Как делается политика в Европейской стране?

Павел Коктышев 2012 M03 14
513
8
1
0

Как эффективно взаимодействовать в сфере политических реформ экспертному сообществу, гражданскому обществу и властям. Разговор с вице-министром экономики Литвы Гедрюсом Кадзяускасом

С понедельника нахожусь по работе в Литве. Вильнюс встретил теплотой и уютом старого европейского городка, однако сейчас не о нем. Цель моей поездки узнать опыт взаимодействия гражданских и аналитических организаций с правительством, как эффективно взаимодействовать в сфере политических реформ. Много интересных встреч прошло за эти дни, в основном с политическими аналитиками. Но сегодня у меня состоялся обстоятельный разговор с вице-министром экономики Литвы Гедрюсом Кадзяускасом.

Важно отметить, что господин вице-министр до занимаемого поста, был вице-президентом влиятельной независимой аналитической организации Литовский институт свободного рынка, который уже более 22 лет отстаивает принципы свободного рынка и в своей стране, согласно опросам, его знает каждый второй гражданин.

Первый мой вопрос был о разнице в его нынешней и предыдущей работах, ведь по сути это работа по обе стороны баррикад. Гедриус ответил, что он по прежнему свободно высказывает позицию, но из за специфики нахождения на политическом, государственном посту очень часто приходится сглаживать углы. Не так часто как выяснилось, но все таки приходится мириться и идти на "сговор с совестью". Баталии идут на разных уровнях с различными министерствами, но к сожалению не всегда успешно, очень часто приходится уступать, в надежде на то что этот шахматный гамбит, в будущем поможет достичь большей цели.

Из разговоров с сотрудниками Литовского института свободного рынка я понял, что они очень дорожат своими ценностями и за свою долгую и славную историю никогда не отступали от своих идеалов и принципов. А вот господин Кадзяускас будучи ответственным за внедрение политики на государственном уровне, "практик" как бы у нас назвали, не так оптимистично смотрит на возможность в полной мере внедрения принципов, так любимой им, свободной рыночной экономики, в такой форме как о ней говорили классики, даже не смотря что он разделяет их взгляды. Ответ необыкновенно прост, ведь зачастую все усилия сталкиваются с прозаичными человеческими предубеждениями и "шкурными интересами". C другой стороны именно эти классики дают незаменимую опору для целостности характера.

Гедрюс отвечает за развитие бизнес климата в самой Литве и поделился некоторыми наработками. Не все они могут быть интересны для Казахстана. Ведь, к примеру, мораторий в 1 год, который они ввели на проверку нового бизнеса совсем недавно, у нас уже несколько лет действует и не на 1, а на 3 года. А вот идеи по сокращению проверяющих бизнес инстанций достаточно ценные.

 

Они как и мы наплодили за 20 с лишним лет независимости кучу регулирующих законов и директив, так на них еще свалились, достаточно серьезные, общеевропейские нормы, правила, сертификаты и т.д. Министерство экономики насчитало 63 проверяющие инстанции, однако простое сокращение их числа, что на первый взгляд, было бы логично их не устроило. Они взялись за анализ всех требований к бизнесу, поиск приоритетных среди них и формирование листа опросника для разных категорий бизнеса. К примеру для ресторана опросник состоит из 70 вопросов. Мало того, что опросники доступны в интернете и любой может проверить себя самостоятельно. Однако Гедрюс и его команда решили пойти еще дальше. Они решили эти листы визуализировать и сделать комиксы, чтобы они были предельно понятны для любого бизнесмена, даже владельца продуктовой лавки где-нибудь в деревне. По их мнению в законах не хватает понятности для большинства людей и это создает дополнительное пространство для коррупции и превышения полномочий со стороны государственных чиновников.

Сложность, как мне показалось, в процессе составления этих вопросников была двух планов: это убедить различные ведомства и парламентариев в сокращении самих сфер государственного регулирования и борьба на самом низовом уровне, чтобы инспекторы, которые непосредственно встречаются с бизнесом не давили на него и четко следовали установленным вопросам.

К примеру в сфере общественного питания очень много правил, регулируется все, даже материал из которого должен быть сделан колпак повара. Хотя это меньше всего влияет на качество пищи. Очень правильно в таком случае отметать ненужные требования. Интересен пример Грузии, в которой отменили большую часть требований и сфер госконтроля, и даже упразднили целую пожарную инспекцию, людей умирать от пожаров или пищевых отравлений больше не стало.

С перегибами на уровне инспекторов сложнее, но это решится только эволюционным путем, через "перевоспитание".

Для Казахстана подобная практика, на мой взгляд может быть полезной. Ведь у нас по подсчетам Алматинской ассоциации предпринимателей 106 проверяющих органов, от упразднения большинства из которых, ничего не изменится, только бизнесу станет дышать легче, а там и цены понизятся. Ведь любой разбирающийся в экономике человек знает, что без понижения налогов и давления на бизнес сделать это естественным путем и на долго не возможно.

К концу беседы я выяснил, что Гедрюс ностальгирует по работе в независимом институте и по-прежнему уделяет в своей работе много времени тесному общению с экспертным сообществом. Оно по его мнению играет очень важную роль: делает политику понятнее большему кругу людей, критически подходит ко всему и может уберечь от большинства ошибок, конечно если прислушиваться.

   

Оцените пост

1

Комментарии

0
Всегда необходимо выслушать несколько точек зрения, отличных от собственной,и только потом принимать решение на таком уровне.
Хороший пост)
По поводу проверяющих инстнаций, то у нас они образуют такую бюрократическую машину со строгой иерархией,и,увы,большинство чиновников заинтересованы в существовании такой системы для обеспечения себе сытой жизни.
0
Ну по крайней мере как выясняется, природа бюрократии везде одинаковая!
1
И поэтому наиболее логичным является сведение ее к крайнему минимуму.
0
верно,нужно стараться.
0
интересный материал
Показать комментарии