Автомобильный Рынок Казахстана В Опасности - Эксперты

Мартин Эроусмит 2012 M03 29
910
1
0
0

Резкое сокращение рабочих мест, снижение налоговых поступлений в госбюджет, уход независимых поставщиков «в тень», продажа запасных частей сомнительного происхождения и качества – такое завтра...

Резкое сокращение рабочих мест, снижение налоговых поступлений в госбюджет, уход независимых поставщиков «в тень», продажа запасных частей сомнительного происхождения и качества – такое завтра грозит автомобильному рынку Казахстана.

Неутешительный прогноз развития отечественного авторынка возник не просто так. В феврале этого года торговые марки Toyota и Lexus были внесены в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. С этого момента права на продажу запчастей на эти марки машин принадлежат только одной компании-дистрибьютору. В итоге вне закона оказался не только контрафакт, но и оригинальные и, что самое важное, недорогие запчасти из Арабских Эмиратов и Китая.

Однако мощный удар по кошельку грозит не только автовладельцам Toyota и Lexus. Лишить авторынок недорогих оригинальных запчастей намерены также Mercedes-Benz, Subaru, Hyundai, BMW. Первым тревогу о возникшей ситуации забил Независимый автомобильный союз. Защитники автовладельцев созвали настоящий консилиум экспертов в этом деле. Специалисты рассказали, почему подобную мировую практику пока непозволительно применять к автомобильному рынку Казахстана.

Эдуард ЭДОКОВ, председатель Независимого автомобильного союза:

– Подобная практика приведет к росту цен и резкому сокращению рабочих мест, а также насыщению рынка неоригинальными запчастями сомнительного качества. А учитывая транспортную составляющую, ограничение вызовет общее повышение цен.

До включения торговой марки в реестр импортом оригинальных запчастей для автомобилей Toyota в Казахстане занималось порядка 300 поставщиков. Теперь некоторые из них будут вынуждены уйти с рынка, другие уйдут в тень, третьи займутся завозом в страну контрафакта. К этому стремимся? Нас ждет то, что цены на запчасти вырастут не на 1–2 процента, а на 10, 20 и более процентов. При этом дороговизна не единственная проблема, с которой столкнутся автовладельцы, появится также дефицит запчастей и их долгая дорога в Казахстан. Особенно долго поставку необходимых деталей придется ждать владельцам праворульных авто, потому как в Европе запчасти на такие машины не производят и запрос будет передаваться непосредственно в Японию. Ждать придется более 70 дней.

Мы не против защиты авторских прав, и тем более мы не защищаем «серых» дилеров. Наша главная цель – отстоять право автовладельцев выбирать, где и у кого покупать. Страшно представить, что будет дальше, когда и остальные концерны добьются включения своих торговых марок в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Учитывая, что БМВ, «мерседес», «тойота», «лексус», «субару», «хюндай» – это порядка 80 процентов транспортного средства Казахстана, можно легко представить, насколько полноводная река оригинальных запасных частей усохнет до маленького ручейка.

Мы просим общественность и власти обратить внимание на проблему  запасных частей. Руководствуясь благими намерениями по защите казахстанского рынка от контрафактной продукции, владельцы данных автомобильных брендов такими действиями попросту доведут автомобильный рынок до кризиса. Необходимо более взвешенно подойти к решению данного вопроса и предпринять все действия для недопущения монополизации рынка автомобильных запчастей.

Александр СУНДУКОВ, генеральный директор TSP:

– Наша компания уже 6 лет работает в области запасных запчастей. Мы обеспечиваем порядка 60 процентов всех запасных запчастей на казахстанском рынке. Однако начиная с первого февраля мы временно прекратили завоз запчастей, и уже сейчас чувствуется дефицит именно оригинальных деталей. Но, несмотря на это, проведенный анализ на примере крупнейшего автомобильного торгового центра в Алматы показал, что ниша свободной не бывает. Нехватку оригинальных запчастей сразу же перекрыли подделки.

Такой поворот событий приведет не только к тому, что увеличится поток контрабанды, но и к тому, что активизируется рынок угона автомобилей с целью их разборки и последующей продажи запчастей. Кроме того, будет резкое сокращение рабочих мест. Только с нашей компанией работает более 300 оптовиков, которые за счет предоставленных им скидок имеют возможность неплохо зарабатывать.

Недавно компания-дистрибьютор объявила о временном снисхождении (до 1 сентября) к возимым оригинальным тойотовским запчастям без их участия. Однако, как показала практика, «милость» корпорации не действует. Любой официальный груз с запасными запчастями марки Toyota и Lexus, возимый не компанией, автоматически зачисляется к категории контрафакт.

На сегодняшний день наша компания работать с европейскими складами запчастей через эксклюзивного дистрибьютора не может, однако мы уже нашли легальный выход из сложившейся ситуации.

Тимур НАЗХАНОВ, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей РК:

– Поскольку наша ассоциация представляет интересы малого и среднего бизнеса, я хотел бы особо отметить тот факт, что подобные действия наихудшим образом сказываются на занятости населения. Сейчас сотни людей могут лишиться заработка. Так уж сложилось, что автомобильный бизнес в нашей стране наиболее развит и именно он кормит большую часть населения. И это вполне объяснимо: на казахстанских дорогах много старых автомобилей, которые регулярно требуют ремонта, обновления запчастей. Ведь это не иначе как монополизация рынка автозапчастей…

Сергей УТКИН, независимый юрист:

– Наши власти должны решить, что важнее для нас: защита интересов правообладателя, в данном случае компании Toyota Motor Kazakhstan, или народа Казахстана. Действующее законодательство дает возможность автомобильному концерну вполне законно монополизировать рынок автомобильных запчастей и диктовать, где нам закупать запасные части данного автомобильного бренда. Согласно статье 1025 из Гражданского кодекса  «использованием товарного знака считается любое его введение в оборот, в том числе  продажа товарного знака и товара, обозначенного этим знаком, в том числе ввоз, хранение… Обладатель права на товарный знак имеет исключительное право пользования, распоряжение принадлежащим ему знаком».

Тем временем в мировой практике есть примеры, когда, не нарушая авторские права, можно закупать запасные части там, где это выгодно для потребителей. Так поступают многие страны мира. Поэтому государственные чиновники на законодательном уровне должны решить эту проблему.

Юрий БОЛОТОВ, юрист компании Toyota Motor Corporation:

– Таможенные меры по защите интеллектуальной собственности – это один из инструментов, которые законодательство предоставляет владельцам товарного знака как способ защиты своих прав. Товарные знаки Toyota и Lexus зарегистрированы в РК в 1995 году, с тех пор Toyota имеет монопольное право на использование товарных знаков и право другим запрещать пользоваться этими либо сходными, смешанными по значению.

Toyota Motor Corporation далеко не единственная компания, воспользовавшаяся возможностью законно защитить свои авторские права. Свои права на товарные знаки компания защищала и будет защищать теми средствами, которые предоставлены нашим законом.

Защита прав – это довольно затратный процесс по времени и по деньгам, поэтому, когда у компании есть определенный бюджет для защиты своих прав, его нужно планировать. Когда и сколько из него расходовать на защиту прав в конкретно взятой стране. Сейчас выделены средства и принято решение обратить пристальное внимание на казахстанский рынок. По этой причине еще в июне прошлого года были поданы заявки на включение товарных знаков в таможенный реестр. Когда они были включены в этот реестр, Toyota получила право пользоваться тамо-женными методами.

Евгений ЕМЕЛИН, автовладелец:

– Этим решением ущемляются права и возможности многих слоев населения, от самих автовладельцев до продавцов запчастей, ведь это и повышение цены, и сокращение рабочих мест. А ведь каждый человек, задействованный в этом бизнесе, кормит семью, то есть реальное число пострадавших можно смело увеличивать в 3–4 раза. А ограничение ввоза и ориентирование лишь на официального представителя грозит огромными очередями и простойкой автотранспорта, потому как далеко не всегда все запчасти, особенно на спецтехнику, есть в наличии. Столкнувшись лично с проблемой замены некоторых запчастей, начал поиск нужных деталей по городу. Стало ясно сразу же: проблема нарастает как снежный ком. Уже сейчас представители крупных компаний по поставке запчастей приостановили ввоз. На мои запросы менеджеры отвечали следующее: «Мы опасаемся работать на заказ, продаем пока только то, что есть в наличии». Но цены все же сообщили. И посоветовали подождать и периодически звонить. Обратившись к официальному представителю, понял, в каком мы теперь положении. Цена на нужные мне запчасти превышала все мыслимые пределы. Реально в несколько раз выше, чем у неофициальных дилеров. Получается ситуация, как обычно у нас в стране. Отстаиваются с пеной у рта интересы группы лиц, верхушки. Простые же граждане в учет не берутся. Нас действительно ждут заоблачные цены и многомесячное ожидание нужных запчастей. А теперь хотелось бы поинтересоваться: и кому от этого хорошо? Уж не народу, о благе которого должны, прежде всего, беспокоиться наши чиновники, точно.

Подготовила Оксана ЛЫСЕНКО, Алматы

 

Оцените пост

0

Комментарии

Показать комментарии