Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
3
12:21, 02 апреля 2012

Айсберг правды в океане пенсионного рынка

Давно не писала…

Столько тем в голове крутилось, столько всего хотелось рассказать, но всегда не хватает времени, а порой просто усилий. И почему у людей есть слабости? Для чего они нужны? И где брать силы, чтобы развиваться, обучаться и идти дальше? Эти вопросы я неслучайно задала себе. Они, по большому счету, актуальны для многих людей, более того, для компаний, отраслей экономик, финансовых рынков и даже для государства.

Тема блога – пенсионный рынок.

Blog post image

В прошлом году я работала PR-менеджером одного пенсионного фонда...Честно признаюсь, до того времени я мало была знакома с пенсионным рынком, его особенностью и схемой действия. Ну, теперь знаю многое (не всё, конечно же! да и есть вещи, которые рассказывать нельзя).

Не секрет, что 10% от своей заработной платы мы отчисляем в пенсионный фонд. И многим кажется, что если бы эти деньги не отчислялись, то им бы хватало ЗП, да и вообще, эти 10% были бы направлены в нужное русло. Однако, это заблуждение. Многие люди даже при высокой ЗП не могут откладывать деньги на депозит, а уж для сбережения средств для старости, вообще, молчу.

Не хочу вдаваться в подробности и тонкости механизмов пенсионного рынка, про это написано множество статей, материалов, публикаций.

Расскажу лучше интересные подробности...

Во-первых, накопительная пенсионная система РК была заимствована у Чили. Считаю, что это продуманная система. Более того, в Казахстане пенсионная система действовала бы идеально, если бы не несколько «но»… а именно:

- если бы в Казахстане был развит рынок ценных бумаг (и инвестиционный рынок), то доходы по накоплениям были бы существенные…

- если бы пенсионные фонды инвестировали без «личных интересов», доходность была бы конкурентоспособной с депозитами и даже больше…

- если бы пенсионные фонды были менее зарегулированы запретами от регулирующих органов…

И еще много «если», но существует слово «кабы»!

Во-вторых, вернемся к человеческим слабостям. То, что пенсионный рынок изобилует недобросовестной конкуренцией сегодня не для кого не секрет. Так как широкая общественность в Казахстане малограмотна в финансовых вопросах, то пенсионщики используют любые методы для привлечения новых вкладчиков. Но о них чуть позже.

В-третьих, источников дохода у пенсионных фондов три. Первые два официальные – это 0,05% от обслуживания счетов вкладчиков ежемесячно и 15% от инвестиционного дохода на накопления вкладчиков /учитывая, что доходность у фондов низкая, то соответственно, и прибыль такая же. Тогда на что живут пенсионные фонды?! И чем привлекателен данный бизнес? Ответ кроется в третьем …). Третий источник – это даже не доход, а возможность инвестирования в аффиллированные ценные бумаги. То есть акционеры пенсионного фонда до 10%  от общего портфеля накоплений могут вкладывать в материнские (дочерние) активы. Думаю, тут мне будет уместней прекратить рассказ на эту тему, и вернуться к пункту 2.

Да простят меня пенсионные фонды, но скажу откровенно, PR у них далеко не конкурентоспособный.

На всё что хватает фантазии маркетинговых служб пенсионных фондов – это:

Акции с подарками (считается, что вкладчики на ЭТО ведутся охотно, хотя тут же вопрос: если они ведутся на подарки, то в тот фонд, у которого подарки лучше, будут направлены накопления таких вкладчиков, следовательно «перебеги» клиентов будут основываться на сумме подарка, а не на финансовых показателях Фонда),

«Креативное» продвижение в социальных медиа (новости пенсионного рынка, экономические новости, как то связанные с пенсионным рынком и т.п.),

Пресс-конференции (этот PR-инструмент на пенсионном рынке большая редкость. Могу отметить, что лишь несколько пенсионных фондов практикуют публичные встречи – это Народный, Астана, Республика. Все остальные фонды предпочитают "отсиживаться в тени", так как кому-то с их показателями подойдут только Акции с подарками, а другие считают, что не нужно народу обнародовать цифры, так как все равно мало кто понимает в них толк. И в общем-то, придется согласиться с последним, так как единицы из широкой массы вкладчиков назовут разницу между К2 (12) и К2(36), но еще меньше смогут самостоятельно посчитать свою доходность на основе УПЕ. Однако, это не повод для закрытости, так как пенсионный фонд аккумулирует деньги людей, а значит и должен перед ними быть открыт, и отчитываться за периоды деятельности),

Семинар (действенный PR-инструмент для пенсионного рынка – это семинары. Однако, исходя из того, что не многие из пенсионных фондов заинтересованы повышать грамотность вкладчиков, так как грамотные вкладчики вряд ли купятся на Акции с подарками, а значит мало вероятно, что впоследствии поменяют фонд с высокой доходностью на фонд с низкой доходностью).

Вот пожалуй и ВСЁ, что используют пенсионные фонды из PR-инструментов. По крайней мере, я не наблюдала ярких PR-кампаний (проектов), как например, краудсорсинг у Сбербанка, пресс-конференции у Теле-2 или корпоративное издание Каспи банка.

Единственное, что хочется сказать маркетологам пенсионных фондов – берите пример с рынка телекоммуникаций. Вот где PR-кампании составляют конкуренцию и качество, и то ЭТО считается не предел.

Сразу же возникает вопрос, как же при такой «закрытости» пенсионные фонды привлекают своих вкладчиков? Ответ таков: чаще всего они используют заказные материалы в прессе (в мониторинге прессы неоднократно наблюдала публикацию одного и того же материала пенсионных фондов в различной региональной прессе одновременно и причем с разными ФИО журналистов), предлагают акции, подарки, проводят «сказки» - презентации,  мотивируют менеджеров по продажам бонусами, реже делают ролики на ТВ, еще реже проводят PR-мероприятия.

Итак, о чем говорят пенсионные фонды потенциальным вкладчикам:

НПФ "Народного банка Казахстана" – менеджеры по привлечению (агенты) чаще всего используют фразы вроде «наш пенсионный фонд самый большой, а значит нам доверяют самое большое количество казахстанцев», в связи с чем вкладчикам рекомендуется доверить свои накопления именно САМОМУ большому фонду.

УларУмит – берут проведением маркетинговых акций, или «подарками» напрямую. Помню, ехала как-то в поезде и попутчик рассказал, что ему предложили деньги (2000 тенге), если он перейдет в УУ. Он обрадовался, что ему еще за переход в пенсионный фонд заплатят, поэтому даже не смотрел доходность Фонда, а потом узнал о своих "антидоходах" по накоплениям. После таких случаев, казахстанцы впоследствии не доверяют пенсионной системе, винят государство, тогда как нужно регулярно следить за доходностью своего пенсионного фонда, также как вы следите за доходностью депозитов, ведь это исключительно ваши деньги, которые вы будете получать на старости лет. Других источников доходов в виде пенсии от государства – не будет, а если и будет, то совсем минимальная.

ГНПФ – менеджеры данного фонда привлекают вкладчиков, делая упор на то, что фонд ГОСУДАРСТВЕННЫЙ. Надо признать, что казахстанцы как бы не ругали свое государство, но государственному пенсионному фонду охотно доверяют свои накопления (при любой доходности данного учреждения). И еще, очень смущает факт того, что акционер ГНПФ - это Национальный банк, а регулирует и контролирует тоже Нацбанк. Эта ситуация схожа с той, когда у ученика учительница его родная мама... как вы думаете поможет учительница своему сыну на гос. экзамене?

Грантум – практикует в «поле» фразу о том, что этому фонду доверяют самые богатые казахстанские вкладчики, то есть вкладчики с большими  накопления (от 5 млн. тенге).

Капитал – продажи строятся на дисконтном клубе (смею предположить, что ЭТО уже неактуально, так как есть «купи купон», «би смарт» и т.п.), а также на кросс-продажах с банком ЦентрКредит, то есть, если вы хотите взять кредит, то вам обязательно «предложат» стать вкладчиком данного фонда.

НефтеГаз- Дем – неплохой фонд, хорошая доходность, но «колхозники». Слово "сервис" вообще для них заграничное, такие понятия как PR, маркетинг  сводятся к уровню полиграфической продукции. В общем, по моим соображениям, мог бы стать отличным фондом, но региональная «ментальность» не позволяет это сделать. Головной офис находится в Актобе.

Астана – фонд, в который вошли два фонда такие как Аманат и Евразийский. Доходность этого фонда держится за счет Евразийского (в свое время, у этого фонда был один из лучших пенсионных портфелей ссудя по доходности, также как и у Республики), привлекают вкладчиков именно со ссылкой на высокую доходность, однако, смущает менеджмент данного фонда (в частности, менеджмент Аманата прославился своим "убыточным" портфелем). Это как, если бедняку дать миллион, то он через какое-то время спустит все деньги и наоборот (- это мое субъективное мнение в отношении менеджмента как Астаны, так и Республики)....Поэтому, есть сомнения по поводу текущей высокой доходности Астаны, насколько она будет конкурентоспособной через несколько лет, особенно при "агрессивной" практике инвестирования и закрытого от общественности портфеля?!

Blog post image

Про все остальные пенсионные фонды писать не буду, так как считаю, что вышеуказанный список составляют те фонды, которые завоевали основную долю пенсионного рынка, а значит и внимания, тогда как другие фонды в основном практикуют аналогичные методы борьбы за вкладчика.

 
3
436
3