Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
20
01:08, 01 марта 2012

Казахская журналистка по имени #Зухра

Blog post imageРугать отечественные масс-медиа в социальных сетях считается правилом хорошего тона. Журналисты одна из любимых мишеней сетевых интернет-хомячков. Они даже придумали собирательный образ казахского журналиста по имени Зухра. Эта Зухра всюду сует свой нос (без видимого результата), задает политикам и звездам глупые вопросы, но больше всего любит ходить на мероприятия, где вкусно кормят и дарят какие-нибудь подарки. Для Зухры в твиттере создан специальный хештэг, куда всякий может написать какую-нибудь гадость о ней, если захочет.

Весь этот стеб, конечно, небезоснователен, наша журналистика действительно оставляет желать лучшего… Как многое другое, как-то: наше образование, здравоохранение, наука, реклама, шоу-бизнес, таможня, дороги, правоохранительная и судебная системы, парламентаризм, правительство, etc. Да все мы оставляем желать лучшего, чего уж там. Журналистику в этом смысле отличают лишь более сложные условия выживания. Казахстанские СМИ подобны сказочному принцу, которому велели пойти туда не знаю куда, принести то не знаю что. Ничего нельзя, но исполнять задачу все-таки надо.

Куда ни глянь, все у нас или запретная тема или имя, которое нельзя произносить вслух. На днях я разговаривала с журналистом из Уральска, который уволился потому что «все надоело». Последней каплей в чаше его терпения стал невыход репортажа об антисанитарных условиях в городской бане: когда сюжет был уже готов, директору канала позвонил – нет, не агент КНБ или всемогущий представитель Ак Орды – ему позвонил директор бани, и это решило судьбу злополучного репортажа. Что уж говорить о серьезных темах, подлинных расследованиях, качественной публицистике – разве удивительно, что этого у нас просто нет.

Природа не терпит пустоты, поэтому большинство из нас, судя по тому, что пишут в социальных сетях и о чем говорят в барах и кофейнях, давно обосновались и комфортно живут в чужом информационном пространстве. Мы массово потребляем не только импортные йогурты, но и интеллектуальный продукт. Мы смотрим только иностранные программы и фильмы, читаем иностранную литературу и прессу. Это называется внутренней миграцией – физически человек вроде бы все еще в стране, но внутренне он уже ушел. Это один, но не единственный побочный эффект жесткой цензуры.

Вы скажете, что все вышеперечисленное есть также следствие низкого профессионализма - и будете правы. Но профессионализм не появляется там, где люди работают в условиях едва ли не запрета на свою профессию. Попробуйте подготовить доклад о вечной загадке теоремы Ферма, исключив из лексикона все математические термины, формулы, а в придачу пару сотен общеупотребительных слов. Я догадываюсь, что вы попробуете использовать эзопов язык, глубоко спрятанный подтекст, красноречивые недомолвки, и один раз это сработает, ну еще один раз, и еще, – но не более. Потом публике надоест, и вас закидают гнилыми помидорами.

А кому сейчас легко? Да, никому. Но при всем том никто у нас не испытывает такого колоссального сопротивления материала как СМИ. Выдавая концессию на строительство, например, дороги, представитель власти, конечно, потребует откат, но не станет создавать заведомо невыносимые условия для работы, держа в уме такую дорогу, которую все предпочтут объезжать. После каждого пройденного участка, прорабам не будут звонить из профильного министерства с требованием срыть все к чертовой матери.

А пресса работает именно так, и результат соответствующий: намного хуже, чем в России, чуть лучше, чем в Туркменистане. Все логично, такова была задача. А возможно, никакой задачи вовсе нет, возможно, те, от кого в Казахстане зависит существование прессы, просто считают, что эта пресса не есть продукт первой, и даже второй необходимости. Бла-бла-бла, пишут сетевые хомячки. Без этой цивилизационной, и очень европейской надстройки вполне можно прожить – это ведь не пшеница или солярка, и в то же время не роскошное излишество вроде костюма от Бриони, который для наших агашек все равно что хлеб насущный.

Но это только на первый взгляд. На более вдумчивый – понятно, как все взаимосвязано в нашем мире тонкими, но прочными как оптоволоконный кабель, нитями. Стивы Джобсы не рождаются там, где нет движения общественной мысли, где не звучит порой провоцирующее слово Публициста. Юлия Латынина и Валерий Панюшкин делают для своей страны не меньше чем энтузиасты Сколково. Как ни странно звучит, но не будет их статей и не видать России своей силиконовой долины. Расписывать логическую цепочку смерти мира от того что кто-то когда-то наступил на бабочку не буду – умные и так поймут, а на глупых не хочется тратить время. И не приводите в пример Китай – Поднебесная развивается, но не придумывает ничего нового, а только потребляет и воспроизводит изобретения и идеи свободного, западного мира. Китай покупает автомобильные бренды, в то время как для США это уже вчерашний день; там придумывают новые компьютеры с хитроумными чипами и обворожительным дизайном.

У нас же пока нет не только силиконовой долины, но даже мечты о ней, а вместо Латыниной – лишь ненасытная до ивентов Зухра. И эта странная дама будет владеть такими невзыскующими умами и душами, покуда мы не устанем давить бедную бабочку.

20