"Джон Картер". Первый на старте, последний на финише.

Добрую сотню лет любителей фантастики на страницах книг и на экранах радуют истории Эдгара Райса Берроуза, и вот, компания Disney представила вниманию зрителей многострадальную экранизацию одного...

Добрую сотню лет любителей фантастики на страницах книг и на экранах радуют истории Эдгара Райса Берроуза, и вот, компания Disney представила вниманию зрителей многострадальную экранизацию одного из самых знаменитых произведений писателя.

Берроуз писал небольшие рассказы журнального формата, чтобы свести концы с концами. Литература оказалась настолько интересной читателю, что быстро вошла в разряд классики фантастической прозы. Самыми известными циклами рассказов у автора стали серия о Тарзане и Барсумский цикл, повествующий о похождениях героя Джона Картера на планете Марс. Появление этих произведений и последующее создание повлекло за собой целый ряд заимствований, подражаний и цитирований. В этом как раз и заключается основная проблема "Джона Картера". Если для того, чтобы перенестись на поверхность Барсума (то есть, Марс), Джону Картеру понадобилось мгновение, то к экрану он шел добрых 80 лет. И как раз за эти годы кинематограф успел выжать из произведений Берроуза все соки. Практически вся кинофантастика 50-х, 60-х и 70-х годов впитала в себя весь дух литературного наследия знаменитого писателя, что в принцпе и лишило оригинал всяческих шансов на успешную экранную жизнь.

Взять, к примеру, Джорджа Лукаса и его "Звездные войны". Мужик столько высосал из Джона Картера (и, возможно из других циклов, я не в курсе), что самому Картеру ничего и не осталось. После того, как несколькими поколениями хрителей были отсмотрены "Звездные войны" и куча других фантастико-приключенческих фильмов (или целых серий), воспринимать "Джона Картера" как свежий и оригинальный продукт, уже не получится. Это вторично, пусть и является прародителем всего того, что мы причисляем к жемчужинам фантастики. И создатели должны были понимать, что кинематографическому "Джону Картеру" нужно "перепидарасить самого себя", чтобы вызвать интерес и уважение зрителя.

В общем, кино о Джоне Картере - великом герое Гражданской войны в США, потерявшем семью и разочаровавшемся в жизни. Он скитается по диким краям в поисках сокровищ и всячески избегает конфликтов. Но, случайно оказавшись на планете Марс, он вдруг находит свое призвание, осознает все существующие истины и спасает планету  и ее население от неминуемой гибели. Конечно же, Картер находит новую любовь и обретает новый дом. Таков вот сюжет этого фантастического эпика ценой в $250 000 000

В итоге на экранах та же конфета. Причем, несмотря на то, что завернута она иначе, обертка на ней того же цвета. Тот же внутренний конфликт персонажа, та же незнакомая атмосфера, тот же героический пафос. И все. То есть, ни капли нового нам никто не дал. Ни какого-либо интересного сюжетного твиста, ни свежей визуальной фишки. Тогда что в этом кино должно вдохновить? Вот я и не понял. Такие истории снимаются стабильно раз в один-два года и выходят так же масштабно, как и "Джон Картер". Можно подумать, что я зажрался и пресытился хорошим приключенческим кино, но нужно быть слепым и глухим, чтобы не понять, что каждые один-два года нам показывают один и тот же фильм, только с разными актерами. Как большой и бессмысленный голливудский эксперимент, это, может, и безумно круто, но мы, простые смертные, таких вот игр никогда не поймем.

Другая проблема "Джона Картера" - тотальный мискастинг. Возможно, Линн Коллинз и хорошо смотрелась в роли верной подруги Росомахи, но обоятельной принцессы из нее точно не получилось. Если уже взялись штамповать под копирку, то почему бы не привлечь ту же Джемму Артертон? Понимаю, что многим она может прийтись не по нраву, но и госпожа Коллинз далеко не гений красоты. А Доминик Уэст? Он харизматичен, мужественен, но абсолютно не вписывается в образ безвольного идиота, который уже давным-давно позабыл, к чему весь тот бардак, который он развел. Про актеров озвучки я говорить не буду - голосов их я не слышал, но уверен, что со своей задачей Дефо и Черч справились на отлично. Единственными актерами, которые вписались в кино идеально стали Тэйлор Китч, перекочевавший в "Джона Картера" из того же "Росомахи" и Марк Стронг, который божественен в любом образе.

Не могу сказать, что кино получилось провальным - оно сделано на довольно высоком уровне и по качеству мало чему уступает. Смотреть "Джона Картера" можно с большим удовольствием. Это и высококачественная конвертация в 3D, и фотореалистичное CG. Но не хватает фильму изюминки. Чего-то, что поможет картинке, героям или истории запомниться зрителю надолго. Под зрителем я, конечно, подразумеваю не хардкорных фанатов творений Берроуза, а именно тех, кто с книгами не знаком. Для такого зрителя "Джон Картер" откровением никогда не стнает, а это, мне кажется, большой минус.

В связи с тем, что "Джон Картер" стал кинодебютом режиссера нескольких классных анимационных лент студии Pixar Эндрю Стэнтона, не могу не вспомнить коллегу Стэнтона по анимационному цеху, Брэда Берда. Они оба практически одновременно выстрелили со своими первыми киноработами, и оба располагали многомиллионными бюджетами и поддержкой крупных студий. И если сравнивать оба дебюта, то я отдам предпочтение творению Берда. У него получилось поднять франшизу "Миссия невыполнима" на новый уровень и возродить карьеру Тома Круза. Стэнтон же сделал высококачественную пустышку, которую можно с удовольствием смотреть, но никак нельзя удержать в голове. И это режиссер, снявший потрясающий анимационный фильм "ВАЛЛ-И"? Даже не верится.

Итог:

Как бы я ни ругал "Джона Картера", кино нужно смотреть. Не обязательно в 3D, но обязательно на большом экране. Это будут два часа отличного визуала и захватывающей истории. Но на присутствие в домашней коллекции кино, я считаю, не тянет.

Оцените пост

2

Комментарии

0
"И это режиссер, снявший потрясающий анимационный фильм "ВАЛЛ-И"? Даже не верится" - очень даже верится! Совсем не глупый, а то и умный фильм. Как раз возможно соглашусь с тем, что народ насытился за столько лет. Очень хочется увидеть продолжение, и теплятся надежды, что фильм хотя бы окупится, что, к сожалению вряд ли...
0
Не вижу никакой связи между гениальным анимационным сокровищем и этой вторичной пустышкой. Пугает даже мысль о том, что один и тот же человек причастен к созданию обеих работ. Планка не выдержана ни капли, увы...

А по поводу сборов - другого и не ожидалось. Мертвый маркетинг подвел. Можно сказать, даже убил фильм. Он, бесспорно, достоин хороших сборов, но точно не места в истории.
0
про маркетинг я как раз поделюсь мнением в своем посте, выложу сегодня чуть позже.
0
Приглашаю посетить форум фантастики от литературного журнала "Днипро"
dnipro-ukr.com.ua
Тут Вы можете общаться на любые темы, которые Вас интересуют. А также найти фантастику от современных украинских авторов на любой вкус. Заходите, будем Вам рады!
Показать комментарии