После выхода пьесы «Свадьба Кречинского» Александра Сухово-Кобылина прошло уже около 150 лет. За это время мир, казалось, стал совсем другим. Пережил две мировые войны, становление новых экономических систем, компьютерный и информационный бум. Да и сама Россия, на первый взгляд, стала совсем другой, кардинально перекроив ход своей истории.
А жизнь обычного человека осталось такой же – игрой нескольких актеров. И это делает постановку «Игра» в ТЮЗе им. Натальи Сац сегодня еще более актуальной.
Вчера мне удалось побывать в театре. Последний раз это было еще в школе, в классе десятом. Но этот вечер был особенным, потому что впервые в жизни мне удалось пообщаться с актерами после спектакля, узнать, что они ощущают, чувствуют и насколько «сложно» вживаться в роль.
«Игру», мастерски поставленную таджикским режиссером Султоном Усмоновым, можно воспринимать по-разному. Для кого-то это просто история одного мошенника, разбивающего женские сердца и пытающегося сорвать куш в азартных играх.
Для кого-то это история любви и затуманенного сердца молодой девушки, напоминающей нам о том, в какой опасности может оказаться влюбленная без памяти.
А может эта история «ничтожного» человека в лице Расплюева, эдакой маленькой собачки, главная цель которой выжить в этом безумном мире.
Однако все они носят «маски» и жизнь для них – это не просто «игра в карты», жизнь сама для них «игра». И эта фоновые голоса в моменты кульминации, кричащие «Игра, игра, игра» становятся более зловещими к концу развязки, напоминая нам о том, насколько люди порой заигрываются.
Они все играли. Спектакль в спектакле. Главная игра Кречинского Михаила Васильича, погрязшего в долгах и проигравшего свое состояние, далеко не единственная здесь.
Решив спасти себя, он принимает решение жениться на простодушной Лидочке, дочери богатого ярославского помещика Муромского. Как играет! И бычка подарил будущему тестю, и в любви к деревенским признавался, и рассказывал о волшебной будущей идиллии и маленькой внучке, радующей деда.
Да и сам Муромский не промах. На дух не переваривающий Кречинского и весь его бомонд, мило улыбающийся ему на встречах и тепло пожимающий его руку. Этикет давно превратился в фальшь.
Анна Атуева, мечтавшая выдать свою племянницу на кого-нибудь из знатного рода с тугим кошельком.
«Ездит человек в дом зиму целую, а вы не знаете, кто он такой. Видимое, сударь, дело: везде принят… в свете известен… князья да графы ему приятели».
Как много Атуева говорила о свете, о высшем обществе, о людях на балах и вечеринках. Как она сама любила созывать гостей в дом, танцевать мазурку и разговаривать на философские темы.
У нее скопилась дома целая коллекция визитных карточек, которые Муромский назвал «Поголовным списком тараторок и болтунов».
И хотя прошло уже 150 лет, с того момента как была опубликована эта пьеса, мир совсем не изменился. Изменилась форма, режиссеры, актеры, а содержание этого большого вселенского спектакля осталось тем же.
Так же во главе угла многие люди ставят деньги, так же множество молодых людей хочет быть в свете, вертя визитными карточками с выбитыми на них высокими должностями и званиями, стремятся к власти, богатству и престижу.
Так же все думают о собственной выгоде и собственном кошельке. По-прежнему придумывают игры и пытаются выйти из них победителями.
Время поменяло только стоимость всех этих игрушек, изменило форму, внешний вид – оставив те же ценности и тот же смысл.
Это не плохо, стремиться к лучшей жизни, но смысл всей этой игры в пьесе заключен всего лишь в одной фразе: «Честный человек». Ведь победителем можно стать только в том случае, если сохраняешь свою «нравственность», «честность» и «доброту души». Когда снимаешь свою маску, а за ней лицо настоящего человека, в которое не противно смотреть.