Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
7
05:24, 06 апреля 2012

А Ферганская долина хороша без анаша

Blog post image

Бухара, Самарканд, Хива, Коканд – все эти города с детства будоражили мое воображение и даже их благозвучные названия вызывали сказочные ассоциации. Ма-ве-ра-ннахр – пробуешь на вкус необычное слово и представляешь себе далекие земли где живут райские гурии, а это оказывается в том числе Шимкент и Туркестан.

То было влияние исторических книжек, не всегда высокой пробы, но увлекательных как Тысяча и одна ночь. Деспотичные шахи, эмиры и ханы, их неверные подданные – военачальники, визири, прекрасные наложницы - плели малопонятные интриги, которые в итоге оборачивались историей. Они жили в дворцах, полных коварства, лжи и предательства, у их стен, как известно, были уши, и гость никогда не мог быть уверен, что покинет их живым. В одном романе хан приказывает палачу встать у дверей слева от своих покоев и отрубить голову тому, кто выйдет из них, а потом хладнокровно ждет какой выход предпочтет казахский гость. Я, кстати, всегда изумлялась, нечаянно встретив в повествовании казахское имя, род или город среди прочих, экзотических для меня названий. Эта история не чужая для нас и при этом ее можно пощупать руками – для жительницы степей, не имеющих собственных памятников далекого прошлого факт немаловажный. В этом мы, наверное, схожи с американцами, которые также восторгаются европейскими археологическими и архитектурными раритетами за неимением собственных.
Поэтому я всегда с особым удовольствием путешествую по Узбекистану. Пару лет назад я проехала на автомобиле до Самарканда и Бухары, а в последнюю поездку побывала на родине Бабура в Ферганской долине. Основатель династии великих моголов всю жизнь тосковал по Долине, из которой был изгнан и так страстно описывал в своей книге «Бабур-наме».
В книге Бабура Ферганская долина предстает землей изобилия и плодородия, населенной самыми красивыми в мире женщинами и благороднейшими мужчинами. С особой любовью Бабур описывал природу родного края. Фергане действительно повезло, здесь много полноводных рек и такая почва, что кинь в нее виноградную косточку – назавтра взойдет лоза.

Сегодня Ферганская долина больше известна как трудный, перенаселенный регион, с самой высокой плотностью населения в СНГ. Здесь критически высокий уровень безработицы, дефицит земли, электроэнергии, газа, воды… В Узбекистане бытует анекдот, что возвращаясь из-за рубежа президент Ислам Каримов в первую очередь интересуется: как там в долине, спокойно?
Но я в своем коротком путешествии старалась не задерживать взгляд на грустном – меня интересовала история. В Коканде я прогулялась по ханскому дворцу, старинной мечети и медресе. В древнем центре керамики Риштаре сходила к мастеру, работающему по той же технологии что его предшественники с незапамятных времен. В Маргелане посмотрела, как делается шелк, а делается он вручную, как в эпоху Шелкового пути. Маргелан, как и большинство здешних городов, своим появлением на свет обязан великой дороге. Жизнь здесь несмотря на внешнюю суетливость восточного базара, неспешная и консервативная; люди свято чтут традиции, сын как правило следует по стопам отца, поэтому династии мастеров растягиваются на века и тысячелетия. Ханский дворец в Коканде реставрировал прямой потомок, пра-пра-пра-внук того самого мастера, что строил его – это потрясло мое воображение, но не производит впечатления на местных.

Blog post image
1. Большой тронный зал ханского дворца в
Коканде. Небольшая, совсем не пышная комната сохранила лепнину которой касались руки всех семнадцати правителей сменявших друг друга в течение ста семидесяти лет. Только двое из них умерли своей смертью. Остальных зарезали, казнили или тихо задушили.

Blog post image
2. Это потолок дворца, мозаика уникальная, характерная только для мастеров Ферганы. К 2000-летию Коканда ханский дворец реставрировали, на мой взгляд, более бережно и деликатно чем в Самарканде комплекс Регистан.

Blog post image
3. Подлинный фотопортрет последнего хана Коканда Худоерхана. После падения ханства, правитель был сослан царским правительством России в Омск, но бежал оттуда в Иран, затем в Афганистан, где безуспешно пытался организовать сопротивление. Умер в безвестности и бедности в одной афганской мечети, где работал дворником.

Blog post image
4. А это фото сына Худоерхана. Как отпрыски хивинских, бухарских правителей, сын кокандского хана закончил в Петербурге кадетский корпус. Они получали европейское образование, но фактически были политическими заложниками.
Blog post image

5.  Коран принадлежавший ханам Коканда, очень древний экземпляр.
Blog post image

6.

Blog post image

7. Минарет в медресе Джома, ктоорый был построен в 18 веке. Не такой высокий как знаменитый минарет в Бухаре, но тоже интересный.
Blog post image

8. Имам (в чалме) старинной центральной мечети Коканда после пятничного намаза. Его предшественника сняли из-за излишнего религиозного рвения и опасных проповедей. Однажды старого имама увезли и больше его никто не видел.
Blog post image

9. Здесь покоятся кокандские ханы и члены их семей. Огороженная высокой стеной гробница находится прямо на городском кладбище.
Blog post image

10. Смотритель кладбища.
Blog post image

11.  Кокандский Арбат. Центральную улицу к юбилею города отремонтировали, отлакировали и сделали пешеходной.
Blog post image

12. Горшечных дел мастер Рустамов рассказывает секреты своего ремесла. Кстати, в Узбекистане ремесленники, члены союза мастеров прикладного искусства не облагаются налогом.
Blog post image

13.Печь для обжига, в ней ничего не изменилось за тысячи лет.
Blog post image

14. Эта тарелка уже разрисована, рисунок проявится сквозь наложенную глазурь в печи…

Blog post image
15. И тогда она станет вот такой
Blog post image

16. Это чаша была сделана в 14 веке.
Blog post image

17. А эта в 17-ом.
Blog post image

18. Личная коллекция древней керамики мастера, думаю, потянет на цифру с несколькими нулями.
Blog post image

19. В центре шелка, городе Маргелане. Потомственная мастерица Гульноз-апа. Все ее сыновья, дочери, невестки и внуки заняты в семейном бизнесе.
Blog post image

20. Все эти ткани от начала до конца – от кокона шелковичного червя до последней нити – сделаны в доме Гульноз-апы.
Blog post image

21. Типичный узбекский дом. Окна смотрят во внутренний дворик. Летом сверху его закрывает навес из виноградной лозы.
Blog post image

22. На этой фабрике шелк делают и вручную, и используя современные технологии.
Blog post image

23. Средняя зарплата женщин 50 долларов
Blog post image

24. Горячая пора начнется в мае, когда шелковый червь… В общем в мае шелковый червь начинает процесс результатом которого и является излюбленная модницами ткань.
Blog post image

25. Это мешок с коконом шелковичного червя, в каждом маленьком круглешке прячется несолько метров шелковой нити.
Blog post image

26. Чтобы кокон открылся и отдал волшебную нить его бросают в кипящий казан и несколько минут варят.
Blog post image

27. Это не лошадиный хвост, а необработанный шелк.
Blog post image

Blog post image

28. Глаза разбегаются от изобилия. Я купила два шарфика из чистого шелка за 20 долларов.
Blog post image

30. Чайхана Урам-самовар стоит на этом месте с незапамятных времен. Говорят, она ровесница Маргелана, в ней останавливались купцы когда везли свой бесценный товар с Востока на Запад.
Blog post image

31. Грех не отобедать в чайхане с 2000-летней историей. Чашка вкусного плова, катык, лепешка и чайник чая обошлись мне примерно в 500 тенге.
Blog post image

32. После Маргеллана мы поехали в Фергану – столицу края, город-креспость Соболевск при царском правительстве. В Фергане много таких зданий, образцов русской архитектуры 19 века.
Blog post image

33. В Фергане мы застали Наурыз-гуляния
Blog post image

34. Но никаких представлений и концертов мы, к сожалению, не увидели. Люди просто гуляют туда-сюда мимо лотков с нехитрым товаром.
Blog post image

35. Концерт здесь все-таки был, но с утра, для работников хукумата, их семей и избранных с пригласительными билетами. Площади во всех городах Узбекистана в это время оцепляют, после окончания впускают простой народ. Почему? Ну, ответ на этот вопрос – это уже совсем другая история

7