Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
14
22:30, 25 марта 2012

Злоключения за границей. Ночь в узбекской милиции

Blog post image

20 марта, поздним вечером в 11 часов, два молодых человека переходили трассу Ташкент – Ферганская долина. Точнее, я думаю, они ее перебегали, потому что это широкая, очень оживленная и днем и ночью трасса. По ней ездят легковые авто и громадные фуры, больше похожие на военные бронетранспортеры, как, например, караван машин Озбекгаза, который мы обогнали уже возвращаясь из Долины в Ташкент.

Blog post image

Эта дорога, проходит через живописный, но опасный горный перевал Кимшик и в советское время ее почти не использовали: газ в Долину доставляли по трубам, а все остальное по железной дороге через Ходжант. Сегодня отношения с соседями у узбеков складываются непросто, так что данная трасса – единственный путь в перенаселенную, 12-миллионную Ферганскую долину. Лично я перебежать ее ночью в неположенном месте никогда бы не решилась. Тем более, она разделена высоким бетоном, преодолеть который весьма затруднительно. Но братьям, видимо, было очень надо. И они побежали, ночью, в грязь и туман, наперекор мчащимся, уставшим после перевала, машинам. Думаю, жители кишлаков стоящих вдоль трассы часто так делают; не реже чем мы, игнорируя светофор, нарушаем правила дорожного движения где-нибудь на Абая.

Но когда по другую сторону дороги один из братьев оглянулся – второго не обнаружил. Его, а вернее то, что от него осталось, найдут через несколько часов. Милиция будет киркой отшкребать останки симпатичного, светловолосого парнишки, судя по фото лет 17-ти. Трасса не освещается и в темноте водители не заметили сбитого человека; по словам инспекторов ГАИ, по уже безжизненному трупу  проехалось не меньше ста машин. На следующий день под капотом десяти автомобилей найдут прилипшие человеческие останки. Кто проехал первым, на этот вопрос должно ответить следствие. Но и остальным не поздоровится: в ГАИ почему-то уверены, что все 300 машин зафиксированных камерой в этом районе в этот час, проезжали мимо или как это ни кощунственно звучит по сбитому парню, из равнодушия.

В то время как на трассе разыгралась трагедия я сидела в ташкентском суши-баре, обсуждая спектакль «Белый белый черный аист» театра Ильхом. Ужин был недолгим – назавтра меня ждало раннее пробуждение и путешествие в Ферганскую долину.
Житель одного кокандского кишлака Зафар в это время тоже не спал, он ехал из Долины в Ташкент, за клиентом. Как вы, наверное, догадываетесь, этим клиентом суждено было стать мне. Но ночью 20 марта мы еще не знали друг друга и о происшествии на трассе не подозревали.

Через два дня мы с Зафаром уже почти закадычными друзьями возвращались в Ташкент. Позади была интересная поездка по Ферганской долине – Коканд, Маргелан, Риштар, Фергана – я исполнила давнее желание посмотреть родину основателя династии великих моголов Бобура, по которой он всю жизнь тосковал и так страстно описывал. Мы миновали перевал, два туннеля, четыре пункта регистрации; до Ташкента оставалось полтора часа. Поужинав в лучшем на дороге караван-сарае, мы пребывали в самом благодушном расположении духа.

Blog post image

Я устала и уже предвкушала теплую комфортную кровать в отеле. Ферганская долина, как все пестрое и шумное, хороша в меру; мне хотелось назад в цивилизацию, где есть душ, газ и прочие удобства. Впереди был очередной, кажется предпоследний перед Ташкентом пост, милиционер быстро просмотрит документы водителя и можно ехать дальше. Таких КПП мы проехали немало, я к ним привыкла еще по дороге в Долину, поэтому спокойно продолжила дремать. Но неожиданно все пошло не так как обычно.

Милиционер не стал смотреть документы Зафара, а сразу попросил его, к нашему величайшему удивлению, поставить машину на обочину и пройти в КПП. Сиздин номер чикты, распознала я знакомые слова. На мой вопрос – что такое? – Зафар не нашел ничего умнее как ответить, СНБ… Вы знаете что такое СНБ? – это узбекский КНБ. Почему? - испуганно спросила я – Не знаю, испуганно ответил Заффар. Мы оба были испуганы, ага.

Смешно вспоминать, но я решила, что причина во мне. Я буквально похолодела от страха. Я перебирала в уме все, что могло расстроить парней из службы национальной безопасности братского государства. Вот я сфотографировала КПП – бдительный милиционер вежливо попросил удалить фото, несмотря на всю его размытую несуразность. А на последнем пункте регистрации я заартачилась, мол, уже дважды регистрировалась как иностранка, сколько можно прыгать через лужи грязи, добираясь до будки, это нелегко и небезопасно в конце концов. А, может, это два автоматчика с закрытыми лицами в касках наябедничали на нас с Зафаром? Они сидели на камне такие одинокие и мы, тормознув, попросили у них фото на память. Они не позволили, но так широко улыбались при этом, да еще кричали вслед что уважают нас, мол, без обид…

Чем дольше затягивалось ожидание, тем абсурднее становились мои предположения. А если дело в твиттере? Да, сейчас это выглядит смешно, вот возомнила-то, но представьте меня одну на обочине дороги в чужой стране...

Однако в твиттере я только и делала, что восторгалась культурой и кухней солнечного Узбекистана, единственной крамолой могло стать разве что сообщение об отсутствии в Долине света, газа и воды. Утром еще отключили свет, но об этом я, к счастью, сообщить своим фолловерам не успела. Вот зачем, зачем, корила я себя.
От параной меня спас Зафар. Вернувшись через час, он сообщил, что это не СНБ, а милиция, дело не во мне, а в нем, и сейчас нам приказано ехать назад в Охон-Горонский РОВД. Слава богу, облегченно выдохнула я, РОВД это все-таки не СНБ. Мы развернулись и поехали в Охон-Горон. Долина не хотела отпускать меня.

Охон-Горонский РОВД оказался типичным милицейским заведением: двухэтажное здание, огороженное железным забором с будкой караульных у ворот в которой сидели два автоматчика. Просить у них фото на память мы не стали. Но после часового ожидания зашли вместе с Зафаром и спросили, почему его никто не допрашивает, в чем вообще дело?

А дело было в том, что Нексию Зафара засекли на трассе во время преступления, теперь его машину ожидала экспертиза и дознание. Так проводите его! Эксперт уже уехал домой, а начальство с комиссией. И сколько ждать? (Заметно раздражаясь) Сколько нужно! Я риторически заикнулась о презумции невиновности – и сразу поняла, что допустила ошибку. Один из автоматчиков набычился: вы, уважаемая, откуда? из Казахстана? вот и не учите нас, понятно? Мы сами знаем, как нам жить!
Хм, не учите нас, вот уж не думала, будучи гражданкой молодого развивающегося государства, когда-нибудь услышать эту сакраментальную фразу в свой адрес. Интересно когда и при каких обстоятельствах она прозвучала впервые. Не учите нас жить, должно быть обиженно приговаривал зулусский племенной вождь, обгладывая лопатку католического миссионера.

Да нет, что вы - учить вас? - я так, мимо проходила, но все же как-то не по-человечески это, как-то не гуманно. В итоге нас благополучно выперли из коптерки и мы, повесив носы, в компании еще двух таких же бедолаг стали ожидать своей участи. Подозреваю, что эти двое так и простояли до утра, не задавая лишних вопросов. Есть такие благословенные небесами  люди, которым велят ехать в полицию – они едут, велят ждать на холоде – ждут и чая не спросят, велят доказать что это не они задавили того парня и они доказывают. Некоторым народам везет со своими правителями, некоторым правителям везет со своим народом. А по мне так лучше уповать не на везение и волю Аллаха, а святость закона. Поэтому, когда к РОВД подъехал интеллигентный человек в штатском, я подтолкнула к нему Заффара. И он ведь не съел его, а спокойно выслушал и пригласил внутрь.

Прошел еще час. Ожидающие медленно околевали: в долине заметно прохладней, чем в Ташкенте, а эта зима к тому же выдалась как никогда суровой и длиной. Владелец ДЭУ Рустем рассказал, что накануне здесь было сто машин или двести, и все терпеливо ждали. 
А потом вышел мой друг и с виноватым видом сообщил, что эксперт ушел домой спать, следственные процедуры отложены до завтра, его машина арестована и дальше нам придется добираться на попутках. Делать нечего, мы ушли в ночь. Я только пару раз оглянулась на прощанье на двоих собратьев по несчастью, которым про сонливого эксперта так никто и не сообщил и они остались стоять в безвестности до утра.

А мы шли и шли, вскидывая руки в надежде на доброго попутчика. Тщетно, машины не останавливались, пролетали мимо на полной скорости, обдавая нас ветром и грязью. Я понимаю их: ночь, темень, а тут какие-то грязные, лохматые люди. Сейчас-то все позади, а там, на трассе у меня сил не было смотреть на Заффара. До боли несчастный у него был вид. Это была спекуляция на моей эмпатии, мне хотелось плакать от жалости. Весь его вид, эта согбенная спина, потухший взгляд вопияли - за что?! Работы нет, двое маленьких детей, старые родители…, а потом, как будто этого мало, ты оказываешься не в то время не в том месте и у тебя отбирают твой единственный хлеб, старую, видавшие виды нексию.

Так, в мыслях о превратностях судьбы мы добрели до КПП, у которого нас развернули. Там оставались документы Заффара, кроме того, он все еще не понимал толком свою вину. И мы вошли в будку.
- Салам Алейком! – бодро приветствовала я милиционеров.
- Алейком Ассалам, ответствовали они, удивленно оглядывая меня.
Усталость и злость придали нам сил и смелости, и мы с Заффаром как отчаянные оловянные солдатики потребовали объяснений, подробных. И нам объяснили, даже показали видео всех машин, что проезжали кпп в тот день. Среди прочих мы разглядели Нексию Заффара.
- Посмотрите, какой молодой, у этого парня между прочим тоже есть родители, а теперь его нет! Его переехала машина! – совали нам под нос фото светловолосого молодого парня. Астафыралла, испуганно отшатнулся Заффар. Ужасно, покачала я головой.
- Киркой собирали его на асфальте!
- Мы скорбим вместе с вами, но кто же виноват?
- Такие, как он и виноваты! – огорошил нас железной логикой инспектор, указывая на бедоног Заффара. Ты виноват уж в том…
- Простите, но в чем он виноват, в том что у него есть машина?
- Проверим. Разберемся. Если не виновен отпустим. Мы сто машин уже задержали, всего триста проехали, вот продержим их день, другой на стоянке и кто-нибудь все равно сознается! Они видели, кто проехал первым.
- Мне кажется с таким же успехом можно арестовать всех блондинов в городе, если преступление…
- Нееет, вы ничего не понимаете, - перебил меня милиционер, предугадывая ход моих мыслей.

Это были добродушные люди, в отличие от набыченных автоматчиков в РОВД. Они даже прониклись сочувствием, когда я в свою очередь стала совестить их Заффаром, мол, смотрите, работы у человека нет, живет в далеком кишлаке, а вы отобрали у него машину и выгнали ночью на улицу. Ладно я, меня в Ташкенте ждет гостиница, а он куда пойдет?! Какая несправедливость, ай-яй-яй…

Они посадили нас на попутную машину, заверив, что водитель надежный, довезет прямо до Ташкента. Не обижайте Заффара, крикнула я им на прощанье, только что не погрозив кулаком. Не обидим мы вашего Заффара, езжайте уже, ворчливо ответили они. В благодарность я оставила им все лепешки, купленные в самой вкусной на трассе чайхане. Вам не кажется что это начало великой дружбы?

Они совсем не плохие и не страшные, узбекские милиционеры, думаю, они не хуже казахских полицейских или, например, итальянских карабинеров. Люди как люди. Где есть человек, там есть добро и зло. И защитить нас от самих себя и превратностей судьбы может только закон. Можно сколько угодно смеяться над сутяжностью англосаксов, но столкнувшись лично, нос к носу с беззаконием, причем в самом обыденном, беззлобном проявлении, начинаешь тосковать по  святости закона. Вы не заметили, что за всю эту бесконечную сумасшедшую ночь нам и в голову не пришло позвонить адвокатам?

PS«Здравствуйте ден солу дурус бы? Экспертиза нормально, я 30 минут раньше был от преступления.» Эту смс я получила сегодня от Заффара. Ему повезло, а могло случится так, что проехал бы позже…

14