Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
07:01, 23 февраля 2012

Мелочь, а наука!

Сейчас, дружок, мы тебе расскажем о первой в Казахстане лаборатории, которая претендует на звание площадки для масштабных наноисследований, что бы это ни значило

«Дзета-потенциал – это химический параметр, который показывает энергию частицы, взвешенной в растворе». За то, чтобы эта фраза появилась в журнале «Наука и жизнь», его редакция готова в любой момент продать свои души дьяволу. А на наших страницах эта фраза появилась совершенно бесплатно. Произнёс её Сергей Жарко, старший преподаватель кафедры экспериментальной и теоретической физики в университете им. Жубанова, что находится в Актобе. Помимо того, что он преподаватель, Жарко ещё и своеобразный хранитель первой в Казахстане (по крайней мере, в таких масштабах) нанолаборатории.

Blog post image

Сергей Жарко настраивает прибор для определения вязкости с вязким названием "вязкометр"

 

Сама лаборатория находится прямо при университете, хотя точнее будет сказать – над ним: все приборы стоят на пятом этаже. Некоторые из них ещё даже не распакованы (лаборатории как-никак пока всего два месяца), но даже те, что есть, поражают воображение.

Blog post image

Этот экранчик - часть прибора, определяющего плотность исследуемого материала. Судя по надписи, сейчас определяется плотность Антона Паара

 

Помимо мелких аппаратов, стоимость которых можно измерить в нанодолларах, есть и другие, более масштабные. Истинное богатство – это, например, магнитронный напылитель. «Настоящее чудо для зубных техников!» - восклицает Жарко. Смысл его работы в том, что на один металл можно нанести тонким слоем другой, что может изменить его физические свойства и, как следствие, повысить стоимость. О стоимости такого прибора можно лишь догадываться, потому что цену преподаватель отказался называть категорически (хотя ему и говорилось, что «Мы заплатим напылённым золотом!»).

Blog post image

Этот прибор позволяет делать углеродные нанотрубки, которые достаются ученым в виде сажи после обработки спирта. Прибору в ответ достаются остатки спирта и хорошее настроение

 

А прибор для измерения наночастиц при помощи звуковой волны и вовсе уникален. «В Казахстане такого точно нет, да и в Москве тоже! – подчёркивает Жарко. – Там, откуда мы забирали аппаратуру, стоит прибор раза в четыре слабее, чем этот». Рядом с этим прибором находится похожий: он измеряет наночастицы при помощи лазера. Похож он, правда, свойствами, а не внешне: это два совершенно разных ящика со всякими колбочками и кнопочками.

Blog post image

Этот прибор похож на сверлильный станок. К нашему удивлению, впоследствии он им и оказался

 

Вообще, нанотехнологии в нашу жизнь проникли уже давно. Они окружают нас в медицине (и не только в стоматологии, но и в других, не менее болезненных, специальностях), в радиотехнике, в компьютерных технологиях. Да даже любой автомобиль насквозь пронизан вещами, сделанными с применением заветного слова «нано»: от топлива в бензобаке до мелких микросхем, по которым идёт сигнал к умной подвеске. «Лада Калина» не в счёт – мы же говорим об автомобилях.

Blog post image

По изоленте, приваренным деталям и размерам нетрудно догадаться, что этот прибор делали в России

 

Именно поэтому открытие такой лаборатории в Казахстане – это прорыв. По мнению обладателей этого несметного количества приборов (всего по смете их шестнадцать), здесь можно проводить фундаментальные исследования, хоть и не все. Однако есть одна проблема, которую не решишь внедрением частиц углерода в изотоп пластмассы. Эта проблема – кадры. Молодые студенты, которые приходят посмотреть на всё это великолепие, в основной своей массе знают две фразы: «Прикольно!» и «А сколько мне заплатят, если я начну у вас тут работать?». А набрать в штат опытных физиков или хотя б опытных лаборантов пока не получается из-за того, что руководство университета, вбухавшее миллионы тенге в покупку уникальных приборов, теперь не может выделить какие-то сравнительно наносуммы на ставку специалиста по нанотехнологиям. Кроме того, курс «Введение в нанотехнологии» существует только в Актобе. В Астане нанотехнологии изучают с точки зрения продажи готовых изделий. Получается, что приборы купили, а работать на них просто некому. И это, пожалуй, не решится одним только определением дзета-потенциала. Что, кстати, важно при изготовлении любого шампуня. Вот так нанотехнологии проникают и в твою голову, дружок. Стой, куда же ты побежал? Они не смываются!

 

Текст: Вячеслав Половинко

Фото: Дидар Кушаманов

Для февральского выпуска журнала "Fresh"

 
0
365
2