Антон Хреков: C телевидением конкурирует не только интернет

alen_barre 2012 M03 19
445
0
0
0

Не все убыточные программы нужно закрывать НТВ, пожалуй, стало одним из самых запоминающихся проектов в телепространстве бывшего СССР. Этот первый в России информационный канал, появившись в...

Не все убыточные программы нужно закрывать


НТВ, пожалуй, стало одним из самых запоминающихся проектов в телепространстве бывшего СССР. Этот первый в России информационный канал, появившись в середине 90-х, во многом определил развитие постсоветской тележурналистики. Не случайно в начале 2000-х вокруг него разгорелись нешуточные страсти – этот ведущий аналитический и новостной канал заметно влиял на ситуацию в России. О тенденциях развития телевидения наш разговор с публицистом и медиа-консультантом  Антоном Хрековым. Ему выпало поработать на НТВ с Кисилёвым в «Итогах», затем с Парфёновым в «Намедни». После этого он стал автором программы «Главный герой» и соавтором «НТВшников».


- Антон, в 90-е годы НТВ заметно влияло на политику, на президентские выборы.  Почему схема Гусинского по управлению этим каналом потерпела крах?


- Гусинский был очень предприимчивым человеком. Он прекрасно понимал, что на информационном канале в России невозможно сделать деньги. Этот бизнес - планово-убыточный по определению. Новости, кроме как в США и паре других стран, прибыль не приносят, как северная авиация в России: она всегда требует дотаций со стороны государства. Гусинский выстроил такую схему, что зона прибыли у него располагалась в политике. А НТВ – один из ресурсов в зоне издержек. Но когда сложная цепь замыкалась, получалось, что канал давал прибыль, и ещё какую! То есть Гусинский влиял на политику через средства массовой информации, политика благоволила другим его активам, уже не медийным, и оттуда уже шла прибыль. На этом в конечном счёте он и погорел. Впервые он споткнулся, когда в России приватизировали «Связьинвест». Господин Гусинский попытался решить вопрос своим привычным способом: задействовал средства массовой информации - всё подключил, для того чтобы  «Связьинвест» ему отдали по-хорошему. И когда этот номер не прошёл, он решил «информационно разобраться» с теми, кто ему это не позволил сделать. Начал разбираться, оппоненты огрызнулись, пошла возня, и в итоге - всем известные события 2001 года.

- В эфире всё меньше умных передач. Как вы относитесь к тому, что серьёзные передачи закрывают лишь потому, что они не приносят прибыль?

- Сейчас я в основном работаю в роли медиа-тренера и медиа-консультанта и действительно сталкиваюсь с таким подходом. Появилось немало финансистов, которые высчитывают рыночную стоимость каждого модуля в бизнесе. Они утверждают: «Если нет прибыли, мы его закроем». Например, в торговой сфере высчитывается прибыль с квадратного метра торговых площадей. На мой взгляд - это бред. Потому что обычно в каждой торговой сети существует как минимум один флагманский магазин. Он часто убыточный и существует только для того, чтобы в центре города показать великолепие бренда. А главная выручка идёт с периферийных магазинов. Так же и на телевидении. Телеканал – это единый организм. Это всё равно, что говорить о теле человека и анализировать, что нужно, а что нет. Несколько пальцев можно удалить, они вроде не нужны, так же как и уши, которые торчат непонятно для чего. Но на самом деле не на всём нужно зарабатывать, всегда должны быть программы, которые несут имиджевую нагрузку. Часто именно они определяют лицо канала.

Новая телестилистика

- С какими вызовами встречается современное телевидение? Что ему нужно менять, чтобы выдержать конкуренцию с интернетом?

- На наших глазах телевидение уже прошло через большие изменения. Превращение советского телевидения в постсоветское в основном происходило с середины 90-х до 2000 года. К настоящему моменту появились новые факторы, которые определяют его развитие. В бизнесе есть понятие «пять сил конкуренции по Портеру - P5». Их смысл в том, что ты должен проанализировать своих конкурентов с пяти разных сторон: аналогичные товары, товары-заменители, давление от поставщиков, потребителей, смежных отраслей… Когда мы делаем телепрограмму, мы должны понимать, что не только соседний канал, который делает аналогичную программу, - наш единственный конкурент. На самом деле понятие конкуренции намного глубже. Это как в повести Платонова «Котлован»: пока люди строили метро, появились воздушные средства общественного транспорта, и метро стало бесполезным. Также кто-то совершенствует своё телевидение и не замечает, что интернет уже обошёл его по многим позиция. То есть интернет – это новый товарозаменитель для телевидения. Надо учитывать, что и значение радио в последние годы заметно возросло в связи с распространением автотранспорта и пробками. Кроме того, с развитием сотовой связи появился мобильный контент, когда по сотовому телефону можно посмотреть даже кино. Это прямые товарозаменители телевидения, но есть и косвенные. Можно не смотреть телевизор, а пойти в кино или поиграть в компьютерную игру. Проблема в том, что телевизионщики на всё это часто не обращают внимания. В итоге кто-то говорит, что он сделал программу лучше, чем на соседнем канале, они начинают мериться рейтингами, но реальность такова, что их обоих уже никто не смотрит.

- Есть ли у вас рецепт успешного выпуска новостей?

- Нужно обращать внимание на то, какое содержание нужно зрителю. Современные новости – это короткие ролики с разделением фактов и комментариев. Это быстрая подача, оперативное видео, которое уже через 15 минут выкладывается на известные порталы. Так выглядит новая стилистика. Кто её оседлает, тот и будет первым, а кто будет ориентироваться на прежние форматы и старшее поколение, тот безнадёжно отстанет.

- Вы  делали передачу «Главный герой», рассказывая о выдающихся людях в различных сферах жизни. А кого вы считаете главным героем в постсоветской журналистике?

- На мой взгляд, это Леонид Парфёнов.

- А в Казахстане?

- Я считаю, что это Артур Платонов. Наверное, есть разные мнения о нём. Возможно, кто-то скажет, что это больше шоу-бизнес, чем журналистика. В любом случае этот человек преподнёс себя очень неплохо. Он перенял лучшее от Сергея Доренко из того, что можно было перенять. И не принял худшее, что мы видели в программах Сергея, в том числе в «Русских сказках», которые, к счастью, закрылись.

 

Олег БЕЛОВ

Фото автора

Аргументы и факты Казахстан, №11, 14.3.12

Другие статьи на эту тему:

http://ottow.narod.ru/mass_media.html

Оцените пост

0
Дальше