Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
-3
07:11, 07 февраля 2012

Нужно ли защищать авторские права в Казахстане?

Blog post image

Парламент Казахстана ужесточил закон о защите авторских прав. Закрыли торренты и файлообменные сайты. В Казнете разгорелась ожесточённая дискуссия.

Похоже, что инициатива идёт из США. Америке очень нужны деньги. Вот и хочет стрясти со всего мира. За использование авторских прав. Ведь больше всего воруют американские продукты. Компьютерные программы и голливудские фильмы. Столько лет воровали – ничего. Спохватились в последнее время. Видать сильно приспичило.

Большинству населения Казахстана от этого не холодно, не жарко. Но есть группа людей, кто пострадал. Те, кто часто смотрел фильмы. С ныне заблокированных сайтов. Сегодня эти люди громко кричат. Создают много шума. Понятно, что ими движут шкурные интересы. А все аргументы относительно будущего Казнета не более чем риторика. Посмотрим же на ситуацию более глобально.

Прежде всего, авторское право – это изобретение западной цивилизации. Основанной на деньгах. На востоке такого никогда не было. Например Курмангазы. Придумал кюй. Вся степь играла его. Но ни у кого и мысли не могло возникнуть заплатить что-то за это автору. Почему? Потому что искусство не было объектом товарно-денежных отношений. Курмангазы не получал денег за то, что играл. Всё, что он получал – это огромное уважение людей. Это было намного ценнее любых денег. Вся степь играла кюи Курмангазы. И никто не присваивал себе авторства. Не было смысла. Денег на этом не заработаешь. А обман рано или поздно раскроется. А это позор. В степи он хуже смерти. И вся степь знала имя Курмангазы.

В России было немного похуже. Но тоже проблем с авторством не возникало. Очень часто авторами произведений были крепостные крестьяне. Эти произведения беззастенчиво присваивали себе хозяева этих крестьян. Они их издавали, указывая себя в авторах. Но это вполне соответствовало правилам того времени. Крепостной принадлежал своему хозяину. Соответственно всё, что он производил, тоже принадлежало хозяину. Включая интеллектуальные продукты.

Впрочем, современный капитализм не сильно отличается от России того времени. Когда фирма берёт человека на работу, подписывает с ним контракт. Там оговаривается что всё, что создаст работник, становится собственностью компании. Например, такие компании как Microsoft, Adobe Systems и т.п. Зарабатывают огромные деньги на компьютерных программах. Созданных тысячами никому не известных программистов. Которые получили лишь почасовую оплату за потраченное время.

Вернёмся к России. Почему не было проблем с авторством? Потому что оно не приносило больших денег. Когда помещик печатал «свои» произведения. Он часто делал это не для зарабатывания денег. Для хвастовства. Понтов ради. Печатал небольшой тираж. Потом раздавал его бесплатно среди друзей и знакомых. Через какое-то время все об этом забывали. Включая его самого. Если вдруг кто-то и захотел бы перепечатать их под своим именем. Ну и Бог с ним. Невелика потеря.

Даже такие известные авторы как Пушкин. Не получали больших денег от своего творчества. Жили за счёт жалования от государства. Или других доходов.

Капиталистические отношения изобрели такое понятие, как авторское право. Всё очень логично. Любой труд должен вознаграждаться. В том числе и интеллектуальный. Почему сапожник или гончар должен получать деньги за потраченное время, а поэт или музыкант нет? Если автор не будет получать вознаграждения. То у него не будет стимула творить и создавать.

В реальности же деньги за использование интеллектуального труда чаще всего получает совсем не автор. Другой человек. Которого зовут правообладатель. И закон защищает именно его. А не автора.

Правообладатель покупает у автора права на его интеллектуальный продукт. И зарабатывает на его продаже. Автору это тоже хорошо. Он не думает о том, как продавать своё произведение. Он занят исключительно творчеством. Более того. Авторы даже мечтают продать свои работы правообладателям. Сегодня для них это едва не единственная возможность получить за них деньги. Потому что правообладатели контролируют все каналы продвижения. А сколько по-настоящему талантливых и гениальных авторов. Которые пишут «в стол». И мы никогда не узнаем. Ни их. Ни их творчества.

Да и авторы часто не являются авторами своих произведений. Бывает так, что выкупаются за бесценок произведения неизвестных людей. И продаются под именем известного автора или человека. Потому что так легче продать. Или раскручивают какое-нибудь одно имя. А под него пишут десятки других. Даже написание мемуаров. Часто заказывают профессиональным писателям. И это ни для кого не секрет. Порой даже после смерти так называемого «автора».

Сегодня продажа авторских прав – это целая индустрия. Она есть везде. И в литературе, и в музыке, и в кино, и у художников, и у фотографов, и в Интернете. Даже у изобретателей и в науке.

Это индустрия с огромными оборотами. А правообладатели – часто очень богатые компании. Например Fremantle Media. Этой компании принадлежат права на самые популярные телепередачи во всём мире. Включая X-Factor, «Кто возьмёт миллион», «Стенка на стенку» и т.д.

Но польза от правообладателей тоже есть. Они производят (не создают) интеллектуальный продукт. По другому быть не может. Это их бизнес. Это их хлеб. Если не будут его производить, не смогут существовать.

Почему мы говорим, что Казахстан почти не производит интеллектуальные продукты? Потому что у нас нет таких компаний. Они могут появиться. Если не будет массового воровства интеллектуальной собственности. Тогда быть может Казахстан и начнёт производить интеллектуальный продукт.

Наверняка у нас есть хорошие авторы. Но в лучшем случае их труд уходит за границу. Становится частью иностранного продукта. Который нам приходится покупать. Да и то. Вряд ли. Ведь там между авторами жестокая конкуренция. Чёрта с два пробьёшься. Шансы есть только у фантастически талантливых. И то небольшие. Скорее всего наши авторы попишут-попишут в стол. И займутся чем-нибудь другим. Кушать то надо.

Будет очень наивным ожидать, что принятие этого закона приведёт к всплеску интеллектуального производства в Казахстане. На это уйдут многие годы. Поначалу закон будет больше защищать интересы иностранных правообладателей. В первую очередь американских. Таких как Microsoft, Adobe Systems, кинопродюсерские компании и пр. А Казахстан для Америки будет «хорошим мальчиком». С аккуратной причёской и в наглаженных шортиках. Который самоотверженно ей прислуживает.

Нам нужно развивать свою собственную индустрию оборота авторских прав. Для этого нужна специальная государственная программа. А то мы всю жизнь так и останемся «хорошим мальчиком». Лопушком. Будем регулярно прибегать к дяде Сэму с зажатой в кулачке денежкой. Чтобы отдать её ему. А он будет улыбаться и гладить нас по головке: «Какой хороший мальчик!»

(При использовании материала ссылка на блог обязательна.

Изображён скриншот ныне заблокированного сайта www.kaztorka.org)

Я в Твиттере

Предложение по новому казахскому алфавиту на основе латиницы

 
-3
1235
1