• 88169
  • 156
  • 21
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Сабина Дюсекеева: "Потенциал развития общества - в широком вовлечении людей"

Сочетание «ОМ», расхожее в Гражданском альянсе и окологражданских кругах, несет в себе огромную силу. Но это не только звуки души Вселенной, ОМ – аббревиатура, имеющая вполне реальную мощь и практический потенциал. Общественный мониторинг.

На вопросы отвечает Сабина Дюсекеева (sadenova), директор Программы гражданского участия в ОЮЛ «ГАК».

- Чем же занимается Программа гражданского участия, руководителем которой Вы являетесь?

- Все начиналось с того, что мы думали, чем вообще должен заниматься Гражданский Альянс. И пришли к выводу, что многие НПО Казахстана слишком ориентированы на работу с государством. А нам хотелось повернуть сектор НПО к людям, вовлечь людей.  Вовлечь не только в работу неправительственных организаций, но и в более широкие социальные процессы: благотворительность, мониторинг, бюджетное планирование. Я сама вижу большой потенциал развития общества именно в широком вовлечении людей. Нас не так много в этой стране, и если хотя бы каждый второй будет интересоваться, кто что делает в гос.среде, это уже будет качественно другое общество. Поэтому мы создали Программу гражданского участия, в рамках которой мы реализуем проекты, работающие на  вовлечение широких слоев населения в жизнь общества

- В чем суть, идея проекта "Общественный мониторинг"?

- Гражданское общество начинается, когда человек понимает, что, если он не скажет чего-то, то этого не скажет никто, и что не случится какая-то важная вещь для него. В идеале мы хотели, чтобы проект работал на вовлечение людей в оценку госпрограмм и качества госуслуг.

Есть специальный термин, который это означает - participatory evaluation. Допустим,  программа для молодежи, и мы работаем именно с молодежью, чтобы понять, насколько эффективно государство потратило деньги, и как это отразилось на жизни молодых людей. Но потом мы поняли, что начинать с этого еще рано - пока технически и в целом к этому не был  готов ни Гражданский Альянс, ни, наверное, само общество.

У нас в обществе, к сожалению, нет культуры публичной оценки. Люди не привыкли задавать вопросы. И поэтому мы решили начать с вещей, которые им понятны всем, на бытовом уровне. Очевидные вещи – транспорт, ЦОНы, поликлинки и так далее. Мы хотим, чтобы люди поняли связку между их действиями, их участием и переменами на таких простых вещах.

- А чем еще, помимо ОМ, вы занимаетесь?

- В прошлом году во всех регионах мы проводили общественные лекции* по функциональной грамотности. В нашем определении, функциональная грамотность – это набор знаний и навыков, которые позволяют  каждому быть эффективным гражданином, эффективным собственником, эффективным  работодателем и наемным работником. Все то, что позволяет тебе эффективно жить в обществе. Если мы хотим вовлекать людей широко в какие-то процессы, мы должны понимать, что для этого нужен объективный уровень знаний и готовность человека работать в системе. Если сейчас засунуть любого прохожего в финансовую комиссию, он ни черта не поймет, хоть  фактически и будет вовлечен в процесс.

*

Общественные лекции –  Это новый формат работы НПО с населением. Общее количество слушателей за все время проведения лекций – 6,5 тыс. человек. Лекции посвящены таким вопросам, как финансовая грамотность (пенсии, вклады, ипотека, накопления и кредиты), основы семейного воспитания, малый и средний бизнес (разъяснение законодательства), основные принципы здорового питания и другие темы. Особой популярностью пользовались лекции юридической тематики: «Права работника – трудоустройство», «Права потребителя», «Консультации адвоката – бесплатные/платные консультации, общий порядок подачи исковых заявлений»

- Проект стартовал в 2011 году, за это время реализовано 8 полноценных мониторингов (м-ги ЦОНов, е-услуг, дорожной полиции, модернизированных ЦОНов, мониторинг питьевой воды и центров по изучению гос.языка, мониторинг доступа к информации, оценка нужд населения) - это много или мало? И сколько времени уходит на одно исследование?

- Это много, учитывая, что помимо этого мы проводили другие масштабные мероприятия и исследования. Нужно понимать, что мониторинг это целый пласт работы, а начинается все  с определения проблематики.

В 2010 мы проводили первичное исследование, и просто спрашивали у людей, что такое государственная услуга, где они видят проблемы в оказании этих услуг. И мы получили результаты, которые совершенно противоречат тому, как сами госорганы понимают свои услуги.  Допустим,  для госорганов госуслуга – это справки, разрешительные документы, прописка, регистрация, а люди говорили, что это обустройство дорог, хорошее образование, доступная медицина, питьевая вода. Так вот на основании этого исследования мы начали работу с ЦОНами, потому что 70% респондентов указали, что получают госулуги именно в Центрах обслуживания населения.  Дальше мы пытались взять несколько разноплановых услуг. Например, много средств тратится на обеспечение населения питьевой водой, и нам было интересно поработать в этой сфере.

Все эти мониторинги разные по сферам и методологии, и так как это был пилотный год, то мы пытались попробовать как можно больше. А самыми тяжелыми из всех были мониторинг е-услуг, когда мы сами посылали запросы в акиматы, ждали ответ,  и мониторинг питьевой воды.

Каждый мониторинг это как минимум 200-300 анкет с регионов. У нас было 8 мониторингов, на каждый мы тратили где-то полтора месяца. Потому что сначала ты разрабатываешь дизайн мониторинга, потом анкету, потом пошаговый сценарий. То есть человек не просто приходит, этот пошаговый сценарий одинаков у всех 36 человек, которые проводят мониторинг в 16 регионах. Нам нужно, чтобы данные, полученные в конце, мы могли между собой сравнивать, для этого все должно быть одинаково. Потом время отводится на сам мониторинг - с инструктажем, с мониторингом, со сбором информации выходит еще пару недель.

- По каким критериям можно оценить услугу, оказываемую государством?

- Первым делом мы всегда поднимаем законодательство. Допустим, центр по изучению казахского языка. Мы смотрим, что они обещают нашим гражданам: каждый гражданин будет иметь возможность доступа к услугам этого центра. Дальше мы раскладываем понятие «доступ» на конкретные составляющие. Допустим, он должен быть бесплатным, они должны обеспечивать учебниками, они должны быть открыты информационно, у них должны быть занятия не только днем, но и вечером, для работающей части населения. То есть мы разбиваем какие-то общие вещи на вполне конкретные объективные параметры, которые можно оценить. У них должен быть тот же телефон, у них должны быть преподаватели, согласованная методика. То есть все эти составляющие мы ищем в нормативах, и у же на основе этого строятся анкеты.

Другое дело, что стандарты есть только у определенного реестра госуслуг, который в основном включает в себя выдачу справок и разрешительных документов, что нас не устраивает. Например, если мы захотим оценить, как работает наша дорожная полиция, то такой анкеты не существует, ее нужно создавать.

- Сколько людей обычно задействовано в том или ином мониторинге?

- Это зависит от мониторинга. Допустим, в каждом регионе - один центр по изучению казахского языка. То есть нам нужен был один человек в каждом регионе, который бы пошел и все сделал. Что касается мониторинга ЦОНов, здесь было сложней. Мы мониторили 60 с лишним центров, в каждом работали по два человека, которые также проводили опросы на выходе. Получается сто с лишним человек плюс такая довольно разветвленная структура респондентов.

- А как люди относятся к вашим инициативам?

- По-разному. Кто-то просто делает свою работу, а кто-то загорается идеей. Когда мы провели мониторинг ЦОНов, многие потом звонили, рассказывали, что они теперь следят за работой ЦОНов, ходят туда, наблюдают. То есть это уже люди, которые знают, что такое госуслуги, они знают стандарты госуслуг, что они не должны ждать в очереди больше 40 минут. У людей меняется отношение. Есть такой интересный эффект, когда люди начинают владеть результатами проекта.

- Почему финансирование проекта осуществляет Европейский союз?

- Эта была единственная организация, которая поддержала нас на начальном этапе. В 2011 году из госорганов, никто не выделил финансирование, потому что непонятно было что это за проект. А в Европе подобные инициативы развиваются и поддерживаются уже давно, и ЕС понимает и видит пользу, поэтому они поддержали нас.

- Как чиновники и ведомства отреагировали на вашу работу?

- Надо отметить, что за прошедший год мы вырастили у госорганов осознание того, что мониторинг важен, и что это не только критика. И сегодня они идут на встречу. Конечно, все по-разному понимают, что такое мониторинг, приходится многие вещи объяснять.

- Как используются результаты мониторингов?

- Результаты мониторингов отправляются заинтересованным госорганам и заинтересованным  лицам, которые используют результаты мониторингов в системе ежегодной  оценки эффективности деятельности госорганов.

- Каковы планы на этот год?

- В планах у нас довести до конца мониторинги, которые остались с прошлого года. Также будем делать мониторинг авиаперевозок, у нас меморандум с Министерством транспорта и коммуникаций. Потом предполагаем повторный мониторинг ЦОНов.

- Как Вы понимаете "гражданское общество"?

- Гражданское общество – это общество людей, которые осознанно разделяют ответственность за то, как они живут все вместе. То есть когда люди понимают, что они живут все вместе и начинают делать для этого что-то.

- И когда будет возможна реализация концепции ГО в полной мере?

- Когда все люди начнут по-другому относиться к государству и своим деньгам. Когда они будут платить налоги, не для того чтобы откупиться, а понимая, что они скидываются на то, чтобы государство функционировало. Тогда, естественно, они будут по-другому относится и к госуслугам. Нужно чтобы мы все ментально выросли, у всех была достойная зарплата. Когда люди выживают как сейчас, они не могут думать о вещах такого широкого порядка.

Когда люди перестанут выживать, когда они поднимутся уже на какой-то другой уровень, вот тогда они задумаются обо всем этом. Ну уже и сейчас многих не устраивает что-то. Я бы сказала, потихоньку все зреет.

- Есть ли модель общества, которая вдохновляет, и думается, что Казахстан может пойти по такому пути развития?

- Для нашей небольшой страны я вижу развитие в местных сообществах. У нас традиционно между людьми сильные коммуникативные связи, будь ты сосед, родственник, брат-сват и так далее, и мне бы хотелось, чтобы это эволюционировало в очень крепкие местные сообщества. Чтобы люди понимали, что вот мы все здесь живем в селе Жаксы и если мой сосед таскает дрова перегруженным грузовиком, то это разбивает дорогу, за которую мы платим все. Или же мы все живем в селе Жаксы, и если мы не будем лениться и выносить мусор за 2 км, это для всех хорошо. То есть такая модель мне наиболее импонирует. Я знаю, что если будет сознательная группа людей, которая будет отстаивать интересы перед собой и в отношении друг с другом, то это начнет работать.

"Гражданское общество - это общество людей, которые разделяют ответственность за то, как они живут вместе"

Резюме:

Проект "Общественный мониторинг" запущен в 2011 году в рамках Программы гражданского участия и финансируется Европейским союзом. ОМ успел провести 8 (это много!) исследований, в планах на текущий год мониторинг авиаперевозок и реализация прошлогодних задумок.

Гражданский Альянс gak
Гражданский Альянс Казахстана помогает реальному взаимодействию НПО, бизнеса и власти. В своем блоге мы рассказываем о работе своих проектов, деятельности казахстанских НПО и просто хороших людях, способствующих развитию нашего общества.
16 апреля 2012, 0:50
1765

Загрузка...
Loading...

Комментарии

классная дефка )) умные вещи говорит..
amenov
0
0
Казак-Хстан это мощно!
Было бы интересно узнать поподробнее
ВСМПО Солярис 6,0x14/4x108 ET35

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Маргулан Сейсембаев: Об идеальных учителях, финской модели обучения и дисциплине

Маргулан Сейсембаев: Об идеальных учителях, финской модели обучения и дисциплине

Крупнейшая частная школа осознала, что внедрять финскую модель в чистом виде в Казахстане, не имеет смысла. Нельзя давать детям свободу без "идеальных" учителей.
Zhumanova
вчера / 8:18
  • 4871
  • 7
О проститутках, ЗППП и других сексуальных страстях

О проститутках, ЗППП и других сексуальных страстях

У меня обширный сексуальный опыт, и я этим не хвастаюсь. Будь у меня возможность, променял бы это всё на одного партнёра. Но так как с личной жизнью не заладилось, а секс я очень люблю, то приходилось изворачиваться.
bez_prav
18 окт. 2017 / 18:01
Я помню тот день, когда мне позвонили друзья и сообщили: «Она выходит замуж». Часть 2

Я помню тот день, когда мне позвонили друзья и сообщили: «Она выходит замуж». Часть 2

Я знал дату свадьбы. За неделю до свадьбы в соцсети "Вконтакте" на все мои последние фото, был проставлен лайк с её профиля. Сердце забилось сильнее. В душе загорелась наивная, крошечная надежда.
Dominator-kz
17 окт. 2017 / 15:41
Льготное кредитование для молодежи Алматы. Не хоромы, но для начала неплохо

Льготное кредитование для молодежи Алматы. Не хоромы, но для начала неплохо

Если вам нет 35 лет и у вас нет своего жилья, то есть интересная гос.программа. Нишевая программа - молодые семьи Алматы до 35 лет, семья - это как минимум 2 супруга без детей.
DanaJarlygapova
19 окт. 2017 / 16:21
Мой парень – «тиран». Почему я вступила в такие отношения?

Мой парень – «тиран». Почему я вступила в такие отношения?

История из моей жизни. Я вспоминаю эти отношения и сама не могу понять - как так произошло? А дело в том, что вы и сами не заметите. Это наступает плавно и динамично.
Altynai_JA
18 окт. 2017 / 14:17
Доверяют ли граждане Казахстана полицейским? Социальный опрос

Доверяют ли граждане Казахстана полицейским? Социальный опрос

Борьба с оборотнями в погонах идёт не один год, но без особого эффекта. Это даёт повод подробнее поговорить о нашей полиции и её проблемах. Как относятся к полицейским казахстанцы?
voiceQZ
20 окт. 2017 / 18:42
  • 2613
  • 41
Как и где найти дешевые авиабилеты?

Как и где найти дешевые авиабилеты?

Дешевые авиабилеты и не только. Какими сайтами воспользоваться лучше всего? Байки о том, что чем раньше вы покупаете билет, тем дешевле, не всегда верны и точны.
dianaobyrne
вчера / 9:25
  • 2090
  • 15
Сказ об офисных планктонах. А какой работник ты?

Сказ об офисных планктонах. А какой работник ты?

Я проработала во многих компаниях и повстречала очень много разных интересных людей. Исходя из моих наблюдений, могу описать несколько категорий работников. Может, речь пойдет о ком-то из вас…
Altynai_JA
18 окт. 2017 / 17:51
  • 2026
  • 20
«Автобусная неделя». Выдержит ли аким Шымкента давку в общественном транспорте?

«Автобусная неделя». Выдержит ли аким Шымкента давку в общественном транспорте?

Аким Шымкента Габидулла Абдрахимов нашёл решение накопившихся проблем городского транспорта. Все ключевые работники акимата некоторое время будут сами ездить на автобусах.
openqazaqstan
18 окт. 2017 / 10:53
  • 1956
  • 36