О равноправии и разнообразии форм образования

Aspandau 2012 M02 2
409
0
0
0

Сегодня гораздо важнее модернизировать образование в соответствии с требованиями информационного общества, а не индустриального Еще в 2008 году основательный труд Национального центра оценки...

Сегодня гораздо важнее модернизировать образование в соответствии с требованиями информационного общества, а не индустриального

Еще в 2008 году основательный труд Национального центра оценки качества образования при Министерстве образования и науки РК под названием «Национальный доклад о состоянии и развитии образования в Республике Казахстан» подытоживался не самым оптимистичным резюме.

После призванной оправдать масштабную работу (видимо, самого Центра) фразы: «Проведённый анализ состояния системы образования в 2007 году показывает, что Казахстан по уровню создаваемых государством социально-экономических условий для функционирования системы образования, её ресурсного обеспечения, организации и осуществления образовательного процесса достиг в прошлом году по многим параметрам высоких результатов», - шел необходимый для того, чтобы не закидали шапками и не уличили во лжи, но совершенно бесполезный словесный «бантик»-пассаж: «В то же время продолжают иметь место значительные проблемы, целенаправленное и планомерное решение которых будет способствовать дальнейшему эффективному развитию системы образования и повышению уровня конкурентоспособности страны…».

На дворе – 2012-й. И что же изменилось? Перечислим основные приметы повзрослевшей еще на пять лет системы образования РК?

1. В Казахстане весьма популярно высшее и чуть менее популярно среднее профессиональное образование, но к ним не имеют доступа малообеспеченные многочисленные слои населения из-за его платности и удалённости.

2. Нет никаких оснований полагать, что люди идут в вузы в целях научно-образовательной (академической) деятельности, как это предусмотрено высшим образованием по определению. Скорее наоборот: есть все основания полагать, что люди стремятся к деловой карьере в практической деятельности.

3. В Казахстане не очень популярны лицеи и иные учреждения начального профессионального и/или профессионально-технического образования, дающие, помимо среднего незаконченного образования, рабочие специальности. Тем не менее, есть основания полагать, что их просто не хватает, то есть доступ к ним ограничен по причине недостаточного государственного финансирования этого нужного экономике и, по сути, обязательного вида образования.

4. В Казахстане явно не хватает средних школ, иначе бы более трети школьников не занимались в послеобеденное и иное неудобное для усвоения знаний время.

5. В Казахстане острая нехватка детсадов и иных учреждений дошкольного воспитания и обучения (ДВО), так как ДВО должен быть охвачен почти весь контингент дошкольников, а не мизерная часть. Есть все основания полагать, что асоциальное поведение школьников как-то связано с отсутствием системы ДВО как таковой.

6. Есть существенные причины полагать, что Единое национальное тестирование (ЕНТ) и Промежуточный государственный контроль (ПГК) как форма контроля качества образования не вполне объективны и целесообразны. Отсутствие прямой связи успешной сдачи ЕНТ и ПГК с углублённым изучением предметов, рост спроса на частное репетиторство и уровень зарплаты преподавателей, которая почти наполовину ниже средней по стране, как-то связаны между собой. Эта связь приводит к мысли, что особые интересы преподавателей начинают доминировать над их социальным призванием, что отвлекает их от добросовестного служения обществу и понижает качество образования. Или же мы должны предположить значительную неадекватность ЕНТ и ПГК.

Так что? Воз (и вуз, и школа, и детсад) и ныне там? Или произошел откат с каких-то, предположим, позиций советского периода еще на энное количество лет назад? В какие годы? Начала индустриализации, или, может быть, послевоенные?

В том-то и заключается парадокс современного развития государства: при все более пристальном его внимании к сфере образования, развитии информатизации, оснащении технической базой, методическими наработками и т.д. – уровень ОБЩЕГО, среднестатистического образования все время падает.

И все потуги поставить образовательный поезд позади государственного локомотива заканчиваются одним и тем же: деньги на проекты (учебники, методические пособия, обучение кадров по зарубежным программам) кончаются, а в школах как учили по российским учебникам, так и исподтишка (официально) и открыто (репетиторы) и учат…

Но дело даже не в этом. Прошлого не вернуть, а равенство и прочая социальная однородность должны уступить место равноправию и разнообразию форм образования. Поэтому важнее модернизировать образование в соответствии с требованиями информационного общества, а не индустриального. В систему образования информационного общества необходимо внедрить: объективную систему ценностей, национальную идею индивидуальной открытости, свободное правосознание и оперативный компонент познания. Этим и занимается Научно-Образовательный Фонд «АСПАНДАУ».

Оцените пост

0
Дальше