Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
7
10:43, 22 апреля 2012

Буквы лета

Я взглянула на свою книжную полку и насупилась. С зимы на ней насобирались суровые, серьёзные и печальные тома. Прямо перед моим носом, на расстоянии вытянутой руки от моего рабочего места покоится старина Диккенс, на него грузно опирается задумавшийся о своём Леонид Андреев, рядом покуривает Милан Кундера, и тихо страдает бедняга Китс, а неподалеку зануда Сартр, как и прежде, лежит на вредине Бовуар.
При всем уважении к этим вечно-живым товарищам, я решила заложить их в теплое место до осени, а белому свету явить из кладовой кого-то повеселей, кого-то пожарче и кого-то более деревенского.


Blog post imageBlog post imageBlog post image

1. «Вино из одуванчиков» Брэдбери – это лето, перелитое в текст и заткнутое пробкой. Не смотря на то, что повествование ведётся от лица мальчишки Дуга, главный герой там совсем не он. Главный герой - это удивительное чувство, которое колесит на велосипеде по окрестностям, скользит по зелёным лощеным американским полям, свистит вечерним ветром в дымоходе и сбивает с толку бьющихся об лампу ночных мотыльков. Истории громоздятся одна на другую, как бутылки с прозрачным вином из одуванчиков в погребе и весело позвякивают при встрече. Моя самая любимая из них – это рассказ об Элен Лумис и Билле Форестере, которые разминулись во времени, лет на 60.
Этим текстом лучше наслаждаться летом на даче, лежа на траве под гамаком и посасывая соломинку, а можно закупорить получше и выпить потом. Зимой.

Blog post imageBlog post imageBlog post image

2. Бунин «Темные аллеи», «Митина любовь».
Современные литературоведы придумали термин «Бунинская деревня». Якобы настоящей русской деревни Бунин не знал, она была для бедняги-дворянина-эмигранта лишь удобной мишенью для ностальгии. Я бы скорее сказала «тренажером для сердечной мышцы» она для него была. Как для всех образованных богачей. Что ж, в «Темных аллеях» население русской деревни, хотя там есть и городские истории, всегда чего-то ждёт. Или не ждёт, или стесняется, а может - в отчаянии. Как бы там ни было, они самозабвенно краснеют/зевают/играют/уходят/ целуются в спальнях/вагонах/трактирах/садах вот уже 70 лет. И ничего им не мешает!

Blog post imageBlog post imageBlog post image

3. 100 лет одиночества. Мне никогда не нравилась фраза «Сон разума рождает чудовищ», а вам? Сон разума это сон разума, я считаю, он - самоценен. Хотя пожалуй временами он рождает одиночество. Самая успешная книга Маркеса вдохнула в себя психологию, историю, географию, а главное, - внутреннюю сущность Колумбии, а Макондо из книги стал прообразом родной деревни автора Аракатаки. В Макондо поселились персонажи всех прошлых рассказов великого писателя, обосновались задолго заготовленные сюжеты, сплелись в тугой клубок истории семи поколений одной семьи. Кто как, а я верю, что после смерти праведники попадают не в рай, а в Макондо. В купальнях разгуливают полчища скорпионов, девушки вышивают в галерее с бегониями, шумят на улицах веселые цыгане с диковинными штуковинами.

Blog post imageBlog post imageBlog post image

4.  Джейн Остин «Эмма»
Самый неудачный и малоизвестный роман Остин называется «Эмма». Я думаю, его признали таким оттого, что юмора в нём больше, чем в остальных, и юмор этот ужасно современный. Это и правда сбивает с толку, почему девица шутит лучше, чем начитанные Джером К. Джером с Вудхаузом. Однако, так оно и есть.
Гиперактивная Эмма, что называется, - не в адеквате, вопреки запросам своего времени она забила на собственное замужество и увлеченно занимается чужими. Стоит только в её поле зрения объявится поклоннику, он рискует тут же помимо своей воли быть сосватанным за какую-нибудь страшную подружку из Эмминого  разношерстного окружения. В итоге будет и у Эммы всё как у всех - счастье да семья, вопреки всяким сопротивлениям.

Blog post imageBlog post imageBlog post image

5. Прустовы семь томов "В поисках утраченного времени" явились в этот грешный мир из одного только вкуса, размоченного в чае печенья «Мадлен». Однако, если все их смыслы сжать обратно во вкус какого-нибудь печеньица, чтобы можно было ощутить их зараз, то с теми, кто пробовал бы это печенье, случалось бы тоже что с людьми из финальной сцены фильма «Парфюмер». Оттого приходится растягивать удовольствие на месяцы и годы. Герои взрослеют постепенно, без указания конкретных остановок, медленно смещаются декорации, растут деревья, гаснут и зажигаются солнца. «Поток сознания» как обычно заставляет читателей восхититься, как это автор смог проникнуть в их головы. Карабкаться по сотням и тысячам страниц в ожидании вымученного, злого катарсиса, становится почти невыносимым, однако, судя по всему в этом катарсис и есть.

Для кого-то не имеет большого значения, что и когда читать, ну а я свято верю не только в летних и зимних авторов, но даже в дневных и ночных. Как бы там ни было всё, что находится у нас в голове – формирует «ландшафт воспоминаний», так вот пусть на него вам будет приятно смотреть. Пусть он будет как ухоженный японский сад!

 

перепост с моего блога на afisha.kz

http://afisha.kz/blog/view/181-bukvy-leta/

7