются с большим количеством административных барьеров в сфере охраны окружающей среды. По его словам, требуется пересмотр процедуры прохождения государственной экологической экспертизы в части ее упрощения или упразднения в отношении объектов, не представляющих реальной угрозы для окружающей среды (реконструкция офисов, объектов бытового обслуживания). Также большие проблемы для предпринимателей создает неурегулированность сроков действия государственной экологической экспертизы на проекты нормативов эмиссий.
Особый акцент г-н Шацкий сделал на практических примерах проявления административных барьеров, переходящих границы разумного государственного регулирования природопользования. Так, например, по словам г-на Шацкого, проверочный лист, применяемый Восточно-Казахстанским филиалом Иртышского Департамента экологии МООС РК при проведении проверок природопользователей, состоящий из 187 вопросов, стал новым «испытанием на прочность» для бизнеса. Проверочный лист применяется как для предъявления требований к крупному заводу, так и для самой небольшой пекарни. Размеры налагаемых на природопользователей штрафов не направлены на стимулирование защиты экологии, а направлены на уничтожение предпринимательской инициативы. Например, размер штрафа, наложенного на компанию «Аягоз Жолдары», значительно превышает балансовую стоимость всего предприятия.

По мнению г-на Шацкого, вокруг государственных органов в сфере охраны окружающей среды сложился узкий круг фирм-посредников, аффилированность которых не вызывает сомнений. Разработка проектов на эмиссию вредных веществ стала «клондайком» для таких фирм. Например, ИП «Мигова» затрачено 53 000 тенге на разработку такого проекта, тогда как сама плата по полученному в итоге разрешению на эмиссии составила 1 200 тенге. Парадоксальной нельзя не признать ситуацию, связанную с предоставлением данных по фоновым концентратам, передаваемых одним государственным учреждением другому государственному учреждению за деньги предпринимателя.

Следует отметить, что руководство ГУ «Иртышский департамент экологии Комитета экологического регулирования МООС РК» отсутствовало на заседании Общественного совета, видимо не решившись в открытом диалоге с предпринимателями обсуждать острые и злободневные проблемы в сфере охраны окружающей среды.

Руководство НЭПК «Союз «Атамекен» поддержало выступление г-на Шацкого и заверило предпринимателей в том, что все выдвинутые предложения будут проанализированы и направлены в Министерство охраны окружающей среды РК. Данный вопрос будет взят на особый контроль НЭПК «Союз «Атамекен».

Интересный стиль работы экологического ведомства, не правда ли? Посмотрим, как там относятся к глобальным экологическим проблемам города. В итоговом отчете ВК филиала за 1-е полугодие 2011 года констатируются такие печальные факты:  «На ТОО «АЭС Согринская ТЭЦ» увеличение выбросов   произошло в связи с увеличением расхода топлива на 7,76% и зольности на 17,1%.   На   АО «УК Тепловые сети» увеличение выбросов произошло с увеличением тепловых нагрузок, ухудшением характеристик используемого угля. На АО «АЕS УКТЭЦ» увеличился выброс оксида углерода, что связано с увеличением количества растопок котлов высокого давления в течение 1-го полугодия 2011 года».

Констатация фактов – тоже очень важная вещь. Но что предлагают, что делают наши экологи, чтобы снизить вредное воздействие на атмосферу предприятий теплоэнергетики, которое, судя по цифрам, стремительно нарастает? Может быть, выносят предписания об установке нового оборудования, или, настаивают на переходе ТЭЦ и котельных на другой, более качественный уголь? Нет, экологи делают ставку на штрафы.

В мае 2011 года за сверхнормативные выбросы УКТЭЦ была наказана на 6 596 571 тенге. Кроме этого, в виде административной ответственности  ТЭЦ заплатила 1 920 966 тенге. За нарушение режима эксплуатации котлоагрегатов привлечен к административной ответственности и.о. генерального директора станции. Сумма штрафов и платежей, вроде бы, немаленькая. И департамент, вроде бы, провел работу, проявил принципиальность и твердость. Но вот решена ли проблема? Как дымила ТЭЦ продуктами сгорания некачественного угля, так и продолжает дымить. Да и штрафы по станции, надо полагать, сильно не ударили. Ведь ТЭЦ – это естественный монополист по производству тепловой энергии. Ее работу оплачивают потребители тепла и горячей воды, жители города. Значит, и штраф будет выплачен из их карманов. Еще один выпишут– еще выплатят, потом компенсируют за счет тарифа.

Вообще тяга экологов к штрафам иногда доходит до абсурда. Так, они могут  оштрафовать на немалую сумму  за… складирование строительных отходов. Это, по мнению инспекторов, наносит ущерб окружающей среде! По такому принципу ежедневно можно штрафовать на любой стройке, ведь строительство неизбежно сопровождается отходами и мусором. Или  выписать штраф  за небольшой пожар при ремонте, ликвидированный за 30 минут. Инспекторы посчитали, что дым от огня привел к существенным выбросам в атмосферу!

С такой бы принципиальностью и тщательностью инспекторам  подходить к самым болевым экологическим проблемам области! Цены бы им не было. Например, к проблеме загрязнения наших рек подземными стоками промышленных производств. Но здесь почему-то подход совсем иной.

Вот данные Иртышского департамента экологии ВКО: "В 2009 - 2011 годах наблюдается высокое загрязнение цинком рек Красноярка, Березовка, Тихая, Брекса". Основная причина загрязнения Красноярки – сбросы ТОО "Корпорация Казахмыс" и самопроизвольное излияние шахтных вод Березовского рудника.  Березовский рудник ранее принадлежал АО "Иртышполиметалл". На чьем балансе он находится сейчас, передан ли государству – неизвестно. Не знают ответ на этот вопрос ни в управлении "Востказнедра", ни в областном Иртышском департаменте по экологии. Экологи на вопрос журналистов  ответили, что это  не их компетенция!

Между тем, в прессе опубликовано  мнение известного гидрогеолога Владимира Белянина,  что эту работу должны проводить органы охраны окружающей среды. Это подтверждает и официальный документ. В 2008 году Правительством РК были утверждены Правила ликвидации и консервации объектов недропользования. В документе четко записано: "Перечень ликвидированных и находящихся на консервации объектов недропользования ведется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды". Однако, правила, похоже, для экологического департамента не указ. Им проще занять позицию – «не наша компетенция». «Своей» компетенцией там, видимо, считают только штрафы.

А уж при каких-то чрезвычайных ситуациях руководство экологического департамента и вовсе стремиться «остаться в тени». Как это было после прошлогодней аварии на хвостохранилище золотодобывающего предприятия в Секисовке.

Канапия Сагатбекович через несколько дней после аварии так и не смог точно сказать, какова концентрация цианидов в местной речке Секисовка. А ведь из речушки цианиды могли попасть в Иртыш! Да и жители пользуются водозабором из этого водоема. Оказывается, в области нет лабораторий, имеющих лицензию на такой вид анализов. Данные лаборатории «Оскемен Водоканал», показавшие, что сразу после аварии концентрация цианидов была превышена в 516 раз, он отверг – у лаборатории нет аккредитации. А поскольку данных нет – то и ущерб горно-рудному предприятию «Секисовское»  выставить невозможно! А за то, что ГРП не известило департамент об аварии, Канапия Бохаев пригрозил оштрафовать предприятие аж на 30 МРП (чуть более 45 000 тенге)!

Не смущает главного эколога и тот факт, что открытый карьер и само хвостохранилище находятся прямо в селе! Никакой санитарно-защитной зоны! Во время взрывов при добыче руды в дома летят камни, пыль, стены трескаются, здания шатаются, а сами жители прячутся подальше – может, ненароком, и булыжником пришибить! Вот что заявил журналистам по этому поводу Канапия Бахаев:

- Ни мы, ни природоохранная прокуратура пока не занимались этими вопросами. Но у предприятия есть все разрешительные документы по проекту хвостохранилища. Органы санитарно-эпидемиологического надзора должны были в первую очередь сказать, соответствует ли у них санитарно-защитная зона требованиям СНиПов. Соответственно, и мы, раз предприятие получило положительные заключения всех органов, подписываем ему документы. Я уверен, что там соблюдены параметры санитарно-защитной зоны. Но если бы люди прислали нам письменную жалобу, мы бы занялись изучением этого вопроса, выехали бы на место, а они молчат.

Вот так. Выходит, что жители сами виноваты. Не пишут жалобы. Ну, а нет жалоб, и экологи сидят тихо, мирно. Проще какую-нибудь фирму оштрафовать за строительный мусор. И работа вроде ведется, и неприятностей никаких. Заметьте, что главный эколог не сказал «Я знаю», он сказал, что «уверен» в соблюдении всех параметров санитарно-защитной зоны. Разница существенная. Разве это ответ государственного человека?

А что же, действительно глас народа совсем молчит, что ли? Нет, не молчит. Вот лишь некоторые мнения.

«Председатель Совета общественности при акиме ВКО Владимир Лопаткин убежден, что Иртышский департамент экологии просто не выполняет своих функций. По своему статусу, изложенному в документах, он должен быть инициатором проведения государственной политики в сфере охраны окружающей среды.

- А он, похоже, проводит политику мора среди населения, — рубанул Владимир Федорович. — Нам абсолютно непонятно решение МООС РК, объединившее управления по экологии двух областей — Восточно-Казахстанской и Павлодарской — в единый Иртышский департамент. Теперь в таком огромном регионе, как Восточный Казахстан, с его сложными экологическими проблемами, находится только филиал этого департамента. Но самое страшное, что в филиале часто сменяются руководители, и последние три года на эту должность назначаются совершенно случайные люди. В Усть-Каменогорских вузах три кафедры экологии, есть хороший преподавательский и профессорский состав, прекрасные специалисты. Так почему же МООС на должность директора филиала Иртышского департамента назначает тех, кто очень далек от экологии?

- Вы сидите только для выдачи разрешений предприятиям-загрязнителям на выбросы и сбора штрафов, за что можете мзду получить, что ли? А кто будет заниматься анализом, разрабатывать предложения? — напустилась на сотрудников Восточно-Казахстанского филиала Иртышского департамента экологии экс-депутат Мажилиса, член экспертной комиссии Алимпиада Черкашина» - сообщает газета «Голос республики».

- В функции Регионального уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, в том числе входит разработка и утверждение  комплексных природоохранных программ. В нашем регионе основное направление деятельности таких органов - уменьшение выбросов, и контроль за соблюдением этого процесса. Но поскольку основой регулирования выдачи  лимитов на выбросы  в РК являются  технические потребности  предприятий, то до тех пор, пока не изменится эта основа, не изменится ничего. У Правительства РК  есть намерение перейти на рыночное регулирование природопользования через введение квот. Планируется это сделать уже в 2013 году. Почему бы сейчас не готовится к этому, оценивая как реальное, так и историческое воздействие загрязнителей. Сколько лет говорится о необходимости разработки сводного тома предельно допустимых выбросов! Но до сих пор он так и не разработан. А как без него можно решать вопрос о выдаче предприятиям квот на выбросы?! Никакого участия не принял департамент экологии и в вопросе создания системы экологического мониторинга, которая при условии ее соответствия мировым тенденциям,  могла бы  ответить на эти вопросы. В результате этим, впрочем, как и многими другими экологическими вопросами, у нас почему-то занимается Совет общественности. Создается впечатление, что в экологическом ведомстве ждут указаний сверху. Между тем, во многих промышленных центрах той же соседней России, с такой же экологической ситуацией, как и у нас, эти проблемы решаются. Например, в городе Глазов, с аналогичными нашим металлургическими предприятиями, уже давно улавливается до 65 %  выбросов промышленности. Почему не изучить этот опыт, не применить его у нас, тем более, что представители Совета общественности ездили туда, но привезли лишь устаревшую систему производственного контроля, выдав ее за дорогостоящую систему экологического мониторинга с неоправданно длинным названием? – говорит Наталья Борисова, член комиссии по экологии при ВК Обкоме Коммунистической народной партии Казахстана.

«Фактически неясно, кто отвечает за экологию, и приходиться признать, что исполнительная власть не обладает необходимым административным ресурсом для решения проблем экологической безопасности»- говорится в заявлении пресс-центра ВК обкома Коммунистической народной партии Казахстана по итогам «круглого стола» в Усть-Каменогорске с участием секретаря ЦК КНПК Жамбыла Ахметбекова.

А вот еще одно мнение, или, скорее, вопрос, поступивший на блог депутата Мажилиса Ерлана Нигматуллина 18 февраля прошлого года:  «Уважаемый Депутат! Просим Вас проверить и вмешаться в деятельность Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан, по каким критериям назначаются на должность первые руководители Департаментов экологии, или сколько стоят такие должности?». Вопрос, что называется, не в бровь, а в глаз. В числе примеров «странных» назначений, обратившийся приводит и Восточный Казахстан. Значит, достало.

Денис Данилевский

0
2083
0