Хочу заняться бизнесом...

Болат Башеев 2012 M03 24
25147
22
69
0

Мы часто слышим фразу «хочу заняться бизнесом». Business в переводе - это дело. Потому сразу же после фразы «Хочу заняться делом» логично спросить "Каким?" О том как найти свою нишу в этом посте.

«Наиболее успешным бизнесом становятся
те компании, которые решают проблемы
большой амплитуды, то есть сильно
волнующие большинство».

Дон Валентайн


Мы часто слышим фразу «хочу заняться бизнесом». Так как слово «бизнес», уже укоренило некоторые ассоциации в наших головах, его реальный смысл немного подзабыт. Как вы знаете из школьного курса, business в переводе с английского - это дело, начальная форма busy (англ. занятый). Потому сразу же после фразы «Хочу заняться делом» логично спросить «Каким?».

В общем-то, это самый главный вопрос. Потому что люди платят не за товары и услуги, а за решение их задач и проблем: продукты питания покупают, потому что хотят решить проблему голода, квартиры покупают чтобы укрыться от погоды и создать комфортные условия своей семье, телевизоры и проигрыватели — чтобы получить домашние развлечения, услуги салонов красоты — чтобы быть привлекательным. Каждый будет чувствовать себя обманутым, если телевизор не будет развлекать, а салон красоты не сделает вас привлекательнее. Потому вопрос «Каким бизнесом заняться?» лучше перефразировать в «Какую проблему клиентов вы будете решать?».

 

Чтобы подчеркнуть важность такой постановки вопроса, приведу слова Дона Валентайна (Don Valentine), основателя венчурного фонда Sequoia Capital, который, кстати, запустил такие стартапы как Apple, Google, NVidia, Cisco, Oracle, Electronic Arts, PayPal и YouTube. На основе своего огромного опыта инвестирования он говорит: «Наиболее успешным бизнесом становятся те компании, которые решают проблемы большой амплитуды, то есть сильно волнующие большинство».

Если люди обычно бегут от проблем, то успешные предприниматели их ищут, чтобы решать. Потому что проблемы — это и есть спрос. Чем острее и популярнее проблема, тем больше возможностей для бизнеса. Приведу Казахстанские примеры  решения проблем бизнесом:

  • Доставка продуктов на неделю отнимает много времени, нервов и сил. Люди, в общем-то, любят ходить по магазинам, но одно дело выбирать товары, и совсем другое — набивать сумки продуктами и другими нужными, но тяжёлыми покупками. Доставка продуктов нравится людям куда меньше, чем их потребление. Эту проблему в Астане и Алматы прекрасно решает arbuz.kz, с сервисом доставки продуктов на дом.
  • Больным трудно ходить за лекарствами самостоятельно. Бизнес на этой проблеме в Астане с блестящим успехом делает интернет-аптека "Гиппократ" (gippokrat.kz). Они осуществляют доставку лекарств на дом. Лёжа дома с ОРЗ и высокой температурой, я был готов платить сколько угодно, лишь бы не выходить на улицу при -40 C. Думаю, я не один такой.
  • Сложно отслеживать изменения законов и подзаконных актов. А чтобы их знать, нужно купить много изданий, а потом следить за всеми изменениями, что в общем-то нереально хлопотно. Легко и просто эту проблему решает компания ЮрИнфо с сайтом zakon.kz и ИС "Параграф". На чём и делает бизнес.
  • Личный опыт: специализированный импортный софт для образования был очень дорогой. Пять лет назад, ныне дочернее предприятие ARTA - ALS разработала за свой счёт и предложила победителям конкурсов (т.е. частным компаниям) софт для школ. По цене он был в десять раз ниже среднерыночных, но обладал превосходящими характеристиками в сравнении с импортными аналогами. Это дало рост продаж в 14 раз. ALS продолжает совершенствовать софт и конкурировать с импортом. Кстати, очень рекомендую заниматься замещением импорта - полезно для экономики РК.

Область решаемых проблем желательно выбирать исходя из своей основной специализации, то есть из того, в чём Вы действительно разбираетесь. Это позволит вдвое снизить количество потенциальных ошибок в бизнесе. Если Вы выбрали правильную (острую и популярную) проблему, то её решение представит большую ценность для потребителя и для хорошей бизнес идеи остается только определить уникальность Вашего предложения:

На диаграмме проиллюстрирована схема лидерства в рыночной нише, на основе идей Гая Кавасаки. На левой стороне царит бедность, проблемы и глупость - не уникальные и/или никому не нужные начинания. На правой стороне — успех и развитие. В правом-нижнем углу жёсткая ценовая конкуренция. Это не самое плохое место, но чтобы выжить, придётся бороться в цене, пока кто нибудь не обанкротиться. Вы должны быть в правом верхнем углу, то есть делать нечто очень востребованное и то, что можете делать только вы. В этом вся суть экономического успеха.

Есть проблема - есть бизнес, нет проблемы - нет бизнеса.

Для успеха, бизнес-идеи не обязательно должны быть экстравагантными или супер-инновационными, но делать людям жизнь проще. Например, улучшить качество жизни, исправить неправильное или сохранить что-то очень хорошее. Изложение бизнес-идей в формате проблема/решение позволит Вам сэкономить кучу сил на позиционирование, а значит и на исследования, и на продвижение - клиентам будет легче понять, зачем Вы им сдались. При хорошей формулировке бизнес-идеи дальнейшие вопросы становятся, в основном, техническими.

Приведу примеры бизнес идей в формате проблема/решение:

  • Проблема: Многим нужен хороший дизайнер, но не на постоянной основе.
    Решение
    : Услуги аутсорсинга дизайна с доступными фиксированными ценами.
  • Проблема: Малый бизнес не может содержать в штате бухгалтера, юриста и IT-специалиста.
    Решение: БухЮрТех служба, с фиксированной и доступной абонентской и/или по объемной оплатой.
  • Проблема: Заказчики IT-решений хотят платить за полезный функционал, а не лицензии.
    Решение: Услуги кастомизации open-source решений под нужды предприятий.
  • Проблема: Многие крупные организации несут расходы на вывоз и утилизацию макулатуры, исчисляющейся сотнями килограмм в неделю.
    Решение: Мини-завод по переработке макулатуры в картонную бумагу.
  • Проблема: Острый дефицит уютного, но доступного жилья.
    Решение: Производство тёплых сборных домов за $349 кв.м. "под ключ", с монтажом до 2 недель.

Примечание: бизнес на основе услуг аутсорсинга можно построить почти на любой профессии (Список профессий), если вы действительно профессионал. Потому, если в ваших планах "маячит" бизнес, то учась в колледже или университете, да и вообще по жизни, лучше обучиться своей профессии хорошо и пройти как можно больше настоящей практики.

Но как бы не была хороша бизнес идея, это ещё не план. В следующем посте хочу предложить Вашему вниманию простой, но ёмкий способ оформления ваших намерений, который поможет вам в двух вещах:

  • Точно знать, что вы должны делать для успеха вашего бизнеса;

  • Получить готовую презентацию для привлечения инвесторов.

В заключение, приведу высказывание Лоренса Хайта, который входит в список 100 лучшех трейдеров всех времён: "На золотой лихорадке можно заработать, даже если никакого золота нет... продавая лопаты".

Продолжение следует...

 

Twitter: @basheyev

Facebook: Bolat Basheyev


Оцените пост

69

Комментарии

0
Привет. Тебе книгу писать надо :)
1
Спасибо, Александр! Как сделаем из ARTA международную компанию, то есть начнём экспортировать, тогда изложим опыт в книге. Должно получится через несколько лет... Тогда и моральное право будет :)
0
Согласен с Mazikk'ом, где так научились так четко и слаженное писать Болат?)))
0
Рахмет, Алишер!
Точно не знаю, наверное, много думал об этом.... :)
Оставайтесь на связи!
0
Шикарно! Да и в самую точку, то что я сейчас постигаю на MBA, в некотором роде изложили в кратком посте=) Полностью согласен. И спасибо!
Надеюсь увидеть как оформлять бизнес-план.
Кстати, один хороший преподаватель мне говорил: "Информация - один из самых главных рычагов успеха. Посему надо зарабатывать, когда еще идут слухи, если ты это уже знаешь, то это уже поздно" =)
Показать комментарии
Дальше