Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
2
07:57, 19 февраля 2012

О названиях электронных треков

Т.к. электронная, и в частности танцевальная, музыка действует по другим принципам, нежели рок, рэп, поп и прочее, то и с названиями совсем другая история. Часто сталкиваюсь с тем, что люди путаются в названиях, а главное, в значениях понятий, которые используют авторы композиций при названии своих работ. Основным моментом является то, что куски чужой музыки используются в других треках, либо разные люди делают свои интерпретации на тему трека оригинала. Потому сложились некоторые правила названий треков.

Чтобы описать вариации с версиями и названиями композиций надо немного рассказать о том, какие условия ведут к подобным вариациям.

Сначала опишу один термин, чтобы не было путаницы. Продюсеры в электронной музыке - это не крутые дядьки со связями, продвигающие кого-то, на манер поп сцены. Слово происходит от слова produce (производить). Означает автора электронной музыки, который в большинстве сочетает в себе музыканта, аранжировщика, звукоинженера. Т.е. берет на себя каждый этап в создании готового продукта - музыкальной композиции. Не надо путать продюсера и DJ, хотя в наше время это чаще всего один и тот же человек (а заодно они еще ведут радиошоу, владеют лейблами и букингагенствами, создают целые аудиовизуальные шоу и именные вечеринки). Т.е. DJ не обязательно пишет музыку, но продюсер практически 100% играет музыку на танцполах.

Итак, выпуск музыки именуется как release (выпуск, издание). Этим словом вообще именуется сам факт изданной музыки. Например, у каждого трека есть дата релиза. Это не дата написания композиции! А именно дата официального выхода в свет трека на носителе (винил или же "цифра": CD или digital (mp3, wav)), появление его в магазинах.

Если трек раздается до даты релиза для получения отзывов, проверки коммерческой успешности (например, трек "проверяется" на танцполе), либо раздачи топовым DJ для эксклюзивности их подборки, тогда такой трек имеет статус promo (от promotion - продвижение, рекламирование). Пример: Erykah Badu - A Badoo Thang (Miguel Migs Promo Mix).

Например, топовым DJ выгодно играть уникальную пока что музыку, по сути, являясь проводником сверхновой, эксклюзивной музыки, пока её нет в доступе ни у кого, а продюсерам и лейблам выгодно продвижение от таких личностей. Таким образом, промки - просто статус трека до релиза. Некоторые треки в таком статусе остаются очень долго. Бывали случаи, когда отпечатанные несколько копий на виниле для раздачи DJ так и не были изданы в дальнейшем, в итоге остались уникальные вещи.

Некоторые продюсеры вообще не собираются делать из своих композиций коммерческий продукт и пишут треки для себя, раздают небольшому количеству друзей. Т.е. выпускать трек не собираются. Такие треки носят статус unreleased - неизданный. В принципе у некоторых людей эти треки через некоторое время все же издаются, но всё это время создают в его DJ миксах эксклюзивность, ведь больше этой композиции может не быть ни у кого! Пример: Compuphonic & Kolombo - Antimatter (Unreleased Edit).

Продюсеры в поисках тех, кто бы мог издать его трек, рассылают лейблам свои треки для ознакомления. Часто с черновым, непрофессиональным сведением аудиодорожек. Это т.н. demo (от demonstration - демонстрация) - это пока еще неизданный трек, ознакомительная версия от самого автора. По идее, при подписании трека на лейбл, он в дальнейшем переходит в статус промо, а затем в статус официально вышедшего релиза. Иногда DJ/продюсеры играют свои наброски в клубах, чтобы проверить работоспособность своих идей. Так что в дальнейшем трек может измениться, потому demo версии треков редко можно увидеть, ибо они, по сути, не готовы к изданию технически и юридически.

Иногда можно встретить термин bootleg, особенно в релизах конца прошлого века. Означает юридический статус произведения. А именно его неофициальность. По сути, это нарушение авторских прав при использовании частей чужих треков. Так что любая интерпретация и обработка трека без разрешения автора/лейбла переводит произведение в разряд бутлегов. Например, Cosmos vs. Daft Punk - Take Me Harder (Lhb Bootleg Mix)’ – неофициальный машап от Lhb. В принципе это не останавливает продюсеров, и они продолжают делать версии любимых треков «для себя» и дальнейшего некоммерческого использования. Например, не спросив прав и сделав танцевальную версию рок композиции, можно смело дописывать к её названию ‘(своё_имя bootleg)’. Также под этим термином понимается сама нелегальная копия носителя, например, есть возможность самостоятельно выпускать низкого качества виниловые отпечатки – dubplate (дабпле́йт, дабка от англ. dub – dubbing (doubling) — дублировать, и plate — пластинка), можно самостоятельно делать аудиосборники на дисках или выложить свою работу в интернет.

Таким образом, в названиях произведений вы можете встретить статус трека. Но в наше время это уже мало применимо, т.к. стало слишком много продюсеров, которые переделывают огромное количество треков, тем более имея доступ к их составным частям, и многое стало нормой.

 

Также под словом release понимают сам выпущенный продукт. Т.е. альбом или набор авторских треков. Их бывает несколько видов:

- single - винилы с одним-двумя трекам. Обычно оригинальный трек и на другой стороне инструментальная или другая версия, либо еще один трек. Соответственно релизы в цифровом виде также переняли этот принцип.

- maxi single - макси сингл. В электронной музыке нынче 1-2 трека с кучей версий и ремиксов. Так что в релизе может быть по 6-10 композиций.

- ЕР - (Extended Play - Расширенная Версия) ныне формат релиза, при котором он состоит из нескольких авторских треков, возможно с несколькими ремиксами на оригинальный трек. Идёт также от винила, когда на пластинку записывали по 2-4 трека. Большинство релизов ныне представляют собой как раз ЕР.

- альбом/LP - с альбомом понятно, а LP (Long Play, long-playing — долгоиграющий) - идёт из виниловой индустрии, по сути, и есть альбом на пластинке, где много разных треков одного автора.

- компиляция - (англ. Compilation) то же самое что сборник, альбом-солянка. Треки разных авторов в одном собрании.

 

На основании таких форматов издания в названия композиций вносятся некоторые уточнения. Обычно означают статус или источник трека. Например, ‘George Benson – Give Me The Night (Single Version)’ – версия из сингла (оригинальная версия).

Внесу ещё одно уточнение. Не надо путать слово Mix в плане музыки и в диджеинге. У диджеев микс - сведение 2х, а то и более композиций подряд (возможно одновременно) нон-стоп длительное время (синоним - сет). В написании музыки микс - сведение самой композиции, по аудиодорожкам. Также Mix понимается как сборка, версия композиции, например в другом стиле. Например, 'Kosheen - All In My Head (Decoder and Substance Mix)' - товарищи Decoder и Substance являются частью группы Kosheen, а потому эта версия не столько переработка оригинала, сколько другое видение своей же работы. В итоге Mix - виденье, версия, форма представления трека.

 

Есть несколько вариантов оригинального трека.

Original Mix (Original Version) - основа основ. Просто оригинальная авторская композиция. Пример: Mario & Vidis feat Ernesto - Changed (Original Mix). Если после названия вы не видите текста в скобках, на 99,9% это оригинальный трек.

Album Mix (Album Version, Album Edit) - чаще в альбомах версии треков идут короче. Ещё бывает, когда на трек из альбома неэлектронной музыки делают ремиксы, тогда в таком релизе оригинальный трек именуют альбомным. Понимается равносильным Original Mix. Еще бывает, что перед выходом альбома пару ключевых треков издают отдельно с ремиксами. Тогда оригинал опять же указывается как альбомный, как бы ссылаясь на будущий альбом.

Extended Mix - расширенная версия. Понимается чаще как более длинная версия, наполненная большим количеством инструментов, ещё, к примеру, удлинёнными проигрышами и прочее. Очень редко можно встретить что-то вроде Full Length Version - версия в полную длину.

Club Mix - версия для танцполов. Чаще выполняет роль расширенной версии (время на 5 и более минут минут, усиленная ритм-секция, если она не была сильной и тд). В принципе, большинство электронной танцевальной музыки изначально создается для танцполов, так что понятие клубности само собой подразумевается и потому редко используется, разве что для версий изначально не танцевальных.

Vocal Mix, Vox Mix - версия с вокалом. Хотя если вокал есть изначально, то это итак ясно и не пишется, либо помечается указанием вокалиста. Обычно применяется, если надо отделить версию с вокалом и без в одном релизе. Примеры: ‘Armin van Buuren - Unforgivable (Stoneface & Terminal Vocal Remix)’, ‘Kaskade – It’s You It’s Me (More Vox Mix)’.

Dub Mix - чаще понимается как версия трека без вокала. Остается только инструментальная партия. Реже применяется для выделения другой версии трека (что-то вроде дубль). Например, треклист релиза будет выглядеть так:

1) Daniel Merriweather - Red (Moto Blanco Club Remix)

2) Daniel Merriweather - Red (Moto Blanco Dub)

Instrumental Mix - как видно из названия, инструментальная версия. В принципе, похоже по понятию с термином "минусовка". Изредка авторы издеваются над названиями, записывая версию как Dubstrumental Mix. Кто на что горазд =)

Dirty Mix - "грязный" микс. Черновое сведение композиции. Самодельный мастеринг и сведение (не студийное). Например, описывает самодельный машап - 'Mylo vs Miami Sound Machine – Doctor Pressure (Dirty Club Mix)'. Иногда этим пытаются описать «грязный» звук, настрой трека.

Remastered Version - версия с новым мастерингом. Не вдаваясь в подробности, скажу, что это равносильно тому, что трек "освежили" под новые технические стандарты. Например, он выпускался на виниле, а теперь выпущен в цифровом варианте, что меняет подход к его финальной обработке. Применяется при переиздании старых работ. Такое описание применяется очень редко.

Radio Edit, Short Edit, Short Mix, Cut - укороченная оригинальная версия на полторы-три минуты для радио или распространения в массы (в клубах такие коротыши не играют, требуется версия длиннее). Практически без вступления и завершения, содержит главный момент/основную тему трека. Совсем коротко пишется просто (Edit), ещё реже (Cut) или (Short).

Вообще, понятие Edit подразумевает редакцию, вариацию трека без сильного изменения, в отличие от Mix, где чаще всего понимается идейное вмешательство. Например, сравнить треки 'Fritz Kalkbrenner - Was Right Been Wrong' и 'Fritz Kalkbrenner - Was Right Been Wrong (Sascha Funke Edit)'. Разница заметна, если вслушиваться, но сильного идейного отличия нет.

12" Edit, Vinyl Mix - версия, выходившая на виниле (диаметр виниловой пластинки 12 дюймов), т.к. под винил часто делаются другие версии (длина трека, аранжировка). Пример: Camisra – Let Me Show You (Original 12 Vocal Mix).

 

Теперь поговорим о переработках и вариациях.

Remix  (реже и некрасиво RMX) - еще один столп. Переделанная версия от другого человека, чьё имя указывается в скобках к названию композиции. Сохраняется мелодия, вокал, тема оригинала, все, что узнаётся в изначальной версии, но в интерпретации другого продюсера. Может легко быть в другом стиле. Таким образом, данная композиция подразумевает соавторство. Например, 'Motorcycle – As The Rush Comes (Armin Van Buuren Remix)' говорит о том, что Armin Van Buuren переработал трек 'Motorcycle – As The Rush Comes'. Даже если ремиксер возьмёт только вокал, а музыку полностью напишет сам, то именоваться всё равно будет от имени автора трека.

Если честно, мне очень не нравится манера подписи наподобие '(Remix by ...)', хотя подобных подписей можно встретить крайне редко. По мне, должно быть только '(... Remix)' :) Просто уже есть стандарт, и начинать изощряться в уже придуманном ни к чему.

Не будет криминальным назвать свою переработку Mix, но слово Remix не зря придумано. Если пишется (Remix) без ничего, то это ремикс самого автора на свой же трек. Синонимом может быть Alternate Version – альтеративная версия.

Mashup - (от англ. mash-up - смешивать) наложение двух или, реже, более треков практически без изменения. Т.е. треки просто играют совместно. Порой это создаёт совершенно новую композицию. Легко может быть исполнено в DJ сете на ходу, вживую. Чаще всего названия потом объединяют обоих авторов, совмещенное название композиции и имя автора машапа. Например, 'Afrojack vs. Way Out West feat. Tricia Lee Kelshall – Replica Of Mindcircus (Dave Dresden Mashup)' состоит из треков 'Way Out West ft Tricia Lee Kelshall - Mindcircus' и 'Afrojack – Replica' и свёл это Dave Dresden. Попробуйте разобрать название машапа 'Mylo vs Miami Sound Machine – Doctor Pressure (Dirty Club Mix)' ;)

 

Также в названиях часто употребляются дополнительные слова.

Featuring, Feat, Ft - приглашенный участник. Чаще всего вокалист или исполнитель инструментальной партии. Скажем так, не идейное соавторство, только исполнительское. Например, 'Way Out West ft Tricia Lee Kelshall - Mindcircus'. Иногда это дополнение приписывают к названию трека, вроде 'Terranova – Paris Is For Lovers (My Love) feat. Tomas Hoffding'. Мне кажется это неудобно. Авторы отдельно, название отдельно.

Versus, vs - (лат. против) переработка одними продюсерами идей других продюсеров, некое «противостояние». Т.е вторичная переработка :) Либо совместная работа, но в понимании "противостояния идей" по-дружески. Например, ‘Eric Prydz vs Floyd - Proper Education (Original)', насколько идеи Eric Prydz столкнулись с ‘Pink Floyd - We Don't Need No Education’.

aka – (also known as - также известен как) указывает на другое своё сценическое имя. Пример: Sven Dedek aka Basic Implant - Watcha Want. Basic Implant состоит из товарищей Sven Dedek и Alex Bau, потому написание Sven Dedek aka Basic Implant должно говорить, что вы с его творчеством уже могли быть знакомы, он был частью такого-то коллектива, а теперь начинает самостоятельную работу.

Presents, pres - (представляет) означает, что продюсер представляет от своего имени свой новый проект. Некоторые ведь используют сразу несколько сценических псевдонимов по разным причинам. Таким образом, наработанное имя  разделяют со своим новым детищем. Пример: Joey Negro pres The Sunburst Band - Rough Times (Joey Negro Club Mix).

Meets - (пересекается) описывает совместную работу, а если точнее, то интерпретацию одного человека на трек другого. Не часто употребляется. Например, 'Modaji - One And The Same (Jazztronik meets Everton Nelson Mix)' означает, что Everton Nelson как-то поиграл с ремиксом от Jazztronik. По сути Edit.

Забавно, что иногда продюсеры делают ремиксы на свой же трек, называясь разными своими именами. Например, 'Raven Maize - Fascinated (Joey Negro Club Mix)' это в обоих случаях один человек Joey Negro - он же Dave Lee, Jakatta, Raven Maize, Masters of the Universe...  =)

А1, В2 – расположение треков на сторонах винила (А и В) по порядку. Приписываются, например, к оцифрованным с винила трекам. Если релиз состоял из нескольких пластинок, могут идти буквы C, D. Пример: David Vendetta - Love To Love You Baby (A1 Original Mix).

 

Дополнения и отклонения в названиях.

Любят заменять слово Remix на всякие Re-Dux, Refill, Re-Edit, Rework, Remake, еще раз измененные Dub Mix называть ReDub, применять слово Main Mix для выделения из нескольких своих версий главного ремикса (хотя могли бы назвать Extended Mix),и тд и тп.

Также приписывают стилевые описания. Это могут написать как ремиксеры, так и сами авторы, сделавшие версию или ремикс в стиле, отличном от стиля оригинала. Например, 'Motorcycle – As The Rush Comes (Gabriel and Dresden Chillout Mix)' изначально трансовая композиция, на которую Gabriel and Dresden сделали ремикс в стиле чилаут, или 'Kube 72 - Light And Shade (Acid Techno Mix)' - совершенно другая по стилю версия своего же трека. Тут уже требуются познания в стилях и подстилях электронной музыки и некоторые их описательные характеристики.

Нередко описывают характеристику либо настроение трека.  Например, дописывают слова Classic Mix для указания классического стилевого звучания (встречал только в house музыке). Это помогает понять звучание композиции и тут главное не запутаться, например в названии Randy CrawfordGive Me The Night (Chill Night Mix)’ или ‘Caller & Ridge - Winter (Morning Version)’ - Chill Night и Morning не имя другого автора, а описание настроения трека. В Joeski & DJ Chus - El Amor (Tim Deluxe Latin Mix)’ указывается, что Tim Deluxe сделал хаус ремикс с латиноамериканскими оттенками.

А еще многие авторы оттягиваются в описании треков. В принципе авторы могут вписать что угодно. Напишу некоторые примеры того что дописывают после названия композиции: Gabriel & Dresden Sweeping Strings Mix, Armin Van Buuren's Universal Religion Mix, King Unique Bass Bliss Remix, Peter Pleser Straight To The Floor Remix, Angel Manuel's Miami Sunrise Mix, Remix 2009 DJ Tour Edit, Mark Holmes And Ticker Ibiza Sunset Vocal Mix, Alaa's Fashion House Remake, Seb Skalski Love Muzik Mix, Edx's Belo Horizonte At Night Remix, Luke Chable’s Big Room Mix, Dance Culture Smooth Out Remix, Above & Beyond Analogue Haven Mix... на что фантазии хватит :) Хотя особого смысла почти не несёт.

Если в названии трека используется строчка текста, то изредка могут оставшуюся часть строки дописать в скобках. Это можно включить в название или вообще убрать. Например, ‘Phil Fuldner - (Never) Too Late (Monosurround Remix)’, ‘Gare Du Nord - Disco-Tek (Boogie All Night Long)’.

 

Что всё это даст?

Эти игры с названиями и путаница приводят часто к тому, что авторство и идеи треков перепадают совсем на других людей, когда они вместо признания себя ремиксерами, пишут себя вместо авторов. Например (сейчас будет вынос мозга), трек 'Mark Knight and Funkagenda – Man With The Red Face (Original Club Mix)' изначально содран с 'Laurent Garnier – Man With The Red Face' (можете послушать и сравнить). Потому он должен называться 'Laurent Garnier – Man With The Red Face (Mark Knight and Funkagenda Remix)'. Но релиз вышел под таким авторством, притом с ремиксами, например 'Mark Knight and Funkagenda – Man With The Red Face (Klement Bonelli Remix)'. Раз это ремикс на ремикс, то правильно он должен бы называться 'Laurent Garnier – Man With The Red Face (Klement Bonelli vs Mark Knight and Funkagenda Mix)' или, даже если признать вклад Mark Knight и Funkagenda более значимым, то приписать их к автору 'Mark Knight and Funkagenda vs Laurent Garnier – Man With The Red Face (Klement Bonelli Remix)'. Иначе все достижения перепадут не тем людям. Гораздо проще и, наверное, честнее, назвать композицию было 'Laurent GarnierMan With The Red Face (Klement Bonelli Remix)'. Я так в своё время подорвался на отличном треке ‘Tiesto - Adagio For Strings’, а ведь этот товарищ был 3 года подряд лучшим DJ планеты и этот трек ему хорошо послужил!

 

В общем, каждый волен называть свои творения как ему вздумается, а потому вариаций может быть очень много, но основную суть я описал. Такая грамотность позволит распознавать и не путать авторов, выделять некоторую историю произведения, правильно называть и находить по названиям треки, вычислять слабый самопал по одному названию, не читать разную ерунду дальше закрывающей скобки (хотя в некоторых случаях люди дописывают в [квадратных скобках] лейбл на котором издался этот трек). Надеюсь, это поможет привести аудиоколлекцию в красивый вид, хотя уже ничего нельзя сделать в треками вроде ‘123 – Club music 2010(армянский mix)(wWw.Arm-Dvor.RU)’ или ‘Tony Igy AsTRonoMia - (DJ ASATIN Remix) хит лета 2010-2011’ :)

2
9717
3