• 13857
  • 86
  • 5
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Рецензия к фильму Софи Файнс «Киногид извращенца. 1,2,3 части»

Кино — это предельно извращённое искусство. Оно не дает вам то, что вы желаете, оно говорит вам как желать.

Славой Жижек

Впервые услышав о творчестве Славоя Жижека, я решила узнать о нем поподробнее. Словенский социальный философ, культуролог фрейдо-марксистского толка, называющий себя «воинственнующим атеистом», сразу привлек мое внимание. Для начала я прочитала его статью «Аватар. Упражнение в политически корректной идеологии», в которой много говорится о лаканалии и теории реальности и фантазии. Заинтересовавшись еще больше, я решила посмотреть фильм, в котором Жижек описывает и объясняет многие фильмы с точки зрения психоанализа.

Итак, что я хочу сказать по поводу фильма.

Мне понравилось.

Во-первых, несмотря на то, что я не видела почти все эти фильмы (всего 43 фильма), благодаря интерпретации Жижека, мне удалось понять не только суть и основную идею каждого фильма, но и то, какие аспекты психологической науки оно затрагивает. В «Киногиде изварещенца», на мой взгляд, удачно переплелись три дисциплины: философия, социология и психология. Сюда, конечно же, можно добавить и киноискусство и даже музыкальную теорию, и, возможно, что-то еще. Но основная мысль в фильме тесно переплетена с этими тремя видами наук, если можно так выразиться. В большей степени Жижек рассматривает в фильмах какие-либо психические феномены, основываясь на фрейдовской теории психоанализа.

Во-вторых, мне понравился стиль изложения Жижека.  Он не старается усложнять свою речь, бравируя философскими терминами, как раз-таки наоборот, он стремится сделать так, чтобы неискушенному зрителю было понятно, о чем именно идет речь. И в то же время он излагает свою речь эмоционально и ярко.

Одно слово привлекло мое внимание в его лексиконе, так как раньше не приходилось его встречать. Сайт www.narrative.ru дает нам краткое его определение:

Нарратив — (от англ. 'narrative' - история, повествование) направление в консультировании и социальной работе, основывающееся на идее о том, что жизни и отношения людей формируются в процессе социального взаимодействия.

Итак, третья причина, из-за которой мне понравился данный фильм,  это то, что благодаря его объяснениям и конкретным примерам на отрывках из фильмов мне стала понятна парадигма теории психоанализа Зигмунда Фрейда. На примерах фильмов Альфреда Хичкока и Дэвида Линча в «Киногиде» хорошо описываются такие понятия, как «Эго/Я», «Супер-эго», «Вещь», «Отец» и «Оно».

Еще один момент, о котором говорит Жижек в фильме, это отношение реальности и иллюзии. И наблюдение за событиями со стороны. В этой части Жижек напомнил мне Артура Шопенгауэра, известного своими волюнтаристическими представлениями о мире. Словенский философ также сводит к тому, что «люди сами управляют своим телом». То есть, наши желания есть источник наших действий.

Также понравилось описание термина «ночи мира» в философии. Жижек описывает это, как взгляд человека, в глазах которого можно, грубо говоря, утонуть, создается впечатление, что такой взгляд «гипнотизирует» и глубина такого взгляда бесконечна.

В фильме также очень хорошо приводится пример психологического изнасилования. Здесь Жижек делает упор на том, что такой вид насилия гораздо хуже физического. После психологического насилия у жертвы появляется моральное истощение, пустота, потерянность, и он впадает в состояние фрустрации.

Жижек также затронул в этом глобальном фильме такой аспект психологии, как любовь. Как пример нам дается фильм «Огни большого города» Чарли Чаплина, с ним же в главной роли. Жижек неоднозначно относится к конечной сцене, поскольку считает, что «хэппи энда» как такого при данном сюжете быть не может, и мы не знаем, что будет дальше.

«Я думаю, что в этом метафора нашего затруднительного положения. Слишком часто, когда мы кого-то любим, мы не принимаем его или ее в качестве того человека, кем он или она в действительности является. Мы принимаем наш объект ровно настолько, насколько он вписывается в наши фантазии. Мы неверно идентифицируем объект» -

вот так выражает свои мысли Жижек на тему любви. И я с ним полностью согласна в данном вопросе, поскольку мы сами создаем себе идеал, под который стараемся выбирать себе объект любви. После разочарования или после того, как чувства остывают, мы находим в объекте любви какие-либо негативные признаки, которых раньше не замечали из-за «слепоты». Отсюда любовь быстро перерастает в ненависть.

Но при всех положительных качествах фильма, которые я отметила, я также хотела бы указать на один неприятный момент. Мне совсем не понравилось, когда Жижек высказал мысль «о несуществовании женщины». Мол, началом всего является мужчина, поскольку в нем есть сила. А женщину он вообразил себе для утешения и удовлетворения своих потребностей. Конечно, речь идет о «Солярисе» Андрея Тарковского, в котором главный герой воссоздает образ своей покойной жены. Но Жижек, комментируя этот фильм, имел в виду не только его жену, а всех существующих женщин тоже. О чем свидетельствуют его дальнейшие размышления уже по поводу других фильмов, где он сначала заводит речь о силе «Отца», а потом дает понять, что мужчина в целом главенствующая личность везде. И только по причине своего происхождения, из-за принадлежности к этому полу, мужчина является «королем всего». Лично я не разделяю точку зрения Жижека в данном вопросе, поскольку я не считаю, что разделение людей по гендерному признаку в определенных сферах, допустим в политике, играет важную роль. Женщина может обладать такими же качествами, как и мужчина, а порой даже лучшими. Вопрос не в том, какого пола человек, дело в том, может ли личность быть на самом деле тем самым «королем».

Ну и в завершении всего, резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод, что хорошее кино (например таких режиссеров, как Хичкок, Линч и Фингер) так же важно в изучении философии, социологии и психологии, как и другие источники, например, письменные источники, или собственные эмпирические методы познания. Да и в повседневной жизни мы используем опыт других людей, переняв его с того же кино. Здесь уместно привести завершающую фразу Славой Жижека в фильме:

«Нам необходимо кино, чтобы понять сегодняшний мир. Лишь в кино мы можем увидеть жизненно важное измерение, с которым мы не готовы столкнуться в реальной жизни»

 
Zarik Cartman Zarik47
16 марта 2012, 18:11
2293

Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

Министерство труда и соцзащиты провело через парламент очередной крайне неоднозначный закон, который может вызвать всплеск недовольства в стране.
openqazaqstan
15 нояб. 2017 / 11:17
  • 25721
  • 19
«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

Заранее отпишусь, данный пост не является попыткой оскорбить собственную нацию) Как говорится о вкусах не спорят, каждому свое.
Bonittta
16 нояб. 2017 / 14:28
  • 13338
  • 349
Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Как сообщает телеканал КТК, только за последние девять месяцев Казахстан покинули 28200 человек, из них почти пять тысяч инженеров, около 2700 экономистов и 1700 учителей.
openqazaqstan
17 нояб. 2017 / 11:00
  • 9116
  • 48
Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Подтверждаются худшие предположения, циркулирующие в соцсетях. Периодические исчезновения детей в разных регионах Казахстана объясняются не только семейными проблемами и «синими китами».
openqazaqstan
16 нояб. 2017 / 15:46
  • 6643
  • 54
Самый большой мошенник в стране: об эффективной схеме развода «Казахтелеком»

Самый большой мошенник в стране: об эффективной схеме развода «Казахтелеком»

История о том, как Народный провайдер наваривается на своих клиентах, намерено не отключая услуги, и беря лишние деньги за ненужные и не оказываемые услуги.
ligaspravedlivosti
17 нояб. 2017 / 19:12
  • 8379
  • 24
«Думай как британец»: 8 вещей, которым я научилась в Великобритании

«Думай как британец»: 8 вещей, которым я научилась в Великобритании

Как два года в Великобритании изменили мою жизнь. Несколько простых вещей, которые могли бы сделать нашу жизнь лучше.
goribaldi
13 нояб. 2017 / 16:51
  • 4198
  • 28
Мой личный рейтинг женщин: от пуританки до содержанки

Мой личный рейтинг женщин: от пуританки до содержанки

Сегодня предлагаю вашему вниманию мой личный рейтинг женщин. А вот я хочу быть домохозяйкой, правда, не пахать дома, а хозяйничать.
Mysli_v_Sluh
13 нояб. 2017 / 15:00
О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

В объективности выводов швейцарского банка Credit Suisse усомниться трудно – его экономические рейтинги относятся к самым авторитетным и их явно трудно упрекнуть в предвзятости
openqazaqstan
вчера / 17:21
  • 3729
  • 69
Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Отдельные инициативы некоторых российских чиновников вызывают в Казнете приступы просто-таки гомерического ржача. Женщин в регионе – пруд пруди, а вот мужчин, с которыми они могли бы создать семьи, не хватает.
openqazaqstan
14 нояб. 2017 / 15:55
  • 2713
  • 18