место в рейтинге
  • 1564245
  • 3618
  • 169
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Лекция в Клубе ИПР "Фотожурналистика. Тенденции и технологии" или как работает репортер Reuters

В Клубе Института политических решений (КИПР) прошла публичная лекция одного из самых известных казахстанских фоторепортеров, сотрудника информационного агентства Reuters Шамиля Жуматова на тему «Фотожурналистика вчера и сегодня: технологии и тенденции».Фотограф рассказал слушателям об особенностях работы в крупном международном новостном агентства, развитии фотожурналистики в связи с появлением новых социальных медиа (ну то есть блогеров и прочих), представил свои снимки и рассказал о работе в горячих точках. Слушать было интересно, особенно когда он рассказывал о своей работе в зоне боевых действий в Афганистане и Ираке и раскрывал некоторые профессиональные секреты своей работы.

По словам Жуматова интернет медиа и блогеры никогда не смогут полностью заменить профессионалов. Допустим такой специфический жанр фотожурналистики, как спортивная фотография. Качественный снимок может получить только человек, владеющий серьезной фото техникой и определенным умением. К тому же тут очень важна оперативность. "Фотографии с футбольного матча должны поступить в редакцию не позже чем через пятнадцать минут после его начала. Если дотянуть до его окончания то они уже будут никому не нужны". К тому же существует проблема достоверности информации. "Трудно соперничать с очевидцами, каких либо событий по оперативности информации. Все равно первыми фотографии разместят те, кто снимали с телефонов. Но они не смогут дать оценку произошедшим событиям". Профессиональный репортаж имеет ценность как раз оценкой событий и достоверностью источников. В агентство Reuters поступают сотни фотографий в день и каждую проверяют на соответствие новости. "Допустим одним из самых популярных видов подлога является хронологический. Кадр, иллюстрирующий какую либо новость на самом деле был снят за долго до него. Мы всегда проверяем дату съемки". Не редки и случаи провокаций посредством фотомонтажа. Репортер добавил, что в их агентстве всегда стараются дать объективную оценку событий, осветить его с разных сторон.

Как сказал Жуматов у работы в международном новостном агентстве есть преимущества по сравнению с региональным. Конечно в плане освещения многих событий в стране региональные "обходят" международное, но те зато отыгрываются на крупных и резонансных новостях. В отличие от того же РИА Новости или КазТага они имеют большую свободу в действиях (например пользуются услугами внештатных репортеров). Зачастую их материал интересен не только региональным, но и международным СМИ. Сфера работы больше. Допустим Шамиль Жуматов будучи репортером Reuters побывал в Афганистане, Ираке, Иране, Саудовской Аравии и множестве других стран. Ему часто приходилось работать с международной командой. Многие его фотографии были многократно проданы различным мировым изданиям, а некоторые даже спустя много лет не теряют свою актуальность.

У агентства Reuters есть четкий список требований к своим фоторепортерам. Снимки не должны проходить обработку в фоторедакторах, нельзя добавлять каких либо улучшений. Не желательны постановочные кадры, но по словам Шамиля Жуматова он и не любит ставить "сцену". Ему интереснее фиксировать все как есть, в естественной среде. Конечно, часто люди при виде его сами начинают "работать на камеру". Плакальщицы добавляют страсти и грусти в свои рыдания, солдаты стараются придать себе бравый вид, а местные жители проявляют иногда даже не свойственное им гостеприимство. Тем не менее в новостном агентстве ценятся именно естественные снимки.

Говоря, о методах работы Жуматов заметил, что они стандартные. "Надо снять ближний и общий план, со среднего и нижнего положения. Все зависит от того как это снимешь Какую композицию и интересное решение подберешь. Тут все ограничивается только фантазией фотографа". По словам Жуматова, когда он готовиться снять, определенный сюжет у него нет четких шаблонов, что именно надо снимать. Он ориентируется уже по ходу событий, находя интересные сюжеты. "Конечно, существуют определенные шаблоны. Допустим, если ты снимаешь выборы, то стоит запечатлеть представителей закона. Если снимаешь в горячей точке то ходовой снимок это солдаты рядом с мирными жителями, особенно детьми. Но очень часто ход событий меняет твои планы и тут важно не растеряться а наблюдать и искать интересный сюжет".

Самой яркой частью лекции пожалуй стала презентация снимков Жуматова и его рассказа об особенностях работы в зоне боевых действий. В последнее профессия военного ко респондента стала опаснее. Много репортеров стало жертвами военных конфликтов. Последний пример французский журналист, погибший в результате взрыва бомбы в Сирии. По словам Жуматова журналисты сейчас все чаще становятся привлекательны как мишени. Их похищают с целью получить выкуп или просто убивают, пытаясь украсть дорогое оборудование. Синяя жилетка с надписью "Пресса" которая раньше выполняла функцию обеспечения безопасности репортера в зоне боевых действий сейчас становиться лишь приманкой для мародеров.

Шамиль Жуматов работал в Афганистане, живя в подразделении морской пехоты США. По закону журналистам позволяют жить и передвигаться вместе с боевыми частями, но при этом ответственность за свое оборудование и безопасность они несут сами. "Мы спасли там же где солдаты, зачастую даже приходилось на голой земле, совершали вместе с ними марш броски и патрулирование территории. Приходилось трудно, но если хочешь снимать боевые действия то надо терпеть". Зачастую во время патрулирования был высокий риск подорваться на мине. Кстати во время одной из своих поездок в Ирак Шамиль работал в специальном отряде саперов. Они выполняли задания по разминированию различных объектов инфраструктуры. По словам репортера это было очень похоже на фильм "Повелитель бури". За это время он успел насмотреться на подрывы различных видов мин и фугасов.

Кстати рассказал Шамиль и об этических моментах работа на войне. Тела убитых снимать им разрешали но с условием что эти снимки не будут опубликованы пока не оповестят родственников погибшего. В список ограничений входит запрет на съемку пленных, линии горизонта в районе военных аэродромов. Также командование не очень одобряло съемку различных необычных армейских обычаев и традиций вроде обмывания званий и подобного.

Лектор рассказал нам об одном случае, когда передвигаясь, с колонной бронемашин на задание одну из них подорвали. Никто не погиб но солдаты находившееся там получили ранения и контузию. Кстати во время этого перегона Жуматову пришлось несколько дней практически жить в машине.

Одной из самых больших опасностей при работе на юге Афганистана являлись даже не пули талибов, а малярия. Приходилось регулярно принимать препараты. "Печень, конечно, мы себе немного посадили, но зато не заразились".

Кстати единственный случай когда жизни фотожурналиста угрожала опасность произошел с ним уже после возвращения из Афганистана. Он получил командировку в Киргизию, где тогда бушевали беспорядки. По словам фотографа там его здорово поколотили и забрали технику и все ценные вещи.

Вот некоторые из тех фотографий, которые Жуматов показывал нам на лекции (найдены на просторах интернета). Привожу их с комментариями автора.

 

Вот кстати робот сапер которого солдаты в шутку окрестили ВАЛЛ-И

Флаги Северного Альянса

Вот на таких мощных машинах передвигаются американские солдаты в Ираке. После первой же череды подрывов традиционных для армии США хаммеров их заменили на более массивные и бронированные машины. Кстати нам даже приходилось спасть под днищем такой.

Взрывы стали привычным зрелищем за время работы с группой саперов.

Вот кстати и костюм взрывотехника. Подобный можно увидеть в фильме "Повелитель бури"

Таким шестом цепляют подозрительные объекты.

Собака тоже хороший помощник в деле поиска мин

Марк Уэббер , специалист армии США из 293 роты , 97-го батальона военной полиции, показывает, афганскому полицейскому, как держать винтовку в местном отделение полиции в городе Кандагар

Во время когда нет боевых действий и солдаты отдыхают на базе фотографу остается снимать повседневную жизнь военных. Например проводимые в частях спортивные соревнования

Наиболее любопытные кадры иногда получаются случайно. Так снимая в составе одного из американских подразделений Шамиль Жуматов запечатлел годовые экзамены в школе мимо которой проходило их подразделение

Этот снимок до сих пор используют в своих публикациях различные мировые издания

Тоже ставший довольно популярным кадр жилета молодого солдата. По словам автора плеер так цепляют на амуницию только новобранцы.

Тоже случайный кадр. Фотограф специально попросил сесть в машину с разбитым стеклом (кстати треснуло оно не от пуль, а от камней мальчишек метающих их в проезжающие мимо машины). Но он не как не мог ожидать что сложиться такая удачная композиция.

Помимо фотографий с военных конфликтов в Ираке и Афганистане фотожурналист показал нам и некоторые другие любопытные снимки

Снимок сделанный во время соревнования по охоте с ловчими птицами в селе близ Алматы.

Беркут напал на журналиста

Жумаров присутствовал на запуске космической ракеты с "Байконура"

Возвращение космонавтов после полугодового пребывания на орбите. Чтобы заснять эти кадры фотографу пришлось несколько часов лететь на вертолете к месту где должна была сесть капсула с космонавтами

 

Фото сделанное во время беспорядков в Киргизии. Лагерь беженцев в селе Ёркишлак, 18 июня 2010.

Подводя итоги лекции Шамиль Жуматов добавил что несмотря ни на что профессионалы будут нужны в фотожурналистике, например для съемок в районах боевых действий. Он привел такое сравнение с кулинарией: "сейчас многие люди умеют готовить. В продаже доступны все продукты но от этого люди не стали меньше ходить в рестораны. Также и профессиональные фотожурналисты будут всегда нужны несмотря на появление новых технологий и развития социальных медиа".

 

По этой ссылке можете сами посмотреть лекцию на видео http://www.ipr.kz/lecture/4/1/66

Антонов Святослав svant
Корреспондент блог-платформы yvision.kz. Журналист и репортер
29 февраля 2012, 2:48
2488

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Отличный пост! Очень интересно, спасибо!
svant
0
0
рад что вам понравилось
Лектор слукавил насчет фоторедакторов. Не бывает фотографии без редактора. Исправить горизонт, откадрировать для получения выразительной композиции, исправить свет и цвет просто необходимо, особенно в репортажке, там где нет времени на подготовку к снимку.
svant
0
0
ну возможно кадрирование и мелкие исправления вносятся. но политика агентства такова, что никаких серьезных исправлений в фотографию вносить нельзя. улучшать качество фотографии тоже не желательно. по словам лектора фотографии ценнее когда они естественны и предоставлены в том виде как сняты
Это и отличает профи от любителя. Все продумывается в долисекунды и снимается сразу хорошо. кадрирование возможно, но линия горизонта - такую ошибку редко делают профи.
Ну ну... некогда думать, особенно в динамике. Не случайно Шамиль упомянул необходимость дорогой профессиональной аппаратуры. Что она делает в первую очередь? Правильно - стреляет очередями без перебоев (переполнения буфера). Потом из серии отбирается лучшее (для спорта практически всегда). Что делает дорогая оптика? Правильно - не теряет светосилу на всем диапазоне фокусных и часто имеет стабилизатор. Потому что порой некогда думать и композировать.
Поэтому не бывает снимков без редактора.
Композиция додумывается спокойно за компом и отрезается лишнее. Практически всегда. Свет (экспозиция) часто нуждаются в правке. Не бывает готовых фото сразу из камеры на стол в агентство.
Выбор оптики это уже кадрирование до кадрирования.
Стрельба очередями это и есть выстраивание композиции где недостаток времени на выстраивание компенсируется количеством, "в этом смысле пулеметчик от снайпера не сильно отличаются".
Большинство фотографов например агентства Магнум ничего не кадрировали (отсюда и "фирменная" черная рамка негатива) и были сами себе редакторами или же тесно с ними работали.
Сегодня - поймал кадры, сдал оптом и в розницу, что там дальше все равно.
Не путайте, стрельба очередями это не лейка с которой поливают как из ведра! Человек осознанно выставляет композицию, набросок, очередь дает возможность словить лучшую эмоцию, либо когда происходит событие, лучшее расположение объектов. Но никак он не поливает на абум: будь что будет - это глупо!
Как вы можете выстроить композицию при съемке футбола уличного боя или многотысячного митинга?
Никак, вы можете только выбрать место съемки, в лучшем случае еще и ракурс, а дальше ловите момент- то есть поливаете на "абум", скорострельность в большинстве случаев дает поймать "удачу за хвост". Осознанность заключается в сведении случайности к минимуму а контроля за ней к максимуму.
100% контроль может быть у вас в студии при съемке натюрморта и лишь в том случае если будет электричество а то бывают внезапные отключения :)
Я бы добавил что в репортажной (экстремальной) съемке не фотограф контролирует композицию а композиция фотографа :)
Хоть один поддержал. Спасибо! :)
Цифровой фотограф без фотошопа, это как раньше пленочный без красной комнаты. Это необходимый рабочий инструмент фотографа и репортажника в том числе.
Вот так и ходят мифы о безредакторной работе. ))))
В серьезной репортажной работе шоп запрещен, ничего менять нельзя, работа редактора в "кадрировании смыслов" в определении контекста в котором будет опубликован снимок но именно это как раз и обессмысливает фотографию как правдивое свидетельство...
Я вот вижу в этой подборке кучу кропов. Кадрирование не обессмысливание, а скорее наоборот.
под " кадрированием смыслов" я имел ввиду не кадрирование фотографии как таковое а то что редактор отбирает из скажем 20 снимков три по его мнению подходящих для иллюстраций но не всегда этот выбор адекватен поскольку во первых не всегда учитывается мнение самого фотографа.
Во вторых как правило требуется фотография к тексту а не текст к фотографии а это значит что из 10 обязательных снимков напечатают только 3 а остальное типа "расскажет" текст...
Самое смешное что нет "естественных" фотографий кроме любительских случайных.
1. Профи как бы "случайно" оказывается в нужном месте
2. Профи ловит (кадрирует) нужный ему момент
3. Выбирается ракурс и параметры.
Профессиональный снимок - НЕестественный снимок, им за это собственно деньги платят.
А по поводу сравнения профи с рестораном а социальной фотографии с домашним приготовлением- некорректно поскольку цели разные.
Рестораны кормят массу и хотят как правило больше клиентов. Домашняя кухня "бабушкины пироги и мамин суп" дело сугубо личное..
Фотожурналиста сегодня это "ничего личного только бизнес" все бы ничего да только слишком много спекуляций в этом бизнесе.. Спекуляций на крови и трагедии.
Попробуйте "выиграть" world press photo без отрубленной головы убитого младенца или горящего танка.
Фотожурнализм циничен как и хирург но хирург спасает жизни а что делает фотокор??
svant
0
0
Фотокор показывает нам мир каким он есть. Заставляет как раз задуматься над сутью войн, социальных беспорядков и трагедий. Возможно увидев такие снимки некоторые люди подумают о том стоит ли воевать или затевать революции? Фотожурналистика помогает нам лучше понять что происходит в мире. Конечно профессия циничная, но даже у них есть свои негласные законы и вещи которые не принято снимать
Раньше так и было, снимали потому что искали правду, снимали потому что думали что могут остановить войны и конфликты, и кстати благодаря СМИ война во Вьетнаме завершилась на много раньше..
Главная Проблема в том что сегодня снимают совсем по другим причинам
Снимают - потиму что нужны " туристические виды войны"
Снимают потому что нужна событийность(контент) как главное условие медиа пространства.
Снимают потому что надо оправдать войну или надо начать войну.
Снимают потому что за СМИ пока остается "Официальное право на показ Правды" а это значит этим правом естественно будут пользоваться для манипуляций.
Фоткор сегодня это солдат удачи (во всех смыслах - удачный снимок) на службе у медиа корпораций.
Снимок или видео в СМИ сегодня это не столько правда сколько знак медиаСОБЫТИЯ.
Но нет правил без исключения
Как то пафосно вы сказали...
Отличный пост, спасибо! Пользуясь случаем, здесь видео лекции www.ipr.kz первая часть уже есть, заливаем на киви остальное..
svant
0
0
рад что понравилось. спасибо за ссылку
И если уж в меру попривередничать, то где-то проскользнуло Жумотов, роботы (работы), еще что-то.. Лично мне непринципиально, но, думаю, фамилию можно исправить, спасибо ;)
svant
0
0
фамилию и все ошибки которые смог найти исправил. спасибо за то, что заметили
Вот Очень хорошее видео!! с конференции в тему вчерашней лекции ( английском но все понятно, там целая серия выступлений с конференции- what is next)
www.youtube.com
Про нас (VoxPopuli) сказал чего-нибудь?
svant
0
0
хвалил) сказал что у вас зачастую получается сделать то, что не выходит у серьезных новостных агентств. сказал что много интересных репортажей, особенно ему про Арал понравился. в общем привел как пример профессионализма и интересного подхода к фотожурналистике. кстати есть для вас идея нового репортажа. можете сделать подборку фотографий с заседаний Клуба ИПР (насколько знаю там на лекции кто,то от вас присутствовал). тема по моему достаточно интересная)
Отец - молодец, я не перестаю удивляться, насколько талантливыми бывают люди. Талантливыми и увлеченными своей работой. Спасибо за текст, горжусь!
svant
0
0
особенно рад вашему одобрению. наверное интересно иметь такого отца
очень переживаешь, особенно когда в горячих точках. :)
могу себе представить. мне искренне нравятся работы вашего отца. настоящий профессионал. темой фотожурналистики интересуюсь и после лекции Жуматов стал одним из тех на кого хотелось бы равняться. кстати очень хорошо и увлекательно он рассказывать умеет)
Вы знаете, он - философ, говорить о чем то, что ему близко и важно может часами. Мне очень приятно, что отец оказывает такое положительное влияние! Очень - очень рада! :) Надеюсь увидеть ваши работы!
Комментарий удалён автором поста.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Юрист, пришедший в школу учителем по зову души, о главной проблеме системы образования

Юрист, пришедший в школу учителем по зову души, о главной проблеме системы образования

Алматинский учитель поставил диагноз системе, частью которой является образование. Будучи успешным юристом, имевший степень МВА, он вдруг развернул траекторию своей карьеры, став обычным учителем.
Zhumanova
22 сент. 2017 / 16:26
  • 9676
  • 17
«Это будут твои большие похороны». Гуф высказался о Скриптоните и Басте

«Это будут твои большие похороны». Гуф высказался о Скриптоните и Басте

Досталось и Скриптониту, который ранее опубликовал запись, о том, что больше не будет сниматься в клипе Гуфа и Тимати. "Я тебя ни о чем больше не попрошу, казах ты мой дорогой" - высказался рэпер.
tala03
21 сент. 2017 / 15:48
  • 4313
  • 12
«Честный взгляд» госслужащего: «Знала бы, что ты такой гнилой, я бы тебя не брала»

«Честный взгляд» госслужащего: «Знала бы, что ты такой гнилой, я бы тебя не брала»

Мы не такие блатные. Да, нас унижают руководители, возомнившие себя ханами, часто наши права не реализуются в должной мере. И я всегда задавался, почему на самом деле нет нормальных условий и льгот...
WriterKz
23 сент. 2017 / 0:41
Почему депутат Божко хочет ограничить приток сельской молодёжи в города?

Почему депутат Божко хочет ограничить приток сельской молодёжи в города?

Вице-спикер Мажилиса Владимир Божко остановился на некоторых деталях известного конфликта в Астане возле строящегося «Абу Даби Плаза», затронув проблему «многочисленной сельской молодёжи»...
openqazaqstan
19 сент. 2017 / 13:16
  • 2901
  • 64
Путешественник был шокирован полицейским беспределом в Казахстане

Путешественник был шокирован полицейским беспределом в Казахстане

Полицейский беспредел в Казахстане осудил российский блогер и путешественник Евгений Золотухин. На своей странице он рассказал, как встретился с казахстанскими полицейскими, и как они оставили не...
tala03
18 сент. 2017 / 16:58
  • 2071
  • 13
Астана перестает быть городом-музеем, или Почему я хотел бы жить в столице

Астана перестает быть городом-музеем, или Почему я хотел бы жить в столице

Наш главный город страны стал избавляться от уже вполне неуместных моветонных клише, которые громоздились над ней, как черное облако над Мордором.
tentser
22 сент. 2017 / 21:04
  • 1948
  • 72
Сеульское метро: инструкция по применению. «Остерегайтесь колясок и пожилых людей»

Сеульское метро: инструкция по применению. «Остерегайтесь колясок и пожилых людей»

Корейское метро полностью автоматизировано: здесь пользуются карточками TMoney, баланс на которых можно постоянно пополнять. Этими же картами можно расплачиваться в магазинах и столовых.
daminaishappy
18 сент. 2017 / 21:56
  • 1694
  • 4
Оправдан ли резонанс в среде киноманов? Скромное мнение о фильме «Оно»

Оправдан ли резонанс в среде киноманов? Скромное мнение о фильме «Оно»

"Оно" - восторженные отзывы, сборы, оправдавшие бюджет в пять раз, высокие оценки, и все это, лишь за 10 дней после старта в мировом прокате.
blogfreez
18 сент. 2017 / 17:07
  • 1751
  • 11
Дагестанские «миротворцы» борются за справедливость в Мьянме на улицах Москвы

Дагестанские «миротворцы» борются за справедливость в Мьянме на улицах Москвы

Парней начали осуждать за поступок в социальных сетях. Популярные группы Кавказа назвали выходку парней дикой, и пояснили, что они позорят нацию и религию.
tala03
20 сент. 2017 / 16:42
  • 1596
  • 40