Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
3
07:06, 14 марта 2012

Духовный мор казахов, Сможет ли Назарбаев стать реформатором казахов

Казахи как нация несколько раз пережили мор, или по монгольско-казахский  -джуд, жуткое явление, когда вымирает масса народов. Последние самые запоминающиеся: Актабан шубырынды 1722 года, когда казахи из-за своего "кай жак", кайжачества потеряло массу народов и Семиречье проиграв Джнугарам. В 20 веке, во времена Советизации или коллективизации, опять произошли голодоморы 1917-1919 гг, и1930-1933 годов. В настоящее время казахи обвиняют русского революционера Ленинца, по национальности еврея Филиппа Голощекина, который руководил Казахстаном с1924-1933 годах, да он виноват как руководитель. Но он оказываеться ни разу не выезжал из столицы, вначале сидел в Кызыл-Орде, а с 1927-1933 годы сидел в Алма-Ате. Раз он сидел в столице, то всю информацию и отчеты представляли сами казахи и здесь действовали по принципу кайжачества, сен кай жак, мен кай жак. Предавали самих себя. Вторым секретарем был И. Курамысов который и вел всю основную работу по раскулачиванию. А на местах местные начальники не то что перегибали а ломали людей. Киргизы самые близкие нам по менталитету за 1926-по 1939 годы увеличились от 14 до 39%, а казахи уменьшились почти вдвое. Люди всегда ищут виноватых, но основная проблема в казахском менталитете "кайжакылык".

Мы стараемся придумать происхождение казахов красивыми легендами, ак каз - белый гусь, кай сак - какой сак. Первоначально правильно было кай сак, а потом  казахи по менталитету стали КАЙ ЖАК-ами. Русские казаки, когда казачили или уходили делали то же самое создавая вольные Сечье. И казахи кайжачили, уходили от узбеков, создавая собственное ханство. Это подробно описал мирза Мухаммад Хайдар Дулати, который в 16 веке подробно описал как казахи снова скайжачили.

Откуда произошло такое выражение или как создавалось менталитет казахов?

Скорее всего, от первого реформатора казахов Чингисхана, который из тюркоязычных саков с Сибири, с нынешней территорий Монголий, по казахский Алтайдын ар жагынан, и тюрков которые жили на территорий нынешнего Казахстана и России создал могущее войско, или великую империю. Когда мы смотрим на нынешнее состояние казахов или татар то видим, как действовал Великий реформатор тюрков, по происхождению монгол, но зять тюрков Конгиратов. По мере завоевания он к местным аборигенам добавлял Заалтайские племена, тем самым упрощая свое правление. В старшем Жузе казахском, Заалтайские только Жалаиры, а многочисленные Уйсун-Канглы, до сих пор должны подчинятся данной традиции, Жалаиры до сих пор имеют привелегию Чингисхана и должны садиться в почетном месте - ТӨР. В среднем Жузе истребив местных Кипчак, добавлены заалтайские Аргын, Найман, Керей, Уак и др. Младший Жуз имеет особое положение, потому что  Аборигенными можно считать Адай-Табын, остальные сложены из воинственных частей всех тюрков. По елтамга, или по тавро видно, что среди младшего Жуза есть представители со всех Жузов и другие тюрки: киргизы, узбеки, туркмены, даже русские в виде толенгитов. Младший Жуз или Младшая орда создавалось чтобы собирать ясаки с Европы. В течение трех сотен лет они собирали ясаки с славянских княжеств, кроме казахов в эту орду входили татары и башкиры, ногайцы и половецко-славянские казаки. Когда русские казаки говорят что они первыми начали казачить это скорее всего правда, половецко-славянское сообщество казаков образовывались в 12-13 веках, а казахи скайжачили в 15-м веке. Почему татар до сих пор преследует пословица: непрошеный гость хуже татарина, потому что их всегда гнали впереди войска, за то что они когда-то насолили Чингисхану их потомки всегда находились на острие историй. Современные татары появились примерно так же как и казахи, Сибирских татар смешали с Повольжскими булгарами. Среди казахов участь татар постигло Керейцев. За то что они дважды предавали Чингисхана их раздробили на части и раскидали в разные Жузы и разные племена. Примечательный пример: Кара керей Кабанбай, считается Найманом.

Вот так сперва создаваясь КАЙ САКАМИ, мы постепенно стали КАЙ ЖАКАМИ. Потому что так было удобно править: Разделяй и властвуй. В течение 800 лет малочисленные монголы рода Торе, правили многочисленными казахами, правда сами постепенно оказачились.

Вторыми реформаторами казахов можно считать потомков Чингисхана из рода Урусидов Жанибека и Керея, которые скайжачили с современными казахскими племенами, отделившись от потомков Узбекхана.

Третьими реформаторами казахов можно считать Советскую власть, когда происходило Советизация, коллективизация и руссификация казахов. Начиная с 1917 года казахами правили в основном инородные. Первым казахом председателем  КиргЦИК был С. Мендешев с1920-1925 гг, затем 1946-1954 гг Ж. Шаяхметов, 1960-1962 и 1964-1986 гг Д.А.Кунаев и последним первым секретарем КазССР был Н.А.Назарбаев. Остальные руководители Казахстана были: 1919-1920 гг - Пестковский С.С., 1925-1933гг Голощекин Ф.И., 1933-1938 гг Л. Мирзоян, 1938-1945 гг Н.А. Скворцов, 1945-1946гг Г.А. Борков, 1954-1955 гг П.К.Пономаренко, 1956-1957гг Л.И.Брежнев, 1956-1957 гг И.Яковлев, 1957-1960гг Н.Беляев, 1962-1964 гг И.Ю.Юсупов, 1986-1989гг Г.В. Колбин.

И Голощекин и Колбин пришли в Казахстан только потому что сами казахи или казахская номенклатура не смогла выбрать лидера. Менталитет Кайжачества брало верх. Даже руссификация не смогла поменять менталитет казахов уже в современном суверенном мире, как делились казахи на племена, так и оно продолжается. Особенно оно заметно в высших кругах.

Мог бы первый пожизненный президент Казахстана стать новым, современным реформатором казахов, да мог бы, у него есть все что необходимо для этого: Безграничная власть, полностью покорный народ и благоприятная ситуация. Только что полученная суверенность дает ему право выбирать национальную идеологию.

Но прошло уже 20 лет, а казахи до сих пор продолжают кайжачить. Мало того, что провалилось идея об единственном государственном языке, президент верить в утопию что когда-нибудь все Казахстанцы заговорят на казахском языке. Или делает вид что это возможно.

Что такое Духовный мор казахов?

Постепенно исчезает само понятия духа казахов, отходя от кочевного образа жизни мы постепенно теряем то что было присуще нашим предкам. Современный городской казах он в большинстве русскоязычный, в Советское время обвиняли русских, а прошло уже 20 лет суверенного существования, а русскоязычные казахи не сдают свои форпосты, не переходят в стан казахоговорящих. Мало того уже новое поколение русскоязычных казахов воспитываються отделенные от духа номадов. Какой может быть дух, если нет языка?

Основная масса казахской элиты, цвет нации: артисты, дипломаты, писатели государственные чиновники до сих пор не владеют государственным языком. Казахстан единственная уникальная страна где более 50% государственных служащих не владеют государственным языком. Их дети обучаются за границей, владеют несколькими иностранными языками, но родной государственый язык для них пустой звук, который не отдает чем-то близким. Даже для молодого поколения Моцарт, Шопен, Чайковский духовно более ближе, чем Таттимбет или Курмангазы. Если бы это были единицы, это было бы небольшой бедой, но когда миллионы городских казахов Духовно обнищали - это уже Джуд, мор.

Как случилось, что казахи сами себя загнали в Духовный голод или джуд, здесь опять всплывает казахский менталитет кай жак. Городские казахи чтобы отличаться от аульных заговорили по русский, без акцента, без апеляционно. Они не хотели выглядеть мамбетами, для них культура означало все европейское, а все казахское для них было мамбетизмом, аулбайством. Для них культ европеизма стало образом жизни, они к сожалению уже не смогут жить по другому. В то же время они помнять свои трайбальные связи, помнят предков, гордятся ими, чтут некоторые традиции.

Если городские казахи тянут к европейской культуре, то национал казахи тянут по пути исламизации казахского языка. Постепенно казахские слова заменяют арабско-персидскими словами, скоро такой казахский язык не то что городские казахи а сами аульные казхи не поймут. Бесконечные переводы в конечном счете привели к абсурду. Весь мир ходит в рестораны и кафе а мы идём в мейрамхана и тойхана. Газеты не покупаем в киосках а в дунгуршеках, дунгур-дунгур.

Вот так казахи и в 21 веке кайжачать, одни тянутся к европейцам, убивая в себе Дух казахский, другие тянут к ас-салафи исламизации языка, превращая язык в дунгур-дунгур. Должна же быть золотая середина, где тот консенсус к которому испокон веков прибегали наши предки.

У мудрых евреев есть два языка: иврит и идиш и много диалектов смотря от места проживания типа ашкенази. Почему и казахам так не поступить пусть будет традиционный казахский язык и интерказахский язык, смесь европейских и казахских слов. Но только не шалаказахский язык.

В чем сила русских, потому что у них нет такого понятия как полурусский язык, или полурусский. Кто бы ни заговорил по русский то он становиться русским. К примеру Вадим Шакшакбаев кто он русский или казах?

По фамилий вроде казах, а по духу русский.

Вот великолепного Винокурова во Франции все считают казахом, а казахи говорят что он шайтан арба минген орыс, то есть русский на чертовой телеге...

Если так сложилось что в Казахстане действуют два языка, то уже пора принимать эту действительность таким каким оно есть. Все Казахстанцы которые имеют гражданства данной республики должны быть казахами. По крайней мере считаться таковыми, во всех демократичных странах так считают своих граждан.

Кого можно было бы назвать настоящим казахом, хапугу акима который говорить по казахский, но бессовестно ворует у того же народа, или журналиста Бендитского который один раскрыл столько коррупционных дел во благо будущего Казахстана? Конечно, беспощадно борющиеся Бендитский более казах, чем бандитские коррупционеры.

В чём сила нации, в единстве. В России в переписи 1987 года всех кто говорил по русский записали русскими, узбеки так же записали казахов и таджиков узбеками. Только для казахов есть понятие шалаказахов.

Не бывает народа типа Казахстанцы, есть казахи: казахоговорящие и русскоговорящие. А если человек хочет подчеркнут свою национальность, то нужно просто привыкать что есть казахский чечен, казахский хохол и др. Вот это должен подчеркнуть господин президент Назарбаев и это будет настоящая современная реформа.

Во-вторых нельзя всех насильственно заставлять заговорить на государственном языке, у народа должен быть выбор. Сперва президент должен заставить своих подчиненных заговорить на двух языках, это его право и он обязан провести данную реформу до конца. Если государственные служащие будут говорить на двух языках, простым смертным легче будет жить в этом пространстве.

Пока государственные чиновники не заговорят на государственном языке и не будет подчеркнуто единство Казахов, нельзя главу государства считать реформатором в национальной идеологии. Да в области экономики он сделал прорыв, там он реформатор, но сделать Казахстанцев единой нацией, у него пока не получилось. А жаль, времени уже утекло много. И времени у него осталось мало...

3
1276
4