Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
13
06:58, 26 апреля 2012

Тысяча и один

Blog post image3 мая в широкий прокат выходит историческая драма «Жаужүрек мыңбала» - новый опыт для Акана Сатаева, и своего рода попытка реванша для всего казахского кинематографа за «Кочевника», да хранят торренты RIP его.

Однажды экс-президент «Казахфильма» Сергей Азимов укорил нынешнее руководство студии в том, что все исторические фильмы посвящены войне с джунгарами. Главный редактор компании Дидар Амантай на это ответил, что джунгары — огромная и трагическая веха  в истории народа, так что еще снимать-не переснимать.

Так оно и есть, правда, в отличие от утрированного черно-белого отражения взаимодействий казахов с джунгарами в том же "Кочевнике", отношения двух этносов были продолжительными, сложными, и совершенно не такими полярными. В частности, хан Абылай не сидел избитый в клетке у Галдан-Цэрена, а, будучи плененным, часто гостевал у него, и даже учил языки. Преемник Галдан-Цэрена сватался к дочери Абулхаира, и вообще смешанные браки среди знати были достаточно распространены — в то время это был инструмент политического взаимодействия. К тому же джунгары не были такими тупыми кровожадными орками, как их принято изображать. Для подтверждения этого достаточно сказать, что уложение «Жеті Жарғы», эту законодательную соль земли казахской, хан Тауке почти полностью заимствовал у ойратов.

Надо отдать должное Акану Сатаеву — судя по всему, он как мог, попытался избавиться от стереотипов. Поэтому его джунгары хотя еще и зверевидны, но уже обладают некими человеческими свойствами вроде способности трагически страдать. Правда, за все время фильма почему-то не появляется ни одна героиня-ойратка, что наводит на мысль о размножении  джунгаров почкованием или проблемы с правами женщин в архаичном обществе . Но это можно отнести как к сценарному недосмотру, так и к особенностям творческого метода режиссера (хотя было бы очень интересно развернуть любовную драму в стиле Ромео и Джульетты с казахом и джунгаркой, тем более, что сказаний об этом много).

Начинается фильм с хрестоматийного эпизода: два казахских мальчика наблюдают мирное небо над головой. Ничто не предвещает беды несколько минут, но тут налетают джунгары, и вырезают весь аул, включая женщин и детей. Мальчики плачут. Идет дождь. Несколько человек спасает аксакал, и уводит в горы. Там, оттачивая свои военные и охотничьи навыки, подрастают Сартай, Таймас и боевая подруга Корлан. Со временем ребята, несмотря на запреты старца, начинают делать вылазки в степь, и немножко резать джунгаров. Слава о неуловимых казахских мстителях методом ұзын құлақ очень  быстро распространяется по степи — соответственно, у казахов поднимается боевой дух, а у их противников начинают от переживаний отмирать нервные волокна. Параллельно Сартай влюбляется в дочку правителя одного из казахских родов, а Таймаса начинает раздражать растущая популярность друга.

Между тем, сам «Жаужүрек мыңбала», в отличие от приснопамятных «Кочевников», не раздражает. Более того, уже сейчас ясно, что картина будет пользоваться популярностью в народе. Для этого у нее все есть: отважные и красивые жигиты, крепкая любовь, патриотические мотивы, наставления предков, народная мудрость. Конечно, все это есть и в других лентах, включая «Ради будущего», но все вообще есть всегда. Другой вопрос — как это скомпоновано и упаковано.  По большому счету, «Жаужүрек мыңбала» - первый историко-патриотический фильм, за который не становится неудобно. Наверняка останутся довольны и историки, которые обычно выискивают ошибки во всем подряд - сюжет всего лишь легенда, но атрибутика времени передана точно. Вряд ли фильм ждет слава «Кыз Жибек» или «Выстрела на перевале Караш» (не тот уровень проблематики), но это крепкий продукт.
Фильм Акана как сам Акан — приятный, обходительный, профессиональный. Правильный парень, в общем,  и говорящий правильные, нужные, замечательные слова в правильном месте в правильное время. Не меньше.

Хотя, конечно, и не больше.

 
13