место в рейтинге
  • 139224
  • 275
  • 91
Нравится блог?
Подписывайтесь!

«Сердце мое, Астана»

Наконец, у нас появился качественный имиджевый казахстанский кинопродукт. И название, и содержание фильма соответствует поставленным задачам – показать современную страну, с красивой столицей, с потрясающе красивыми - и внешне, и духовно – молодыми людьми. Где-то это мечта, где-то правда, но в целом – и картинка, и слоганы как в рекламе: «Казахстан», «Право на счастье», «Вера в чудеса», «Столица», «Молодые люди», «Неограниченные возможности» и т.д. Слоганы, правда, присутствуют только на рекламном диске, но  узнаваемы они и в самом фильме.

Фильм состоит из  десяти новелл, продолжительность каждой по 10 минут. Продюсер фильма – Егор Михалков-Кончаловский, главные творцы – девять молодых казахстанских режиссера плюс сам Егор Кончаловский. Самые сильные новеллы – первая и последняя (десятая).

Первая – «Часы» реж. Алексея Голубева, завязана на истории. Простое драматургическое решение: два названных брата – казах и русский – разлученные войной, встречаются уже стариками в Астане, и узнают друг друга, потому что когда-то мать подарила им одинаковые часы. В десятиминутной короткометражке не может быть сложного сценарного решения, все должно быть просто. И здесь срабатывают именно рекламные ходы: была голая степь – вырос большой город, был город - место ссылки – стал столицей новой страны, и главная тема – дружба народов - решена чисто, просто, эмоционально и убедительно. Понятно, что опять-таки, как в хорошей рекламе, достигается это высококачественным изображением, хорошей актерской игрой, классной музыкой и динамичным монтажем. Первая новелла делает главное – она располагает зрителей и фильм хочется смотреть дальше.

Все новеллы так подробно пересказывать не буду. Скажу одно – единая съемочная группа и продюсер-режиссер придали фильму цельность и обеспечили общий хороший профессиональный уровень. Какие-то новеллы могут нравиться, какие-то нет, но в целом видно, что проделана огромная работа, прежде всего на уровне идеи. А идея была показать современный космополитичный открытый город.

Я даже вздрогнула, когда в  новелле «Завещание» Фархада Шарипова стюардесса произнесла: «Наш самолет выполняет рейс «Нью-Йорк - Астана». «Нет же такого рейса», - подумала я, - «Пока нет». А в новелле «Он-лайн» Айдара Баталова и Алексея Голубева вообще Астана показана в параллель с Нью-Йорком. И дело не в том, что сопоставимы эти города или нет, однако все, как известно, происходит в нашем мозгу. Если авторы посчитали, что их можно сопоставить, значит, так тому и быть. Но это, действительно, круто, когда Бруклинский мост ставится в параллель с мостом над Ишимом. А главное выбор герои делают все-таки в сторону Астаны. И дело тут ни в каком-то искусственном патриотизме. В реальной жизни масса наших ребят, проучившихся за рубежом, возвращается домой с желанием быть полезными обществу и преобразить нашу страну.

Космополитичный контекст присутствует и в новелле «Легионер» Рустема Абдрашева. У успешного хоккеиста-легионера, который по происхождения наполовину казах, наполовину канадский француз, заканчивается казахстанский контракт, и он должен уехать. Он надеется, что его любимая девушка-казашка уедет вместе с ним, но она не согласна уезжать, и, в конце концов, остается он. Вы скажите – «Это из области фантастики». Возможно, а вы знаете иные методы формирования патриотизма?

Вообще надо сказать, что имидж современного молодого казахстанца в 1990-е годы сформировала именно реклама. Помните ролики «Казкоммерцбанка», «Астана-моторс» и т.д. – молодой, хорошо зарабатывающий парень, который ездит на машине, красивая, умная девушка, которая рядом с ним. Прошло десять лет, и во многом реклама стала реальностью. Как много споров и разговоров было вокруг фильма «Степной экспресс» - о том, что девушку-казашку увозит француз и т.д. И вот новелла, в которой парень-француз остается из-за девушки-казашки. Конечно, фильм о любви, но не только о ней…

На пресс-конференции Егор Кончаловский сказал: «Жанр фильма – романтическая мелодрама. Астана - город, в котором живут в основном молодые люди, которые, естественно, влюбляются и любят».  Из десяти новелл шесть о влюбленных парах – «Дарина» Джулии Гани, «Сюрприз» Эли Гильман, «Сердце» Сергея Дебижева, «Квест» Жасулана Пошанова и уже упомянутые «Он-лайн» и «Легионер».  Можно сказать, что и новелла Егора Кончаловского «Бека» тоже о любви,  только «влюбленные» - маленькие дети. Какие-то истории рассказаны лучше, какие-то хуже, но в целом создана целая галерея образов – от детей до стариков.

Стильной получилась новелла «Дарина» Джулии Гани, которая напомнила одну из трех новелл в фильме «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту тем, что главная героиня, как и в американском фильме – глухонемая, но обучившаяся говорить. То есть это новелла не столько о любви, сколько об одиночестве. В новаелле звездный состав – Бибигуль Суиншалина, Санжар Мадиев.

Но все же больше всего мне понравилась новелла «Наргиз» Рашида Сулейменова. Не случайно она поставлена в конец, как самая ударная. Очень сложно, рассказывая такую ура-патриотическую историю, и не скатиться в дидактику. Но на это и есть мастерство режиссера. Видимо, здесь сказывается опыт клипмейкера – делать все коротко и точно. Девочка лет двенадцати, которую зовут Наргиз. получает приглашение поехать в Астану, потому что она стала победительницей в конкурсе на лучшее стихотворение. Отец не отпускает ее из аула, не только потому что Астана далеко, но, будучи оралманом, он считает, что не дело девочки думать о карьере поэта. Но тут он видит по телевизору как Президент страны по телевизору зачитывает стихи Наргиз. После этого отец меняет свое решение. Последний кадр – быстро едущий комбайн с Наргиз, которым она сама научилась управлять. Она едет сначала на железнодорожную станцию, а потом в Астану. Что понравилось в этой новелле?

- Умение работать с визуальными кодами: комбайн-целина-новое поколение.

- Отлично подобранные актеры – Алдабек Шалбаев, Ерболат Оспанкулов, да и сама девочка – Жанель Аликова – играют просто потрясающие.

Это одна из немногих новелл, снятых на казахском языке, поэтому совершенно иначе звучат стихи, и смысл их считывается иначе.

И потом, именно в этой новелле удалось передать удивительную энергетику созидания казахского народа, и девочка смотрится не просто как девочка, а как будущее нации. В этом плане первая и последняя новелла кольцуют весь фильм – прошлое, настоящее и будущее.

Если из десяти новелл пять, то есть половина, удались, а остальные – не раздражают, это очень хороший результат. В таких сборниках никогда не бывает так, чтобы все новеллы были блестящими. И все же главное достижение фильма, что здесь показан другой Казахстан – современный, модный, вписанный в мировой контекст. И такие фильмы нужны.

Особенно я ощутила это после того, как в Берлине посмотрела немецко-российский фильм «Байконур» Файта Хельмера. Вот уж где все наоборот – казахи не современные, не образованные, не космополитичные, а грязные, немытые и отсталые от цивилизации. Но это уже тема отдельного разговора.

   

Гульнара Абикеева gulnaracinema
Ведущий киновед и кинокритик Казахстана.
27 февраля 2012, 0:53
23789

Загрузка...
Loading...

Комментарии

azamat
0
0
Интересно.. А где можно их посмотреть в онлайне ?
в онлайне нигде нельзя. В прокат фильм выходит 8 марта
Широкий прокат начнется 8 марта, 6-го и 7-го пройдут премьеры
Я вот что подумал, смотрю с племяшками телеканал Николодеон и вижу, ой как далеко нашим каз. фильмам до этих детских фильмов на Николодеон! И по сюжету и по актерам и по динамике и вообще по всем параметрам! А работа сценаристов а? Шедевр!!! Маленькие дети (точнее подростки) играют так, как не сможет сыграть не один казахстанский актер! ИМХО пока не будет нормальных сценаристов, наше кино будет таким же тупым как и сценарии мной прочитанных короткометражек из проекта «Сердце мое, Астана»!
Полностью солидарен с вами на счет положения казахстанского ..кхе-кхе.. "кина". А так называемый "качественный имиджевый казахстанский кинопродукт", еще со времен выхода "Париж, я люблю тебя", был лишь вопросом времени. Оставалось угадывать кол-во режиссеров и "новелл" в казахстанском варианте. Убивает, что лишь с грустью и досадой смотрю на новости нашего кинематографа. Когда все это кончится????
decan
0
0
Это что-то типа «Нью-Йорк, я люблю тебя»?
есть еще, Бишкек, я люблю тебя!
Зря Вы так! Дескать наши кинематографы далеки от того же Николодиуна. Да и что? Одна серия на николодиуне обходится в круглую копейку. Что Вы думаете за день можно все построить? Наличие кино индустрии в стране уже о многом говорит, например о том, что рынок созрел смотреть отечественное кино и о том, что деньги есть не только на еду крышу над головой но и на пустые инвестиции в кино! Конечно шлака в нашем кино много но ведь это только начало. Главное не пытаться провести параллели с Голливудом. Да у них все на высоте (хотя по последнему фильму Адама Сендлера так не скажешь) но мы должны упорно работать и двигаться в верном направлении. Я не смотрел много наших фильмов и понимаю что качество не на высоте но я не смотрел только из за отсутствия времени а так с удовольствием бы глянул. Возьмем к примеру фильм Ликвидатор или Рэкетир критики прошлись по этим фильмам но лично мне понравились. Сказ о Розовом зайце я не смог досмотреть потому что не мой жанр но качество съемок несравнимо лучше подобных фильмов скажем Болливуда и России.
согласен с вами, Астана не сразу построилась...вообщем сотрим кзд фильмы, так чтобы был финансовый вклад
И далеко так дело пойдет, когда себе такие цели ставить? "Зачем себя с кем то сравнивать, пускай говно, зато лучше чем индийские и российские фильмы?" - это вы так стремитесь к совершенству?? С такой коррумпированной системой правления и таким подходом к достижениям - идеал развития третьесортного кинематографа.
Буквально пару дней назад, здесь же читал пост о этом фильме. Правда был он с более отрицательной характеристикой о фильме. Если честно, не особо верится что фильм получился хорошим. Но надеюсь получится сходить на него в кино. будет плохим - уйду сразу, хорошим - досмотрю.
Daneka
1
0
Спасибо за такую статью, Гульнара! Верю в светлое будущее Казахстана! Мы идем туда, может и медленно =))))
Arren
0
0
Всем здравствуйте, как говорит Павел Алексеевич Воля! Ребят, с сожалением отмечаю, наблюдая за казахстанским кинематографом,
что он исчез в конце девяностых...
Наверное
одним из последних был фильм " Кайрат" (кто видел, респект), а вспомните "Балкон" , это же ностальгическая классика...
А вот с приходом двухтысячных начинается эра зомбирующе-смотрибельного... даже не знаю, как выразиться, но ЭТО уже не кино и
называть его так, кощунство! Россия, буквально лепит, каждый день ЭТО, но и создает, несколько настоящих кинокартин.
У Нас же попросту всё идет под копирку, как можно копировать и потом называть себя деятелем искусств?
Ребята с российского КВН-а, придумали ''Наша Russia, ну и Мы конечно не будем отставать... много ксерокса,
немного своей фантазии и вуаля, встречайте наш супер проект ( даже название слизнули, фантазии не хватило...)
Наша Казаша! Вообщем трепаться можно долго, но что, хочу сказать, сейчас идёт эра халявничества, есть бабки,
быстренько слепили( как в колбасном цеху((( )много потратили на маркетинг, почти пол-бюджета тратят на маркетинг, в искусстве сейчас большой частью правления балом рулят бабки и их хозяева -Агашки,
(кстати, не удивлюсь, если появится новый блокбастер "Наша Агаша").
Ермек Турсунов, пока один, кто идёт по своему пути, настоящего исскуства ...
Что касается творения «Сердце мое, Астана», ребята, это чисто маркетинговый проект с соблюдением ноток сладкого патриотизма,
что думаете Егор Кончаловский обожает Казахстан из-а своих корней..?
Короче бабло рулит, кино в стороне, и почему именно Астана?
Вообще-то самый романтичный и исторически многогранно-интересна, конечно, Алмата!
Вообщем по-моему мнению пока Казахстанское Кино, это, два таких несоответствующих слова,
как греческий Роллекс или немецкий плов.
P.S. Приношу свои извинения, если кого-то или что-то оскорбил,
или с точки зрения грамматики, был неграмотен, ещё раз напоминаю ЭТО ТОЛЬКО МОЁ МНЕНИЕ.

MisterM, ЭТО не кончится никогда.
Верю с сожалением. Кинематограф, как и страна в ЖОПЕ!!!!

Уважаемая, Вы не пытались подсчитать, сколько раз за жизнь Вы произносили фразу "Наконец, у нас появился качественный имиджевый казахстанский кинопродукт"?

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Казком берет комиссии за оплаты по карте. Почему на это закрывают глаза Visa и MasterCard?!

Казком берет комиссии за оплаты по карте. Почему на это закрывают глаза Visa и MasterCard?!

Покупаешь в супермаркете продукты на 5000 тенге и банк забирает себе еще 30-50 тенге. То есть, продукты обошлись уже не в 5000, а в 5050 тенге.
ValentinaVladimirska
25 мая 2017 / 22:56
  • 11583
  • 24
Узаконенное варварство в стране, принимающей «EPXO». Еще далеко нам до «топ-30 развитых стран»

Узаконенное варварство в стране, принимающей «EPXO». Еще далеко нам до «топ-30 развитых стран»

В продвинутых государствах едва ли поймут, почему в столь развитом, успешном и преуспевающем Казахстане от имени и по заданию властей творятся такие зверства над животными.
openqazaqstan
24 мая 2017 / 12:12
  • 10456
  • 102
Поддержим пенсией жиреющие банки! На что казахстанцам разрешат досрочно тратить свои накопления в ЕНПФ

Поддержим пенсией жиреющие банки! На что казахстанцам разрешат досрочно тратить свои накопления в ЕНПФ

Со стороны ЕНПФ в очередной раз прозвучало крайне неоднозначное заявление, от которого, на наш взгляд, лучше было бы воздержаться.
openqazaqstan
23 мая 2017 / 11:08
  • 9527
  • 32
Вырубка деревьев в Алматы под БРТ. Проект уже нанес городу экологический ущерб

Вырубка деревьев в Алматы под БРТ. Проект уже нанес городу экологический ущерб

Как ранее уже сообщалось из-за строительства БРТ в Алматы пострадают значительное количество деревьев. На прошлой неделе вырублены первые вязы и клён, - под расширение проезжей части на улице...
SKYFALL
24 мая 2017 / 17:20
  • 8204
  • 12
Системная коррупция стала главной угрозой для Казахстана. У нас воруют миллиардами

Системная коррупция стала главной угрозой для Казахстана. У нас воруют миллиардами

Коррупционные отношения вышли на такой уровень, что они уже начинают дискредитировать всю систему управления.
openqazaqstan
26 мая 2017 / 13:45
  • 7500
  • 32
Что бы ни сделал пешеход – все равно водитель сядет

Что бы ни сделал пешеход – все равно водитель сядет

Вопрос о равной ответственности водителя и пешехода при наезде на последних, только-только начинают обдумывать в высоких кабинетах. Но, пока государственные головы думают, водители продолжают...
Mirogloff
22 мая 2017 / 23:29
  • 4978
  • 32
Пока полицейские будут прощать, им будут бить и по чести, и по лицу

Пока полицейские будут прощать, им будут бить и по чести, и по лицу

Судья Алмалинского районного суда Куаныш Арипов ломает стереотипы отношения граждан к представителям Фемиды. Напавшему на полицейского экс-сотруднику алматинского акимата он назначил наказание выше...
Mirogloff
24 мая 2017 / 16:41
  • 3723
  • 9
Да-да, я знаю, пора выходить замуж. Есть ли у меня еще время и, пожалуйста, уточните сколько?

Да-да, я знаю, пора выходить замуж. Есть ли у меня еще время и, пожалуйста, уточните сколько?

Итак давайте сразу начистоту. Мне 29. Не замужем, никогда не была, детей нет. В душе я совсем не чувствую этот возраст. Каждый раз когда задумываюсь об этом больше чем на 3 минуты, меня накрывает...
user2017
23 мая 2017 / 10:57
Аблязов загробным голосом декларирует «ДВК-2». Монолог обиженного человека

Аблязов загробным голосом декларирует «ДВК-2». Монолог обиженного человека

Последний монолог Аблязова о «продолжении борьбы с режимом» и «ДВК-2», при всём желании, не выглядел как какой-то политический манифест.
openqazaqstan
25 мая 2017 / 13:53
  • 3013
  • 62