Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
13:23, 24 февраля 2012

Люди в воскресенье / Menschen am Sonntag / People on Sunday (1930)

Я не знаю, успешным ли для наших кинопрокатчиков оказался фильм «Артист», но кинозрителям, судя по отзывам на соответствующих сайтах, понравилось. Вероятно, некоторые зрители даже захотят посмотреть другие, старые киноленты, которыми, по слухам, вдохновлялся Блаблаблавичус — и многие будут разочарованы, как были разочарованы те, кто под впечатлением от «Города грехов» решил посмотреть «ещё нуар». В любом случае, пока чёрно-белое немое кино — какой-никакой «тренд», и надо побыстрее посоветовать вам какое-нибудь хорошее кинцо. Как насчёт «Людей в воскресенье»?

Хорошо порекомендовать «Людей в воскресенье» можно было бы, рассказав о том, как фильм повлиял на самые разные течения, школы и направления кинематографа, от неореализма и французской новой волны до триеровой догмы-сколько-то-там. К сожалению, это не совсем так: авторы «Людей» просто сделали всё это на n лет раньше. Потом о фильме забыли, не успев как следует вдохновиться. Лишь недавно у зрителя появилась возможность, которой не было у Трюффо и Росселини — и ей грех не воспользоваться.

Тем более, что «Люди в воскресенье» не просто старое, скучное кино из разряда «1001 фильм, которые вам надо посмотреть, чтобы казаться умнее, чем вы есть на самом деле». Это красивый, интересный, добрый, тёплый, познавательный, ироничный и вдохновляющий фильм, которому ни за что не дашь его лет — он и сейчас смотрится современно и свежо.

Сюжет ленты взят прямиком из жизни и поэтому прост и прекрасен — солнечный берлинский уикенд; город, озеро, пляж, лес; два друга, две подруги; простые радости и сиюминутные горести обыкновенных молодых людей без доступа к интернету. Авторам удалось такой простой и, казалось бы, незахватывающий сюжет — поплавали-погуляли, поссорились-помирились, упали в траву-поднялись с травы, вернулись-расстались и т.д. — превратить в увлекательное, трогательное и, признаться, несколько вуайеристическое зрелище. В этом велика заслуга оператора — камера словно следит за героями глазами разных наблюдателей и, кажется, сообщает нам то мудрую иронию пожилого человека, то подмигивающее одобрение сверстника.

Исполнителей заглавных ролей трудно назвать актёрами: торговый агент, таксист, фотомодель и девушка без определённого рода занятий по-современному убедительно сыграли самих себя и навсегда исчезли из поля зрения киноисториков; продавщице грампластинок посчастливилось на восьмом десятке дать интервью.

В главной роли же засветился город Берлин — документальные съёмки занимают значительную часть картины — и, вероятно, это лучшая его роль в кино. Горожане волшебны - и я говорю не только о колоритных персонажах, умело выхваченных то тут, то там ироничной камерой Ойгена Шюффтана: усатых ветеранах, веселящихся студентах или чудесном пожилом господине, растерявшемся среди помпезных имперских статуй. На самых обыкновенных, “проходных” планах хочется нажать на паузу и разглядывать людские лица. Впрочем, посредством чёрно-белой картинки, пыли и царапин подобного эффекта, наверно, можно добиться, используя даже карагандинцев или астанчан.

Но только берлинцы способны добавить к этой симфонии радости и хорошего настроения горькую, щемящую нотку. Эти довольные, прекрасные, милые люди, кажется, совершенно не ведают не только о грядущей трагедии (хотя в этом, конечно, нет ничего удивительного), но даже о её причинах и предпосылках, любезно поведанных потомкам учебником истории зарубежных стран.

Через несколько лет пятеро молодых людей, снявших ленту (а это никто иные, как — внимание! — Билли Вильдер, Эдгар Ульмер, Курт и Роберт Сьодмаки, и Ойген Шюффтан), по понятным причинам оказались по другую сторону океана, в Голливуде. Что сталось через несколько лет с героями фильма, по понятным причинам не хочется даже представлять.

Как вы уже поняли, фильм — немой.

Если вы не испугались слов «фильм — немой», вот вам совет от одного пользователя imdb. Если музыка, сопровождающая фильм, начнёт вам надоедать или сразу не понравится, поменяйте её ( вот, кстати, одно из самых прекрасных и неповторимых качеств немого кино) на что-нибудь сентиментально-ностальгическое, вроде Марлен Дитрих — получите незабываемые впечатления. Я пересматривал «Людей в воскресенье» под сборник старого французского шансона и, удивительное дело — меланхолические сцены фильма так же хорошо сочетались с весёлыми песнями, как смешные сцены — с печальными песнями. Чем не признак шедевра?

КОНЕЦ

0
330
0