• 2518
  • 0
  • 2
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Воронцовский дворец – http://sanatoriitruskavca.com

Почти в центре Алупки среди зелени старинного парка возвышается величественный Воронцовский дворец – уникальный памятник архитектуры первой половины XIX в. Дворец расположен у подножия горы Ай-Петри.

Построенный в эпоху романтизма, он поражает современного зрителя ярким своеобразием архитектурных форм. Оригинальная планировка, интересное стилевое решение каждого из корпусов, мастерство, с которым выложены стены и, наконец, отделка внутренних помещений – всё это восхищает уже не одно поколение любителей прекрасного.

Сотни крепостных и вольнонаёмных рабочих – каменщиков, резчиков, лепщиков, столяров – вложили сюда свой талант и труд. При этом был настолько искусно использован рельеф местности, что, кажется, дворец вырастает из окружающей природы.

История строительства.
Дворец строился с 1830 по 1848г.г., как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края М. С. Воронцова (1782-1856).санаторий Женева Трускавец
Сын русского посла в Англии, он получил там блестящее домашнее воспитание и образование.

Вернувшись 19-летним юношей в Россию, стал участником русско-турецких и антинаполеоновских войн. Проявил личную храбрость и отличился в сражениях под Смоленском и Бородино. С 1815 по 1818 г. в чине генерал-лейтенанта командовал русским оккупационным корпусом в Париже. С 1823 г. был генерал-губернатором Новороссийского края, а с 1844-го и Кавказа. За два года до смерти Воронцов был удостоен звания генерал-фельдмаршала.

В эпоху бурного экономического развития России и особенно интенсивного становления капитализма на юге страны он был инициатором развития здесь табаководства, виноградарства, виноделия, коневодства и овцеводства. В это время стали ходить по Черному морю первые пароходы, в Крыму строилась первая шоссейная дорога.

Не забывал Воронцов и о собственных доходах. Для того чтобы их повысить, он стремился расширить свои владения, скупая земли на юге Украины, в Бессарабии и Крыму.

Один за другим переходят к чете Воронцовых участки в Алупке, Массандре, на мысе Мартьян, в Ай-Даниле, Гурзуфе, Ак-Мечети, Коккозах, на яйле — всего около двух тысяч десятин крымской земли.
Для того чтобы обустроить эти владения, и главным образом Алупку, в России и за рубежом начинается поиск архитекторов, садовников, мастеров всех строительных специальностей.
Дворец был построен по проекту английского архитектора Эдуарда Блора (1789-1879). В развитии английского романтизма первой половины XIX в. большую роль играло увлечение памятниками старины, их изучение и восстановление. Этой деятельности и посвятил себя Блор в молодые годы. Впоследствии он был придворным архитектором Георга IV, затем королевы Виктории. Ему принадлежат проекты Вестминстерского аббатства, части фасадов Букингемского дворца, некоторых усадебных построек как на континенте, так и в бывшей английской колонии Австралии. Но, пожалуй, наиболее самостоятельно и полно его дар раскрылся в проекте Алупкинского дворца.
Существовал и другой архитектурный замысел, автором которого был одесский архитектор Франческо Боффо, строивший для Воронцова дворец в Одессе, санаторий Женева Трускавеци английский архитектор Томас Харрисон.. Согласно ему в январе 1829 г. уже начались подготовительные работы, но в июне 1831 г. от Воронцова, находившегося тогда в Англии, было получено распоряжение о временном прекращении строительства. Судя по всему заказчик почувствовал изменения, происшедшие во вкусах и настроениях общества.
Похоже, что множество павильонов и домов в своей Алупке, воплотивших в себе различные исторические стили (в период с 1824 по 1841 г. на территории алупкинской усадьбы были построены Азиатский павильон, Чайный домик, православная церковь «в греческом духе» и «индийская» мечеть), Воронцов захотел дополнить «готическим набором».
И Блор оказался именно тем архитектором, который сумел это желание удовлетворить. Всего за один год он выполнил заказ, и сразу же в декабре 1832 г. началось возведение корпусов по новому проекту под наблюдением присланного из Англии архитектора Вильяма Гунта.
Сам Блор в Алупку так и не приезжал. Но, очевидно, он был хорошо осведомлен о рельефе местности. Архитектор принял во внимание то, что уже были готовы фундаменты и что существовала первая кладка глубокой портальной ниши центрального корпуса. То и другое вошло в новый проект. Однако в целом он принципиально отличался от первоначального.
На строительстве дворца использовался в основном труд оброчных крепостных из Владимирской и Московской губерний.
Это были потомственные каменотесы и камнерезы, передававшие из поколения в поколение искусство возведения и рельефной отделки великолепных белокаменных соборов. Основной строительный материал — диабаз магматического происхождения, зеленовато-серой окраски, под стать цвету гор и вечнозеленой растительности — брался из естественных россыпей в Алупке. Даже фундаментом дворцу частично послужили диабазовые скалы. Это очень твердый по своей природе камень, почти в два раза тверже гранита и очень капризный в обработке. Неверный удар молотка мастера — и вся работа напрасна. Из огромных бесформенных глыб высекались ровные блоки для стен и сложные по рисунку украшения. Тщательно шлифовался диабаз для оформления внутренних помещений. Все работы производились вручную, примитивными инструментами. санаторий Женева Трускавец

Среди крепостных было много талантливых мастеров — подрядчик Гавриил Полуэктов, лепщик Роман Фуртунов, столяры Яким Лапшин, Максим Тисленко, Наум Мухин и др.

Удалось установить имена более 300 крепостных, работавших на строительстве дворца, который задумывался как олицетворение богатства и знатности владельцев, а стал великолепным памятником труду и таланту архитекторов, художников, замечательных мастеров из народа.

Дворцовый комплекс состоит из нескольких корпусов, составляющих единый архитектурный ансамбль — центрального, столового, гостевого, библиотечного, хозяйственного. Гостевой корпус впоследствии получил название Шуваловского, так как в правой его части располагались покои дочери Воронцова Софьи Михайловны, в замужестве графини Шуваловой.

Сооружение дворца началось со столового корпуса (1830- 1834 гг.). Центральный корпус возводился в 1831 — 1837 гг. В 1841 -1842 гг. к столовой была пристроена бильярдная. В 1838- 1844 гг. строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов, оформлялся Парадный двор.

Последним был построен библиотечный корпус (1842-1846 гг.).
Самый большой объем земляных работ был осуществлен с 1840 по 1848 г. с помощью солдат саперного батальона при сооружении террас парка перед южным фасадом дворца.

Летом 1848 г. на центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани. Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцового ансамбля.
Три поколения семьи Воронцовых владели Алупкой вплоть до Октябрьской революции.

Архитектура.
Проект Э.Блора на тот момент времени — это утверждение совершенно новых, по сравнению с классицизмом, архитектурно-строительных принципов. Вместо геометрически строгой группировки корпусов архитектор живописно расположил их в направлении с запада на восток, соответственно движению гор, благодаря чему дворец очень органично «вписался» в окружающий ландшафт и обрел свой ни на что не похожий художественно-выразительный образ.

От корпуса к корпусу дается наглядное представление о том, как развивалась средневековая архитектура, начиная от ранних форм и кончая XVI в. Упор при этом сделан на английский вариант зодчества.
Главный подъезд ко дворцу находится с западной стороны.
Путника встречает типично феодальный замок — крепость VIII-XI вв. Круглые монументальные сторожевые башни, глухие стены, замкнутые пространства. Таковы двор хозяйственных корпусов и узкий, суровый средневековый проезд, ведущий к центральному корпусу. Высокие зубчатые стены грубой кладки, щелевидные окна-бойницы дополняют впечатление неприступности. И лишь чугунный ажурный висячий мостик, по которому проходили музыканты на хоры парадной столовой, вносит в суровую атмосферу проезда неожиданную лирическую ноту. Чем дальше от арки западного въезда, тем больше наслаиваются признаки архитектуры последующих эпох.
…Вы в парадном дворике. После ощущения замкнутости на вас хлынул поток свежего воздуха и света.
Открывается изумительной красоты пейзаж с вершиной Ай-Петри вдали, «вмонтированный» в архитектурную раму, одной гранью которой служит часовая башня, другой — восточный флигель. Снизу пейзаж ограничивает подпорная стена с фонтаном в центре. Широко раскрытыми глазами-окнами смотрит на парк северный фасад главного корпуса. Он более всего иллюстрирует стиль Тюдор, типичный для Англии XVI в.санаторий Женева Трускавец
Из плоскости стены выдвинуты на разных уровнях — центральная часть с парадным входом, выступы эркеров и боковые риза-литы с башнями под луковичными куполами. Фасад прочеркивают узкие многогранные полуколонки, увенчанные декоративными навершиями — пинаклями.
Большая поверхность застекленного пространства в здании, устремленные ввысь купола, изящной формы пинакли, зубцы и дымовые трубы с навершиями в виде цветов зрительно облегчают массивную кладку стен и грубоватую фактуру камня.

В резных каменных украшениях дворца удачно выражено сходство между отдельными стилеобразующими элементами восточной и западной архитектуры. Например, между готическими дымовыми трубами и минаретами мечети. Это сходство усиливается с переходом к южному фасаду главного корпуса. Открытый в сторону моря, всегда освещенный солнцем, он имеет нарядный и праздничный вид, изменчивые и причудливые очертания.

Основное декоративное украшение дворца — мотив пологой, стрельчатой, подковообразной, килевидной арки — неоднократно повторяется и в чугунной балюстраде балконов, и в каменной резной решетке, ограждающей крышу, и, наконец, в декоративном убранстве портала южного входа, оформленного с восточной пышностью.

Подковообразная арка, двухъярусный свод, великолепная резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя кроме аллаха». санаторий Женева Трускавец

На художественный образ дворца очень влияли литературные увлечения того времени. Когда он создавался, одинаково популярными были и рыцарские романы Вальтера Скотта, и чудесные арабские сказки. Достаточно вспомнить, что в 1830-х гг. стали переводиться на русский язык «Айвенго» В. Скотта и «Аль-гамбра» В. Ирвинга.

Потому-то надпись Альгамбры (дворца испанских халифов XIV в.) и оказалась в Алупке. Но еще больше старались подражать романтики прекрасной, загадочной, вечно изменчивой живой природе. Органичное единство с ней дворца может служить примером не одному поколению архитекторов.

Стоящему лицом ко дворцу человеку хорошо видно, что очертания холмов и гор вокруг Алупки образуют нечто вроде амфитеатра. Но стоит повернуться к морю, и на вас уже смотрит синяя чаша бескрайних просторов моря, контуры которой подчеркнуты дугообразной кривизной террас.

Ощущение такое, что дворец является центром мироздания. Органичное слияние форм дворца с природой удивительным образом дополнено рисунком горы Ай-Петри. Со стороны Алупки напоминает она развалины средневекового готического замка. Эти естественные живописные руины являются основной доминантой многих пейзажей архитектурно-паркового ансамбля.

Как добраться:
Алупка находится в 17 км от Ялты. Из Симферополя или Ялты до нее можно доехать автобусом, затем вверх по дороге, следуя указателям прямо до вывески Дворец-музей. Дворцовое шоссе 10.

 
petromihailiv
20 февраля 2012, 22:38
749

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

Некий блогер Сергей Никитский неустанно пишет о Казахстане, Астане, Экспо и посвящает два материала Алматы, причём подчёркнуто называет город Алма-Ата.
Langdon
19 июля 2017 / 15:44
  • 3676
  • 58
«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

На этот раз пост очень важный и необходим к прочтению каждым! Не поленитесь и уделите время прочтению. Ни в коем случае, не разговаривайте с полицейскими до прихода вашего адвоката!
asselsabekova
18 июля 2017 / 14:19
  • 3385
  • 32
Один из способов выиграть суд против коллекторов

Один из способов выиграть суд против коллекторов

Сегодня в своем посте я постараюсь рассказать, как выиграть суд против некоторых коллекторских компании в нашей стране. Чем отличается коллекторское агенство от обычного банка?
Advokot
18 июля 2017 / 15:31
  • 3075
  • 10
Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Автор утверждает, что программы МБА не дают никакого позитивного выхлопа, если ты уже не являешься владельцем или наследником прибыльного бизнеса. Знания МБА можно получить бесплатно, уверяет он.
Aks_Ras
19 июля 2017 / 16:28
  • 2732
  • 2
Что происходит в казахстанской правоохранительной системе под видом борьбы с коррупцией

Что происходит в казахстанской правоохранительной системе под видом борьбы с коррупцией

За день до своей гибели прямо около памятника жертвам политических репрессий 1937-го Жампозов сказал жене, что он – жертва точно таких же репрессий.
openqazaqstan
вчера / 10:18
  • 2308
  • 7
Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Вчера все информационные агентства страны передали сообщение, которое заставило забиться в ужасе сердца всех матерей страны. В мусорном контейнере города Сатпаев было обнаружено тело новорожденной девочки.
AliyaSadyrbaeva
19 июля 2017 / 11:06
  • 2335
  • 18
Почему путь к любимому Иссык-Кулю из года в год не становится легче

Почему путь к любимому Иссык-Кулю из года в год не становится легче

Минувшие выходные для казахстанских туристов, рвущихся от алматинской жары к иссык-кульской прохладе, снова обернулись настоящим кошмаром.
caravan_kz
19 июля 2017 / 18:39
  • 1808
  • 4
Наша новая рубрика «Топ-5»: самые красивые актрисы Казахстана

Наша новая рубрика «Топ-5»: самые красивые актрисы Казахстана

Решили сделать топ-5 красивых актрис Казахстана. Очень долго спорили о первых трех местах и даже чуть не подрались. Было очень тяжело выбирать.
asdbqwe
20 июля 2017 / 14:24
  • 1800
  • 41
Легендарный вокалист «Linkin Park» унёс за собой молодость десятков тысяч людей

Легендарный вокалист «Linkin Park» унёс за собой молодость десятков тысяч людей

Самое грустное, что, как и всегда в таких случаях, скоро на Честера начнут изливаться потоки грязи - что он был наркоманом, или что-то подобное (как в случае со многими знаменитостями).
demonica
21 июля 2017 / 15:13
  • 1818
  • 49