• 79440
  • 778
  • 32
Нравится блог?
Подписывайтесь!

В поисках Эйнштейнов или снова о ЕНТ в Казахстане

Эту статью мы с Индирой Тулебаевой, которая сейчас работает в агентстве Интерфакс-Казахстан, писали накануне введения Единого национального тестирования в Казахстане. Материал был опубликован 9 марта 2004 года в Казинформе, где я тогда работал. Кстати, думаю, этот материал был бы актуален и в девятнадцатом столетии, если верить "Сумеркам просвещения" Василия Розанова. Превосходная книжка превосходного писателя, который не просто писал два века назад о деградации системы образования в современной ему России, а предлагал конкретные меры противодействия этой деградации. Ну, если интересно, то можете прочитать его здесь.

Итак, ниже привожу текст этого до сих пор актуального материала.


В поисках Эйнштейнов

С этого года в Казахстане вводится система единого национального тестирования, при котором будут совмещены выпускные экзамены в школах и вступительные экзамены в вузы. Единое национальное тестирование будет проходить в середине июня и как минимум по 4 предметам, 3 из которых (математика, история, литература) обязательные и один предмет – по выбору.

Как сообщал ранее Казинформ, на организацию и проведение единого национального тестирования в бюджете нынешнего года запланировано порядка 385 млн. тенге. Премьер-Министр РК Даниал Ахметов дал поручение создать центры тестирования во всех районах республики, что обеспечит доступность к ним всего сельского населения.

Внедряя систему единого тестирования, Министерство образования считает, что в конечном результате можно получить рейтинг каждой школы, поскольку все казахстанские школы будут подвергаться независимой оценке по единому критерию. Появится возможность оценить также деятельность отдельных учителей, а деятельность каждой школы будет более прозрачной, полагают в Министерстве, где преимущественно ориентируются на западные подходы в реформировании образовательного пространства. Так, одобренная Правительством концепция развития образования до 2015 года разработана с учетом опыта зарубежных стран. Ядро концепции - 12-летнее образование и единые тесты – одно из ряда произведенных заимствований. Которые, возможно, будут успешны. Но в этом деле существует много дополнительных нюансов, похоже, неучтенных или оставленных разработчиками концепции «за скобками». К примеру, на западном рынке кроме единого экзамена существует многоступенчатая система профессионального отбора. Между тем, сегодня в Казахстане половина школьников просто не собирается поступать в вузы. Возникает вопрос - зачем им сдавать единый экзамен? Кроме того, стандарты образования в городах значительно отличаются от сельских школ, а программа тестирования для всех одна.

В итоге продолжает возникать много вопросов, несмотря на то, что концепция благополучно одобрена Кабмином. Казинформ решил в этой связи постфактум познакомить читателей с опытом тестирования в других странах, остановившись на опыте России (ставшей участницей Болонского процесса) и Израиля. В конце сделаны определенные выводы, которые, как мы надеемся, для читателя послужат информацией к размышлению. Возможно, творческому. Итак, протестируемся?

МГУ против?

В соседней России уже на протяжении 4-х лет функционирует система единого государственного экзамена (ЕГЭ). В декабре 2003 года, выступая в прямом эфире, Президент России Владимир Путин назвал цели ЕГЭ благородными: расширение доступности образования, борьба с коррупцией, введение единых стандартов при поступлении в вуз. Российская Высшая школа экономики просчитала, что ЕГЭ «сэкономит российским семьям в год до 20 млрд. рублей личных средств». Так что, согласно мнению российских властей, включая и Владимира Филиппова (до недавних событий с отставкой российского Правительства - министра образования РФ), единый экзамен выгоден ученикам и их родителям. Вместе с тем, как считают российские эксперты, система ЕГЭ невыгодна некоторым директорам школ - их уровень сразу станет ясен. ЕГЭ опасен и для слабых учителей: у учеников появится возможность выбирать сильного педагога. ЕГЭ невыгоден и вузовским репетиторам, которые сидят на коррупционных потоках. Интересно, однако, что в отличие от казахстанских новаций, внедрение ЕГЭ в России «не ставит цель реформировать экзаменационную систему». Российские эксперты уверяют, основная цель – «повышение качества образования». Несмотря на то, что в ряде стран действует такая же система, российский ЕГЭ, по словам В.Филиппова, «не копирует чужих схем, это чисто российская система, в основе которой лежат сотни исследований по сравнительной образовательной политике». В 2004 году в эксперименте по всей России будет участвовать около 900 тысяч выпускников школ, тогда как в 2003 году в нем участвовали 630 тысяч из 1 млн. 330 тысяч выпускников. В 2006 году в России ожидается 100-процентный переход на ЕГЭ.

Однако у чиновников и общественности России разные мнения по поводу необходимости проведения ЕГЭ. Так, ректор главного альма-матер страны – МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий считает, что единому государственному экзамену должна быть альтернатива. В одном из своих выступлений ректор МГУ как-то привел пример из жизни, рассказав, что один из его выпускников был круглым «отличником», но так и не сделал ничего особо заметного в науке. Тогда как другой – «средненький» по отметкам – стал выдающимся ученым-математиком мирового уровня. «Мы отучим детей думать и потеряем талантливую верхушку», — подчеркивает ректор МГУ. При этом он говорит, что ЕГЭ может существовать и учитываться университетами при приеме абитуриентов, но он не должен быть единственной формой приема в вуз. Это твердая позиция одного из самых авторитетных педагогов России.

Причем, Садовничий, добрый друг казахстанских коллег, не одинок в своих критических замечаниях. Как нам известно, его поддерживает добрая половина московских ректоров, считающих, что столичные университеты могут заполонить «неграмотные провинциалы», могущие просто назубок вызубрить соответствующие правила и необходимый учебный «фактаж», но не отличающиеся собственно «живым интеллектом». Руководители региональных вузов предпочитают больше отмалчиваться. Между тем российские чиновники от образования продолжают свое «правое дело», особенно не церемонясь, и преимущественно ставя акцент на максимальном приближении российских стандартов образования к «продвинутым» и «цивилизованным», или, по другому, западным.

Психометрические тесты – опыт Израиля

До недавнего времени Израиль был единственной в мире страной, в которой проводился Единый государственный вступительный экзамен в вузы, поэтому изучение накопленного в этой стране опыта может представлять немалый интерес для исследователей и руководителей системы образования.

В Израиле существуют 8 университетов и несколько десятков колледжей, в которых студенты могут получить качественное образование по широкому кругу специальностей. Интересно отметить при этом, что, за редкими исключениями, ни в одном из вузов страны не проводится вступительных экзаменов. В Открытом университете Израиля могут начать учебу все желающие, и именно их успехи в ходе самого процесса обучения в одном из десятков региональных филиалов университета служат индикатором их способности (или неспособности) получить высшее образование. Во всех остальных вузах принимаются во внимание результаты школьных выпускных экзаменов и оценка за единый вступительный экзамен – психометрический тест. Оценка за этот тест позволяет абитуриенту поступать и на кафедру химии, и математики, и истории, и педагогики; сдачи каких-либо дополнительных тестов не потребуется. Психометрический тест состоит из трех частей - словесное мышление на родном языке, элементарная математика и английский язык. Всего тест включает около 165 вопросов, в каждом из которых предлагается по четыре варианта ответа, из которых лишь один является правильным. (Более подробно об этом можно прочитать в №5 за 2003 год российского научно-практического журнала «Открытое образование» на сайте www.e-joe.ru в статье «Плюсы и минусы единого государственного тестирования абитуриентов: опыт Израиля» - Казинформ).

На протяжении десяти лет – с 1985 по 1994 год – Израильский центр экзаменов и оценок (National Institute for Testing and Evaluation, ИЦЭО) проводил исследования о том, насколько проводимые в стране психометрические тесты для абитуриентов позволяют предсказать их последующие успехи в процессе учебы в университетах. Всего были проанализированы данные 123 тысячи 462 студента. Исследования показали, что оценка за психометрический тест позволяет предсказать будущие успехи студентов лучше, чем средняя арифметическая оценка их выпускных экзаменов в школе. Однако наилучшим образом будущие успехи студентов предсказала совокупность их оценок за психометрический тест и школьные выпускные экзамены. На сегодняшний день система отбора, основанная на учете оценок и за психометрический тест, и за школьные выпускные экзамены, принята во всех израильских университетах и в ряде колледжей.

О флегматиках и «вилке выбора»

В первую очередь, припоминается история с IQ, согласно которой, «белые англичане» зачастую оказывались по результатам тестирования «намного умнее» «черных». Но, как выясняется, согласно последним научным исследованиям, если тесты IQ создавали бы африканские аборигены, то по их тестам те же англичане оказались бы на порядок «тупее». (Подробнее см. статью «Русские произошли из Африки?» в газете «Аргументы и факты» за №7 2004 г). Разумеется, никто никого не хотел преднамеренно обижать или производить дискриминацию – просто в тестовые задания знаменитого IQ на подсознательном уровне разработчиками включались те навыки и знания, которые с плотью и кровью впитывались тем же англичанином рождения. От этого никто не застрахован.

Отсюда самый первый вывод – создание тестов зависит от уровня, свойств и даже вида мышления непосредственно создателя тестов. Если, он, к примеру, «меланхолик», то механизм его тестового задания рискует оказаться тоскливо непонятным для «флегматика». И наоборот. Насколько это учитывается в казахстанских тестах? Ведь наверняка те тесты, которые используются при тестировании для поступления в вузы и будут взяты за основу при подготовке тестов для Единого национального тестирования. А значит и те же самые авторы будут составлять новые тестовые задания. Задания, в которых найдут свои зеркальные отражения их вид мышления, тип личности, их способность, как говорится, к «инсайту». Но более всего беспокоит не это. И даже не то, что родители вместе со своими чадами начнут заблаговременную подготовку, покупая различные пособия и «шпаргалки».

Тревогу вызывает абсолютное игнорирование профиля гуманитарных специальностей. Будущие музыкант, педагог, философ, литератор, драматург, актер и историк – они и десятки других – лишаются тех немногих шансов, которые имели, сдавая экзамен тем преподавателям, которые могут по достоинству и правильно оценить их способности. В связи с этим вскрывается самое слабое место любых тестовых заданий – они становятся мощным инструментом адекватной оценки только в руках умелого и опытного педагога. Если, к примеру, кто-либо из тестируемых «реципиентов» категорически не согласен ни с одним из предлагаемых ему для выбора вариантов ответа (например, по истории или литературе). Что ему делать? Особенно когда у будущего гуманитария не ожидается обнаружить такой наглости заявить об этом членам Апелляционной комиссии – наиболее одаренные индивидуумы рода человеческого обычно отличаются естественной скромностью (это древнее наблюдение еще никто, по сути, не опроверг). Исключения же в этом отнюдь не гипотетическом случае очень редки. Для 17-летнего самостоятельно мыслящего парня или девушки, сдающего (-ей) тест, тут всего два варианта выбора действий. Первый – вообще проигнорировать конкретный пункт тестов. Второй - это заведомо пойти против своей совести, и поставить «галочку» против «правильного» ответа. Ни тот, ни другой выбор ответа, отечественное образование, да впрочем, и мировое – к «лучшему обществу», состоящему из независимо мыслящих граждан - не приведут.

Думается, главное – это все же дать нашим детям именно образование в собственном смысле слова, то есть воспитать в человеке максимально высокий стандарт образа мышления, поступков, жизни. А без непосредственного участия в процессе оценки живого «субъекта» вряд ли это возможно осуществить. В этом контексте уместно вспомнить одного из философских отцов современной кибернетики – философа Грегори Бейтсона, завещавшего современному ученому миру, прежде всего, «учить людей учиться». Это он называл «двойным» обучением – «дейтерообучением». (См. к примеру, его книгу «Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии», вышедшую в 2000 году в московском издательстве «Смысл» - Казинформ). «Дейтерообучению» без живого присутствия учителя и его активного участия в образовательном процессе, в том числе и в процессе адекватной оценки – не научишься. По мнению Бейтсона, как крупнейшего эксперта в области эпистемологии и человеческого мышления, именно «дейтерообучения» остро не хватает современному мировому образовательному процессу, причем как в США, так и в той же Европе. Зачастую этот вид обучения происходит даже «без слов», по причине наблюдения за учителем и его действиями, в результате плодотворного проникновения в его образ «мыслежизнедеятельности», если выразиться языком другого не менее оригинального философа – Георгия Щедровицкого (кстати, отца достаточно известного и очень активного сейчас российского политического мыслителя Петра Щедровицкого). Немало острых замечаний в этом контексте высказывает и современный российский доктор философских наук Игорь Калинаускас (в частности, в статье «Беседы о природе реальности» на сайте www.humans.ru). Согласно его личному мнению, «духовное отношение с реальностью есть сугубо штучное дело, в котором человек обнаруживает себя как уникального и штучного». Говоря о современных традициях обучения, И.Калинаускас утверждает приоритетность эксклюзивности процессов образования, подчеркивая, что актуально воспитание «уникального, штучного и самодостаточно-взрослого человека».

После краткого и далеко неполного обзора, перед нашим взором возникает два основных варианта мировых общеобразовательных тенденций – к стандартизации, «усреднению» образования и путь к «штучному» образованию. Вопрос, видимо, в том, в какой пропорции их сочетает каждая страна, вуз, школа и в какой оптимальной пропорции их необходимо сочетать отечественной системе образования, в том числе и в сфере оценке знаний и навыков.

Как бы не потерять Эйнштейнов

Какие сделаем выводы? Россия уже вступила в Болонский процесс и смело продвигается «вперед», вводя единое тестирование по-регионально в течение четырех последних лет. Израилю дорога «психологическая» сторона дела, которую эксперты этого государства настоятельно рекомендует совмещать с привычными стандартами тестирования. Возможно, наиболее практично применять тестирование в качестве косвенного и совокупного инструмента оценки, но отнюдь не главного. Причем инструмента в руках конкретного учителя-педагога. Насколько «педагогически» может программа-робот оценить живого человека? Какое педагогическое право на это, и в каких рамках, имеет непосредственно авторский коллектив тестов? Ведь тест, судя по оценкам экспертов, может только показать некоторую структуру и базу знаний, но не «динамику». Получается, что существует проблема адекватной интепретации ответа на тестовое задание, причем, ответ должен интерпретировать педагог, имеющий дело с конкретным, а не абстрактным рыночным «клиентом-учеником».

Отсюда берут начало и другие вопросы. Нужны ли нам не отличающиеся человеческой оригинальностью «профессионалы-автоматы»? Нужно ли нам население «живых» роботов? Насколько мы с таким населением будем конкурентоспособны в самом ближайшем будущем, не говоря о 30-м годе нашего века. Насколько оправдан запуск широкомасштабного государственного проекта «Культурное наследие», если мы будем целиком ориентироваться на производство казахстанской высшей школой только «рыночных специальностей»? Для кого предназначаются труды переводчиков классической школы мысли, как не для гуманитариев? Насколько правомочно копировать западную систему в этой сфере, имеющую очень существенные изъяны в этом плане, не лучше ли приложить усилия превзойти ее стандарты? И, если подходить «рыночно», то на кого все же рассчитана Концепция реформы образования – каков конкретный, классифицированный по типам, портрет отечественного потребителя образовательных услуг? И тот ли это случай, когда все надо измерять сиюминутной рыночной окупаемостью и себестоимостью? Кстати, на взгляд ряда отечественных и международных экспертов, страна наша – с богатым образовательным потенциалом - могла бы успешно позиционировать на международном рынке как «государство-гувернер». Но вот на чем специализироваться, на «лириках», «физиках» или «бизнесменах»?

Что же более всего близко Казахстану? Он принял решение о проведении Единого национального тестирования. Это нужное дело. Только теперь, пожалуй, надо учесть все нюансы, чтобы не потерять будущих отечественных Эйнштейнов, Менделеевых, Эдисонов, Гегелей и Валихановых, Пушкиных и Кунанбаевых. Чтобы не погасить в них «искру божью» своим равнодушием и «благими намерениями».

---------------------------------------------

Вот такая была статья. Сейчас Минобразования и науки все еще защищает идею ЕНТ, и, кстати, думаю, технологии тестирования значительно продвинулись за 8 лет, но все же личного общения учителя с испытуемым ничто не заменит. Только живое мышление может опознать живое мышление. Так что главная мысль статьи остается актуальной: как не терять своих Эйнштейнов.

Бейбит Саханов BeibitSakhanov
Журналист, философ, специалист по мировоззрениям
19 апреля 2012, 17:31
2366

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Наткнулся на Вашу статью в поиске. Заинтересовал заголовок. Прочитав, не разочаровался, ибо авторы уже тогда отметили многие тонкие и спорные моменты ЕНТ. Проведен анализ опыта других стран, проблематики оценки в гуманитарных специальностях. Также в несвойственной для современных журналистов манере авторы приводят ссылки.
Тем не менее мне кажется что заголовок и выводы не очень подходят к статье. Тест или выпускной экзамен, какими бы они ни были, в любом случае скорее показатели старательности, а не меры таланта. Развитие юных дарований как было так и остается задачей учителей т.к., как правильно указал автор, эта задача требует индивидуального подхода. При общей же оценке знаний предполагается что талант сможет проявить необходимую долю старания. ЕНТ в данном конкретном вопросе практически ничего не изменило.
Согласен с вами, что развитие юных дарований является задачей учителей. Но ведь при ЕНТ в те же педагогические вузы "проходят" порой такие кадры, которые, во-первых, остановились где-то на уровне 6-7 класса, а во-вторых, совершенно лишены педагогических способностей. И потом они неминуемо (потому что более конкурентоспособные и одаренные их однокашники идут на более высокооплачиваемые места работы) оказываются в школах, и перед ними встает задача по "развитию юных дарований". И ЕНТ в данном вопросе только усугубляет эту ситуацию, поскольку открывает слишком широко "шлюзы" для прохода явных бездарей и липовых "отличников" в вузы. Получается порочный педагогический круг, генерирующий все большую деградацию системы образования. Особенно это заметно (не в обиду будет сказано), в Южно-Казахстанской области, это просто к примеру.
     Я говорил лишь о том, что форма общей системы оценки выпускников (ЕНТ, экзамены) не имеет прямой связи с развитием одаренных детей. То, что можно построить косвенную связь (абитуриент-бездарь => слабый педагог => страдающий юный гений) не сомневался.
     Разделяю Ваше мнение о том, что ЕНТ в частных случаях пропускает людей, которые не прошли бы вступительный экзамен. В данном случае ЕНТ может именно усугубить ситуацию т.к. проблема комплексная. Если учителя в школе и педагоги в ВУЗе не смогли выделить человека непригодного для работы по специальности, то надо думать финальные экзамены проблему бы не решили.
     Заголовок же статьи позиционирует ЕНТ как непреодолимый барьер для Эйнштейнов, что меня несколько удивило.
     P.S. Сам я к ЮКО отношения не имею и навряд ли Вы могли меня обидеть. Со стереотипами я знаком и имею представление о степени их обоснованности. Теряюсь в догадках что именно "заметно", но это, видимо, не очень то и важно.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

В начале 2000-х годов в уральской популяции оставалось только 2500 сайгаков. Сейчас благодаря охране от браконьеров их численность выросла до 100 тысяч.
theYakov
17 июля 2017 / 17:55
  • 8611
  • 3
Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в этой стране таков, что если речь идет именно о свидании, то оплачивает его на 100% из 100 именно мужчина. Пытаться его расшатать - это достаточно дорогое удовольствие.
convoluted
17 июля 2017 / 15:32
Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Звоним риэлтору, говорим, верните наши 15 000 тг, так как ваша клиентка нас кинула. По его словам, он вернуть деньги больше не может. Не имеет право.
decorus
17 июля 2017 / 14:48
  • 3033
  • 15
Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

В Польше вообще очень много понятного и простого – инфраструктура, коммуникации и дороги прежде всего, льготы в образовании, поляки вообще получают его бесплатно. А урожай побольше нашего.
Shimanskaya
17 июля 2017 / 16:08
  • 3178
  • 37
Один из способов выиграть суд против коллекторов

Один из способов выиграть суд против коллекторов

Сегодня в своем посте я постараюсь рассказать, как выиграть суд против некоторых коллекторских компании в нашей стране. Чем отличается коллекторское агенство от обычного банка?
Advokot
18 июля 2017 / 15:31
  • 2595
  • 9
«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

На этот раз пост очень важный и необходим к прочтению каждым! Не поленитесь и уделите время прочтению. Ни в коем случае, не разговаривайте с полицейскими до прихода вашего адвоката!
asselsabekova
18 июля 2017 / 14:19
  • 2681
  • 31
«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

Некий блогер Сергей Никитский неустанно пишет о Казахстане, Астане, Экспо и посвящает два материала Алматы, причём подчёркнуто называет город Алма-Ата.
Langdon
19 июля 2017 / 15:44
  • 2480
  • 50
Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Вчера все информационные агентства страны передали сообщение, которое заставило забиться в ужасе сердца всех матерей страны. В мусорном контейнере города Сатпаев было обнаружено тело новорожденной девочки.
AliyaSadyrbaeva
19 июля 2017 / 11:06
  • 2059
  • 17
Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Автор утверждает, что программы МБА не дают никакого позитивного выхлопа, если ты уже не являешься владельцем или наследником прибыльного бизнеса. Знания МБА можно получить бесплатно, уверяет он.
Aks_Ras
19 июля 2017 / 16:28
  • 2113
  • 2