Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
09:33, 02 мая 2012

Велосипеды и автомобили – язык общения

1. Постановка проблемы. Опасность вождения велосипедов в Алматы.

Сколько бы велопробегов аким не проводил, факт остается фактом: дороги Алматы для велосипедистов не предназначены. Впрочем, местами, они не предназначены и для автомобилей, однако, ездят же. Вот и на велосипедах тоже будут ездить, и, - я надеюсь, - с каждым годом все больше и больше людей.

Blog post image

А это значит, что перманентно аварийная ситуация в процессе велопрогулки по городу будет сохраняться и даже усиливаться, поскольку машин тоже с каждым годом все прибывает, а права, сами знаете, продаются и покупаются. И если для автомобилиста столкновение в городе редко преставляет опасность для жизни, то для велосипедиста любая авария грозит летальным исходом. Что же делать? Как мы, участники дорожного движения можем уберечь друг друга от столкновения и, не дай Бог, жертв?

2. Анализ проблемы. Часто встречающиеся аварийные ситуации.

Будучи и автомобилистом и велосипедистом одновременно, я вижу проблему с обеих сторон. И могу с уверенностью говорить о двух самых аварийных ситуациях:
a.Попытка автомобилиста в пробках обойти затор справа, либо просто прижаться к обочине. - Как правило, такой маневр делается без предварительного взгляда в правое зеркало, поскольку автомобиль и так стоит на первой полосе и водитель подсознательно уверен, что помехи справа никто создать не может. Велосипедист, который легко проезжает в самых узких коридорах, в расчет не берется. И если он там все же есть, то случается неприятная ситуация.
b.Обгон велосипедиста и поворот перед ним на перекрестке направо – вообще, конечно, это нарушение, по правилам нужно пропустить велосипедиста, и после этого совершать маневр, но люди у нас все время куда-то спешат, а права, как упоминалось выше, покупаются.
3. Вариант решения проблемы. Язык сигналов и жестов.
Если первую ситуацию можно решить только пропагандой и штрафами, то вторую можно решить малой кровью, не особо напрягая ни автомобилиста, ни велосипедиста, ни инспектора дорожной полиции.
ПРОСТОЙ ОБМЕН СИГНАЛАМИ ПОЗВОЛЯЕТ РАЗОЙТИСЬ КРАЯМИ БЕЗ ВЗАИМНЫХ ПРЕТЕНЗИЙ И ПРИ СОХРАНЕНИИ УВАЖЕНИЯ.
То есть, если при таком маневре автомобилист даст знать велосипедисту заранее, что собирается его обогнать и принять вправо, то аварийность сводится к нулю.  Однако, как подать сигнал, если велосипедист видит машину только непосредственно перед маневром? Только звуковым сигналом. То есть, принцип может быть таким:
a. Один сигнал автомобиля – «Внимание!» - сигналят у нас постоянно и по разным поводам. По отношению к велосипедам сигнал чаще всего означает только предупреждение: «Я еду, осторожно, не бери резко влево». По сути это просто обозначение себя. По этому сигналу, как правило, велосипедист продолжает ехать  в своем темпе без резких поворотов, либо слегка принимает вправо.

Blog post image

b. Двойной сигнал автомобиля – «Осторожно, собираюсь преградить тебе путь!» - Этот сигнал подается после сигнала «Внимание!», т.е. велосипедист уже в курсе, что позади едет какой-то нервный тип. После двойного сигнала велосипедист понимает, что его хотят подрезать и снижает скорость и пропускает торопыгу.

Blog post image

c. Ответный жест. Однако, велосипедист может и сам торопиться. И вообще, по ПДД автомобиль должен пропустить велосипедиста, поэтому необходим и обратный легко читаемый сигнал от велосипедиста водителю. Например, такой:

Blog post image

Поднятый средний палец – «Водитель, соблюдайте правила дорожного движения!» - Знак означает, что велосипедист попался принципиальный, либо тоже из торопливых, и снижать скорость не намерен. По этому сигналу уже водитель  должен снизить скорость и пропустить велосипедиста.

4. Резюме.
Как видите, сигналы просты и интуитивно понятны. Уверен, что внедрение их в обиход позволит сократить количество аварийных ситуаций, и, что самое важное, начать диалог между автомобилистами и велосипедистами. Удачи на дорогах, товарищи!
2