Исключение из правил или подтверждение неверности стереотипов?

Гаухар А.-М.-К. 2012 M05 2
5063
98
35
0

Взгляд изнутри на самое обсуждаемое: стипендию ACCELS FLEX, КИМЭП, стипендию "Болашак" и Назарбаев Университет

Так получилось, что в течение всей своей жизни я попадала в места очень противоречивые (говорю об образовательных организациях). Противоречивые - в смысле, что мнение людей о них часто не совпадает с реальностью.

Меня всегда до глубины души задевают комментарии людей, которые ничего не знают о том, о чем говорят, но все равно говорят негативно.

За свою жизнь я стала обладателем стипендии ACCELS FLEX, училась в КИМЭПе, стала стипендиатом программы "Болашак" и работаю в Назарбаев Университете. Самые обсуждаемые организации. Самое предвзятое мнение людей о них. И, что самое странное - минимум реальной правдивой информации. Пост длинный, информации много

Самое интересное во всем этом - я из небольшого города (Семей), у меня мама пенсионерка, отца нет и никогда не было, фамилия ничем не примечательна, нет крутиков-родственников и нет финансов, чтобы все мои вышеперечисленные достижения можно было купить. И, о чудо, таких людей на этих программах - абсолютное большинство! Я не вундеркинд, не обладатель Алтын белги, но в школе училась хорошо, имею живой ум и тягу к знаниям. Не отличаюсь усидчивостью, но сообразительна и умна. Это я к тому, что необязательно быть гением.

Начнем с того, что стипендию ACCELS FLEX выигрывают единицы. Не кто больше заплатил, а кого реально отобрали. Конкурс длится в течение одного учебного года. Я училась в 11 классе, первый тур был в октябре, легкий тур, но многие отсеялись на нем. Второй тур - на следующий день. Писали тест pre-TOEFL. Он чисто на знание языка, но чуть легче, чем оригинальный TOEFL. Затем наши тесты отправляли в США. Там независимая комиссия, которой не были известны наши имена (лишь шифры из цифр, которые ни о чем им не говорили), оценивала работы. Это заняло порядка 2-3 месяцев. В третий тур прошли лишь несколько человек. Тур состоялся в марте. Было много письменных заданий на психологию (разную - человеческих отношений, адаптируемости и т.д.) и собеседование с комиссией (на английском языке). Потом нам дали пакет документов (около 40 листов), которые нужно было заполнить за 2 недели. Это - медицинские документы. Полностью проходишь обследование и заполняешь, получаешь печати в больнице, отправляешь обратно. Через месяца 2 известен результат - из 150 участвовавших в первом туре стипендию получили двое. По Казахстану из примерно 15000 участвовавших - 98 человек стали обладателями стипендии.

Честно? Думаю, вполне.

Возможно ли пройти по связям? Невозможно.

Почему заговорила об этой стипендии вообще - родственники (!) долго (а может и до сих пор) не верили, что мы никому ничего не платили.

Изначально я поступала в КБТУ, но грант получить не удалось, потому как разобрали их алтынбельгисты. И вот проходили мы с мамой мимо КИМЭПа. Зашли (у мамы давняя мечта была, чтобы я там училась). Заплатили за тест, сдали ("ну давай для интереса попробуем"). Набрала высокие баллы. И тут мама выдает: идешь учиться сюда. Как?? "Мам, мы же не потянем ни одного семестра!" В общем не знаю, чем думала я, чем думала она, но мы обе как с ума сошли. Пошла я туда учиться. Семестр протянули (кредит на кредите кредитом погоняет). Во втором семестре я взяла 3 предмета и пошла работать официанткой. Конечно, стало легче, но платить за обучение-то надо было. К тому же если бы я брала по 3 предмета в семестр, я бы училась 7 лет точно.

И тут произошло чудо! Моя американская семья (у которой я год жила по обмену) приехала в гости... и решила оплатить мое обучение! Никто ничего у них не просил, естественно. Мы ведь люди бедные, но гордые (как и все бедные). Они сами увидели ситуацию (я собиралась переводиться в КазГУ) и предложили мне такой вариант. Отказ не принимали. Пришлось согласиться)) Ну моя тамошняя семья - это, конечно, вообще отдельный разговор, поэтому не буду тут о них говорить больше.

Теперь про сам КИМЭП. Да, было НЕРЕАЛЬНО тяжело, но я получала общагу в течение 4 лет моей учебы там (в ход шло все, помимо официального пакета документов: разговоры с ответственными лицами, слезы, уговоры, но НИКОГДА деньги! потому как их не было, чтоб им давать). Точно не знаю, но слышала, что за деньги можно было пробить себе место. Я добивалась по другому - обиванием порогов (потому как в категорию нуждающихся уж я-то точно входила! просто нужно было это доказывать каждый год, раскрывать им глаза, так сказать).

Также у меня была скидка 25% (потому как мама одна). Там много еще категорий таких студентов, которым скидку предоставляют. Пакет документов каждый год + хорошая учеба + отработка по несколько часов в неделю в университете (что дает также хороший опыт и хоть какие-то начальные строки твоего резюме).

Я работала на факультете помощником... всех)) и офис-помощником, и помощником декана, и студентов. Получала официальную зарплату как работающий неполный рабочий день. Меня это ооочень выручало. Опять-таки, никто меня не пропихивал никуда, просто препод отметил мою учебу и позвал работать. Официально.

Теперь об учебе. Да, там разные профессора были. И просто гениальные, и совсем отстойные. Но вся прелесть в том, что ты сам выбираешь себе профессора. И тут уже чисто твоя совесть. Я брала всех самых сложных (кроме ситуаций, когда не было выбора). Зато они реально давали знания и было очень интересно. Взятки? Нет, не берут. Поменять оценку? Нереально. КИМЭП все-таки коммерческий проект, поэтому им выгоднее, чтобы студенты снова брали заваленные предметы и платили за них. Поэтому такая строгая политика по плагиату, списыванию и прочим уловкам. Очень строгая.

Да, согласна, у некоторых были хорошие оценки, но и знания соответствующие. Потому как брали "легких" преподов. Такого быть, наверное, все-таки не должно. Должны держать класс какой-то. Но, с другой стороны, откуда работодателю знать, легко у этого профессора получить оценку или нет? Они ведь только резюме смотрят. На уроках же при приеме на работу не сидят. Но следует все-таки чистить состав профессорский лучше. В политику их я вообще не хочу лезть, т.к. все равно не знаю, где там правда (про руководство вуза), а где ложь. Есть и то, и то. Судить их не берусь. Могу лишь оценить, что у меня реально был выбор и я реально получила хорошие знания. И меня ценят работодатели. Поэтому, что бы ни говорили, диплом КИМЭП ценится и сейчас.

Теперь о "Болашаке". Поступила сама. Как и большинство тех, с кем общалась. И большинство стипендиатов вообще. Да, конечно, в нашем государстве нереально, чтобы государственный грант нельзя было получить через связи. Да это есть. НО таких - единицы. И в любом случае их отчисляют рано или поздно.

Интервью на Болашак было жесткое. Самое жесткое в моей жизни. У меня председателем комиссии был Саясат (он тогда еще не был президентом ЦМП). Он заваливал вопросами. Специфичными очень. В любой сфере (воистину, такой разносторонний человек!). Было очень страшно. Готовилась долго и тщательно. Тесты были сложными. Только казахский был не очень сложным (кажется, сейчас его усложнили).

В итоге не настолько важно, как ты получил эту стипендию. Важно то, сможешь ли ты учиться. За рубежом - это не как у нас. Там просто так оценку не поставят. Там нужно реально учиться. По-настоящему. Получить диплом - непросто. Поэтому не нужно говорить о том, что болашакеры бездельники. Это не так. Если они выиграли стипендию (и пусть люди не верят, что самостоятельно) и привезли диплом - поверьте, они чего-то уж точно стоят. Согласна, что слишком многим дают стипендию. Согласна, что нужно выделить приоритетные специальности (лучше технические, медицинские и естественные науки). Думаю, нужно отправлять только гениев (не просто отличников, а реально тех, которые потом прорывные вещи делать будут у нас). Потому как с работой худо у нас. Да, я закончила за рубежом престижный вуз. И что? Многие ведь работу найти не могут. Я 4 месяца без работы была. Не потому, что хотела быть сразу начальником, а потому как работы не было ВООБЩЕ. И многие выпускники так. Есть редкие специальности, но работы для таких специалистов нет. И это печально. И еще о работе - кто сказал вообще, что болашакерам все достается на блюдечке? Что их устраивают в тепленькие местечки? Неправда это. Я сама устраивалась на все 3 работы после окончания. Начинала с начальных должностей (ну и сейчас еще недалеко ушла))). Я не рвусь наверх. Я хочу нормально получить опыт работы. Чтобы не краснеть потом, а достойно нести звание болашакера.

Можно ли получить стипендию по блату? Да

Большинство ли получили ее по блату? Абсолютно нет

Могут ли такие блатные учиться за рубежом? Чаще всего нет. Их исключают и потом лишают стипендии.

Мне довелось поработать в ЦМП почти год. Скажу одно - сейчас идет тотальная проверка и зачистка. Взялись за бездельников и многих лишают. А ведь давно пора. Проверяют даже старых выпускников. Все документы. Если у кого-то что-то не так - лишают. Поэтому каждый все равно получает по заслугам. Да, много в программе этой минусов. Но это случилось потому, что не продумали. Просто начали стругать. Как часто делают. Не планировали. Международный опыт не изучали. И все, с чем сейчас мы сталкиваемся, - следствие плохой организации программы на начальных этапах. Много ли можно поменять? Надеюсь. По крайней мере Саясат над этим упорно трудится. И уже многое сделал.

Сейчас, пожалуй, самая обсуждаемая организация после Болашака. Все студенты в Назарбаев Университет попадают по связям или за бабки. Неправда. Сейчас в вузе нет ни одного платника. Все грантники. Вы видели ребят-студентов? Они очень простые, хорошо говорят на казахском, большинство из КТЛов. Не видела я тут крутиков. Совсем. И я знаю, какой был жесткий конкурс. Моя сестренка поступала. И сейчас я вижу ребят своими глазами. Уверена, что все они умные и способные. Но есть такие, которые думают, что учиться здесь легко. Но их уже исключили. После первого семестра. И они восстанавливают затраты. Правила строгие, надо учиться. Расслабляться нельзя.

Как сюда набирают профессоров? Это отдельная история. Я даже не ожидала, что все ТАК серьезно. Просто по долгу службы я принимала участие в процедурах отбора кандидатов (в технической части. естественно, я сама никого не отбирала). Я видела, какие приходят резюме. Я видела, как отбирают. Это очень-очень жесткий отбор. Не каждый преподаватель может попасть сюда (а хотят многие). Нужно блестящее образование, послужной список, большой опыт работы, отличные рекомендации, хорошие публикации. А потом еще и собеседование. В отборочной комиссии - независимые члены из одного из университетов США, люди из руководства нашего вуза (также иностранные профессора, которых также в свое время отобрали) и некоторые профессора, которые сейчас преподают (чтобы оценить кандидата непосредственно в области, в которую берут преподавать). Сейчас здесь работают профессора, которые учились и работали в Гарварде, Йеле, Оксфорде и других ведущих вузах. Они ооочень сильные. И у них-то точно просто так оценку не заработаешь.

Как набирают административный персонал? Это как я например. Я с 2010 года подавала на каждую вакансию, которая открывалась. Мне предлагали только начальную позицию, на что я не была согласна (у меня степень магистра, что мне делать на начальной позиции?). В итоге в начале этого года я дождалась, меня пригласили на интервью, и я устроилась сюда. Сама. Без связей. Кстати, знаю людей, которые пытались залезть по связям, но им их же знакомые сказали: "Сорри, тут так не получится, я могу только порекомендовать тебя". Тоже 3 тура, комиссия, все серьезно. Тут работают только болашакеры, люди с зарубежным образованием или богатым опытом за рубежом. И это правильно. Но неправильно, что магистров берут на начальные позиции. Но это не из-за их требований, а из-за предложения, которое они получают (безработные и работные болашакеры от безысходности и по желанию отправляют резюме на самые начальные позиции - есть из чего выбирать =)). Просто для административной работы много ума не надо. Можно брать и бакалавров без опыта (что практически нереально). Слишком завышены требования, сам конкурс как будто идешь как минимум преподавать =) Это минус. А так - я не жалуюсь)). Планирую со временем перейти в научные работники или ассистентом преподавателя стать, потом дальше учиться.

Можно ли поступить по блату? Думаю, нет

Можно ли устроиться на работу по блату? Тоже не думаю

Есть ли будущее у университета? Если будут также держать планку, преподов набирать сильнейших, то конечно есть. Главное, чтобы финансирование было

 

Спасибо всем, кто осилил пост. Я очень давно хотела отписаться, наболело. Вот такой взгляд изнутри

Оцените пост

33

Комментарии

0
Вдохновляюсь! очень интересно! Продолжайте в том же духе!
1
интересно, из всех просмотревших кто-то прочитал до конца? и неужели ни у кого нет мнения? мне будет интересно его узнать
0
соглашусь со сказанным о болашаке. даже заядлые тусовщики учились, вкалывали. кроме как словом вкалывать, я не могу охарактеризовать учебу в хорошем зарубежном вузе, тем более если он в десятке-двадцатке. получилось, что я полгода искала работу, и в итоге пошла работать для начала бесплатно в одну хорошую организацию. и это имея хороший американский диплом. не представляю, что делают выпускники казахстанских вузов, тем паче, что большинство бездельничает.
0
и я не представляю. но тем не менее, они продолжают отрицательно высказываться в адрес болашакеров. но, с другой стороны, откуда людям, не обучавшимся за рубежом, знать, насколько строгие там правила? например даже тут, в НУ студенты в первые семестры думают, что могут списывать (плагиат). до них доходит долго, что это серьезно наказывается. т.к. все за 11 лет в школе их никто не научил, что такое referencing, и не было строгих наказаний за плагиат. это могут понять только те, кто через это прошел. именно поэтому работодатели предпочитают выпускников КИМЭП и болашакеров.
я работала со многими людьми и, поверьте, с болашакерами гораздо легче работается. не зря все-таки их выбрали. есть за что
1
я помню учебу в казахстанском вузе, потерянное время. жестко, но так и есть. самое главное, думать и анализировать нас никто не учил, учили карты, да факты. потом читаешь казахстанские статьи и монографии, аж стыдно. на peer-review в штатах бы камня на камне не оставили.
Показать комментарии