Я взглянула на свою книжную полку и насупилась. С зимы на ней насобирались суровые, серьёзные и печальные тома. Прямо перед моим носом, на расстоянии вытянутой руки от моего рабочего места покоится старина Диккенс, на него грузно опирается задумавшийся о своём Леонид Андреев, рядом покуривает Милан Кундера, и тихо страдает бедняга Китс, а неподалеку зануда Сартр, как и прежде, лежит на вредине Бовуар.
При всем уважении к этим вечно-живым товарищам, я решила заложить их в теплое место до осени, а белому свету явить из кладовой кого-то повеселей, кого-то пожарче и кого-то более деревенского.
1. «Вино из одуванчиков» Брэдбери – это лето, перелитое в текст и заткнутое пробкой. Не смотря на то, что повествование ведётся от лица мальчишки Дуга, главный герой там совсем не он. Главный герой - это удивительное чувство, которое колесит на велосипеде по окрестностям, скользит по зелёным лощеным американским полям, свистит вечерним ветром в дымоходе и сбивает с толку бьющихся об лампу ночных мотыльков. Истории громоздятся одна на другую, как бутылки с прозрачным вином из одуванчиков в погребе и весело позвякивают при встрече. Моя самая любимая из них – это рассказ об Элен Лумис и Билле Форестере, которые разминулись во времени, лет на 60.
Этим текстом лучше наслаждаться летом на даче, лежа на траве под гамаком и посасывая соломинку, а можно закупорить получше и выпить потом. Зимой.
2. Бунин «Темные аллеи», «Митина любовь».
Современные литературоведы придумали термин «Бунинская деревня». Якобы настоящей русской деревни Бунин не знал, она была для бедняги-дворянина-эмигранта лишь удобной мишенью для ностальгии. Я бы скорее сказала «тренажером для сердечной мышцы» она для него была. Как для всех образованных богачей. Что ж, в «Темных аллеях» население русской деревни, хотя там есть и городские истории, всегда чего-то ждёт. Или не ждёт, или стесняется, а может - в отчаянии. Как бы там ни было, они самозабвенно краснеют/зевают/играют/уходят/ целуются в спальнях/вагонах/трактирах/садах вот уже 70 лет. И ничего им не мешает!
3. 100 лет одиночества. Мне никогда не нравилась фраза «Сон разума рождает чудовищ», а вам? Сон разума это сон разума, я считаю, он - самоценен. Хотя пожалуй временами он рождает одиночество. Самая успешная книга Маркеса вдохнула в себя психологию, историю, географию, а главное, - внутреннюю сущность Колумбии, а Макондо из книги стал прообразом родной деревни автора Аракатаки. В Макондо поселились персонажи всех прошлых рассказов великого писателя, обосновались задолго заготовленные сюжеты, сплелись в тугой клубок истории семи поколений одной семьи. Кто как, а я верю, что после смерти праведники попадают не в рай, а в Макондо. В купальнях разгуливают полчища скорпионов, девушки вышивают в галерее с бегониями, шумят на улицах веселые цыгане с диковинными штуковинами.
4. Джейн Остин «Эмма»
Самый неудачный и малоизвестный роман Остин называется «Эмма». Я думаю, его признали таким оттого, что юмора в нём больше, чем в остальных, и юмор этот ужасно современный. Это и правда сбивает с толку, почему девица шутит лучше, чем начитанные Джером К. Джером с Вудхаузом. Однако, так оно и есть.
Гиперактивная Эмма, что называется, - не в адеквате, вопреки запросам своего времени она забила на собственное замужество и увлеченно занимается чужими. Стоит только в её поле зрения объявится поклоннику, он рискует тут же помимо своей воли быть сосватанным за какую-нибудь страшную подружку из Эмминого разношерстного окружения. В итоге будет и у Эммы всё как у всех - счастье да семья, вопреки всяким сопротивлениям.
5. Прустовы семь томов "В поисках утраченного времени" явились в этот грешный мир из одного только вкуса, размоченного в чае печенья «Мадлен». Однако, если все их смыслы сжать обратно во вкус какого-нибудь печеньица, чтобы можно было ощутить их зараз, то с теми, кто пробовал бы это печенье, случалось бы тоже что с людьми из финальной сцены фильма «Парфюмер». Оттого приходится растягивать удовольствие на месяцы и годы. Герои взрослеют постепенно, без указания конкретных остановок, медленно смещаются декорации, растут деревья, гаснут и зажигаются солнца. «Поток сознания» как обычно заставляет читателей восхититься, как это автор смог проникнуть в их головы. Карабкаться по сотням и тысячам страниц в ожидании вымученного, злого катарсиса, становится почти невыносимым, однако, судя по всему в этом катарсис и есть.
Для кого-то не имеет большого значения, что и когда читать, ну а я свято верю не только в летних и зимних авторов, но даже в дневных и ночных. Как бы там ни было всё, что находится у нас в голове – формирует «ландшафт воспоминаний», так вот пусть на него вам будет приятно смотреть. Пусть он будет как ухоженный японский сад!
перепост с моего блога на afisha.kz