место в рейтинге
  • 404520
  • 504
  • 39
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Антон Хреков: C телевидением конкурирует не только интернет

Не все убыточные программы нужно закрывать


НТВ, пожалуй, стало одним из самых запоминающихся проектов в телепространстве бывшего СССР. Этот первый в России информационный канал, появившись в середине 90-х, во многом определил развитие постсоветской тележурналистики. Не случайно в начале 2000-х вокруг него разгорелись нешуточные страсти – этот ведущий аналитический и новостной канал заметно влиял на ситуацию в России. О тенденциях развития телевидения наш разговор с публицистом и медиа-консультантом  Антоном Хрековым. Ему выпало поработать на НТВ с Кисилёвым в «Итогах», затем с Парфёновым в «Намедни». После этого он стал автором программы «Главный герой» и соавтором «НТВшников».


- Антон, в 90-е годы НТВ заметно влияло на политику, на президентские выборы.  Почему схема Гусинского по управлению этим каналом потерпела крах?


- Гусинский был очень предприимчивым человеком. Он прекрасно понимал, что на информационном канале в России невозможно сделать деньги. Этот бизнес - планово-убыточный по определению. Новости, кроме как в США и паре других стран, прибыль не приносят, как северная авиация в России: она всегда требует дотаций со стороны государства. Гусинский выстроил такую схему, что зона прибыли у него располагалась в политике. А НТВ – один из ресурсов в зоне издержек. Но когда сложная цепь замыкалась, получалось, что канал давал прибыль, и ещё какую! То есть Гусинский влиял на политику через средства массовой информации, политика благоволила другим его активам, уже не медийным, и оттуда уже шла прибыль. На этом в конечном счёте он и погорел. Впервые он споткнулся, когда в России приватизировали «Связьинвест». Господин Гусинский попытался решить вопрос своим привычным способом: задействовал средства массовой информации - всё подключил, для того чтобы  «Связьинвест» ему отдали по-хорошему. И когда этот номер не прошёл, он решил «информационно разобраться» с теми, кто ему это не позволил сделать. Начал разбираться, оппоненты огрызнулись, пошла возня, и в итоге - всем известные события 2001 года.

- В эфире всё меньше умных передач. Как вы относитесь к тому, что серьёзные передачи закрывают лишь потому, что они не приносят прибыль?

- Сейчас я в основном работаю в роли медиа-тренера и медиа-консультанта и действительно сталкиваюсь с таким подходом. Появилось немало финансистов, которые высчитывают рыночную стоимость каждого модуля в бизнесе. Они утверждают: «Если нет прибыли, мы его закроем». Например, в торговой сфере высчитывается прибыль с квадратного метра торговых площадей. На мой взгляд - это бред. Потому что обычно в каждой торговой сети существует как минимум один флагманский магазин. Он часто убыточный и существует только для того, чтобы в центре города показать великолепие бренда. А главная выручка идёт с периферийных магазинов. Так же и на телевидении. Телеканал – это единый организм. Это всё равно, что говорить о теле человека и анализировать, что нужно, а что нет. Несколько пальцев можно удалить, они вроде не нужны, так же как и уши, которые торчат непонятно для чего. Но на самом деле не на всём нужно зарабатывать, всегда должны быть программы, которые несут имиджевую нагрузку. Часто именно они определяют лицо канала.

Новая телестилистика

- С какими вызовами встречается современное телевидение? Что ему нужно менять, чтобы выдержать конкуренцию с интернетом?

- На наших глазах телевидение уже прошло через большие изменения. Превращение советского телевидения в постсоветское в основном происходило с середины 90-х до 2000 года. К настоящему моменту появились новые факторы, которые определяют его развитие. В бизнесе есть понятие «пять сил конкуренции по Портеру - P5». Их смысл в том, что ты должен проанализировать своих конкурентов с пяти разных сторон: аналогичные товары, товары-заменители, давление от поставщиков, потребителей, смежных отраслей… Когда мы делаем телепрограмму, мы должны понимать, что не только соседний канал, который делает аналогичную программу, - наш единственный конкурент. На самом деле понятие конкуренции намного глубже. Это как в повести Платонова «Котлован»: пока люди строили метро, появились воздушные средства общественного транспорта, и метро стало бесполезным. Также кто-то совершенствует своё телевидение и не замечает, что интернет уже обошёл его по многим позиция. То есть интернет – это новый товарозаменитель для телевидения. Надо учитывать, что и значение радио в последние годы заметно возросло в связи с распространением автотранспорта и пробками. Кроме того, с развитием сотовой связи появился мобильный контент, когда по сотовому телефону можно посмотреть даже кино. Это прямые товарозаменители телевидения, но есть и косвенные. Можно не смотреть телевизор, а пойти в кино или поиграть в компьютерную игру. Проблема в том, что телевизионщики на всё это часто не обращают внимания. В итоге кто-то говорит, что он сделал программу лучше, чем на соседнем канале, они начинают мериться рейтингами, но реальность такова, что их обоих уже никто не смотрит.

- Есть ли у вас рецепт успешного выпуска новостей?

- Нужно обращать внимание на то, какое содержание нужно зрителю. Современные новости – это короткие ролики с разделением фактов и комментариев. Это быстрая подача, оперативное видео, которое уже через 15 минут выкладывается на известные порталы. Так выглядит новая стилистика. Кто её оседлает, тот и будет первым, а кто будет ориентироваться на прежние форматы и старшее поколение, тот безнадёжно отстанет.

- Вы  делали передачу «Главный герой», рассказывая о выдающихся людях в различных сферах жизни. А кого вы считаете главным героем в постсоветской журналистике?

- На мой взгляд, это Леонид Парфёнов.

- А в Казахстане?

- Я считаю, что это Артур Платонов. Наверное, есть разные мнения о нём. Возможно, кто-то скажет, что это больше шоу-бизнес, чем журналистика. В любом случае этот человек преподнёс себя очень неплохо. Он перенял лучшее от Сергея Доренко из того, что можно было перенять. И не принял худшее, что мы видели в программах Сергея, в том числе в «Русских сказках», которые, к счастью, закрылись.

 

Олег БЕЛОВ

Фото автора

Аргументы и факты Казахстан, №11, 14.3.12

Другие статьи на эту тему:

http://ottow.narod.ru/mass_media.html

alen_barre
19 марта 2012, 17:39
414

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

В начале 2000-х годов в уральской популяции оставалось только 2500 сайгаков. Сейчас благодаря охране от браконьеров их численность выросла до 100 тысяч.
theYakov
17 июля 2017 / 17:55
  • 8818
  • 3
Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в этой стране таков, что если речь идет именно о свидании, то оплачивает его на 100% из 100 именно мужчина. Пытаться его расшатать - это достаточно дорогое удовольствие.
convoluted
17 июля 2017 / 15:32
Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Звоним риэлтору, говорим, верните наши 15 000 тг, так как ваша клиентка нас кинула. По его словам, он вернуть деньги больше не может. Не имеет право.
decorus
17 июля 2017 / 14:48
  • 3151
  • 15
Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

В Польше вообще очень много понятного и простого – инфраструктура, коммуникации и дороги прежде всего, льготы в образовании, поляки вообще получают его бесплатно. А урожай побольше нашего.
Shimanskaya
17 июля 2017 / 16:08
  • 3299
  • 37
«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

Некий блогер Сергей Никитский неустанно пишет о Казахстане, Астане, Экспо и посвящает два материала Алматы, причём подчёркнуто называет город Алма-Ата.
Langdon
19 июля 2017 / 15:44
  • 3194
  • 52
Один из способов выиграть суд против коллекторов

Один из способов выиграть суд против коллекторов

Сегодня в своем посте я постараюсь рассказать, как выиграть суд против некоторых коллекторских компании в нашей стране. Чем отличается коллекторское агенство от обычного банка?
Advokot
18 июля 2017 / 15:31
  • 2857
  • 9
«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

На этот раз пост очень важный и необходим к прочтению каждым! Не поленитесь и уделите время прочтению. Ни в коем случае, не разговаривайте с полицейскими до прихода вашего адвоката!
asselsabekova
18 июля 2017 / 14:19
  • 2930
  • 31
Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Автор утверждает, что программы МБА не дают никакого позитивного выхлопа, если ты уже не являешься владельцем или наследником прибыльного бизнеса. Знания МБА можно получить бесплатно, уверяет он.
Aks_Ras
19 июля 2017 / 16:28
  • 2406
  • 2
Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Вчера все информационные агентства страны передали сообщение, которое заставило забиться в ужасе сердца всех матерей страны. В мусорном контейнере города Сатпаев было обнаружено тело новорожденной девочки.
AliyaSadyrbaeva
19 июля 2017 / 11:06
  • 2182
  • 18