место в рейтинге
  • 778708
  • 3884
  • 224
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Автомобильный парк Казахстана. Возможности развития автобизнеса.

Конь для казаха всегда была чем-то неизмеримо большим, чем средство передвижения, атрибут богатства и престижности среди соседей. Не случайно он готов отдать за него любые, даже очень большие деньги. В наше время коня заменила машина. Автомобиль для нас стал свободой, независимостью, можно сказать - это ВСЁ!!!! Не зря, самая популярная газета - это Колеса, один из самых популярных сайтов - Колеса, все разговоры мужиков - это машина. А у тебя какая? А что ты заливаешь? Переобулся? Сколько жрёт? И девушки начинают включаться в разговор.

Я попытался проанализировать автопарк Казахстана. Все данные я практически взял с официальных источников.

Количество автомобилей в Казахстане постоянно растет. Особенно рост наблюдался в 2011 году. Конечно данный рост объясняется автобумом связанным с ожидаемым ростом таможенных акцизов при вхождении в ТС. Подобный рост был в 2006 году - это было связано с поставками машин из Японии. А также наблюдались падения количества зарегистрированных автомобилей в период кризиса.

3,6 млн. - это легковых машин, а в целом в Казахстане около 4 млн. - это легковые, автобусы и грузовые автомобили. Если посмотреть на обеспечиность населения автомобилями в личной собственности:

По данной диаграмой можно проследить наше благосостояние. С ростом наших доходов - идет рост количества авто. Много это или мало? Я сравнил данные с Россией.

Получается мы немного отстаем от России по обеспечиваемости населения авто. Но если сравнивать с мировым рейтингом? ООН пересчитала владельцев автомобилей во всем мире и составила рейтинг стран по количеству автомобилей. США занимают по количеству автовладельцев первое место в мире – 76,5 на 100 граждан. Вторую строчку в рейтинге занимает Люксембург с 68,6 автомобилями на 100 человек. Далее идет:

Малайзия 64,1
Австралия 61,9
Мальта 60,7
Италия 56,6
Франция 56,5

К сожалению нас в списке рейтинга нет. Тут немного не понятна методика расчета рейтинга ООН и есть сомнения правильности подсчета. Мы будем где-то на 43 месте если брать по количеству легковых автомобилей.А если взять все количество машин, включая автобусы и грузовые, то мы будем на 36-37 местах, на уровне Польши, Болгарии и Славакии. Кстати, Россия там занимает только 53 место с количеством 15,6 авто на 100 человек.

Теперь давайте посмотрим как распределены автомобили по регионам. Наибольшее количество машин у нас в Алматы и в Алматинской области, ЮКО и ВКО. Наименьшее количество автомобилей в Кызылординской Атырауской и в ЗКО.

 

По обеспечиваемости населения регионов (авто на 100 человек):

Лидирует конечно Алматы и Астана, а вот на поледнем месте оказались Кызылординская область и ЮКО. ЮКО по количеству автомобилей занимает 3 место, но в связи с большим количеством населения по обеспечиваемости граждан автомобилями, область занимает предпоследнее место. Мангистауская область занимает 6 место.

Теперь посмотрим как делются автомобили по объему двигателя.

Казахстанцы особо не любят малолитражки (1500 и менее). Их доля составляет около 16%. Наибольшее количество (36%) автомобилей с объемом 1500-2000 куб.см. Машины с объемом 4000 и более занимают чуть более 1%.

Мне стало интересно, в каких регионах у нас любят мощные автомобили и кто любит малолитражки.

Автомобили с двигателем от 3000 куб.см. и более:

1 место - Алматы - 10,2% от общего количества авто в РК с такими двигателями

2 место - Астана - 7,8% (нафиг такие там нужны?))))

3 место - Мангистау - 4,6%

Малолитражки (1500 и менее) любят:

1 место - Акмолинская - 23,2%

2 место - Алматинская - 21,7%

3 место - ЮКО - 19,8%

Официальные данные дает расклад по типу двигателя:

Конечно лидируют карбюраторные двигатели, дизель всего около 1%. Смущает количество автомобилей на газе. Скорее всего учитываются автомобили, которые оснащены только газовыми установками и не имеют возможность ездить на бензине. В большинстве случаев существует машины с гибридными установками: бензин+газ. В Алматы больше всего владельцев легковых автомобилях на дизеле - 8 500 или почти 35% от общего количества в РК дизельных автомобилей. Далее идут Жамбылская и Атырауская области - по 15%. Меньше всего автомобилей на дизеле - в ЗКО и Павлодарской.

Теперь рассмотрим по возрасту автомобилей:

 

Около 80% автомобили имеют возраст 10 лет и более и данная статистика особо не радует. И только 3% имеют возраст 3 года и менее. Если посмотреть на статистику 5-летней давности, данные практически не поменялись.

Лидеры по количеству новых автомобилей приходиться на Алматы - 21,6% и Астана - 12%. Остальные регионы значительно отстают и у них количество новых автомобилей не превышает 6%. Наименьшая доля новых машин: Кызылординская - 2% и СКО - 2,2%. Это доля новых автомобилей от общего количества новых по РК. Если рассматривать автомобили в регионах в возрасте 3 года и младше от количества всех легковых в регионе, получиться следующие данные:

Получается, что больше всего можно встретить новые машины в Атырау, в Астане и в Мангистау: из 100 машин здесь 8,6 и 5 машин -новые.

А теперь рассмотрим перспективы развития бизнеса вокруг автотранспорта. Это прежде все АЗС, СТО, магазины запчастей, развития сервисных услуг и т.п. Мне просто стало очень интересно. В каком регионе лучше всего развивать автобизнес? Какие показатели региона влияют на рост бизнеса?

Естественно влияют следующие показатели: количество машин, протяженность дорог, покупная способность населения, тенденция роста автомобилей, прохождение транзитных магистралей, конкуренция, погодные условия, количество населения и т.п. Перечислять можно очень долго. Я постарался сделать быстрый анализ. Для этого я взял три параметра: количество автомобилей, валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения региона и тенденция роста автомобилей за последний год. По первому и последнему показателю все понятно. А вот по второму показателю: ВРП - я хотел объяснить. ВРП (валовый региональный продукт) - это типа ВВП, только региона. Он прежде всего показывает развитие региона и покупную способность населения. Затем он может показать в дальнейшем развитие региона. Если он большой, соответственно в ближайшее время будет развиваться регион.

Так вот, что у меня получилось:

Самый благоприятный регион по развитию автобизнеса, приходиться на Алматы. В данной сложной гистограмме очень сильно выпадает Атырауская область и Алматы. В первом случае из-за высоком ВРП и низком кол-ве машин и Алматы - из-за высокого показателя количества автомобилей. В группу риска попадают: К-Ординская, ЗКО, Актобе, Павлодар,Костанай, СКО и Жамбыл. Но в связи с тенденцией роста авто в Жамбылской и СКО - они могут выйти из данной группы. При высоком количестве автомобилей и низкой покупной способностью есть группа: Алматинская, ЮКО, Караганда и ВКО. При высокой покупной способностью и низким количеством автомобилей есть группа: Атырау, Астана и Мангистау. При высокой покупной способностью населения и большого количества авто: Алматы.

Исходя их данной гистрограммы можно понять какой бизнес развивать в регионах. Например в Мангистау и Атырау надо развивать бизнес премиум класса. Очень высокий стандарт качества при высоких ценах, но при низких объемах продаж.

В регионах расположенных в верхнем левом углу на гистограмме - низкие цены при больших объемах продаж.

В Алматы необходимо развивать все виды бизнеса.

В группе риска - развивать бизнес будет очень сложно.

Это анализ поверхностный и имеет первоначальный этап изучения рынка РК. Он предназначен для аналитика, который будет в дальнейшем изучать рынок.  Конечно для принятия решения руководства компании, надо более подробно и глубоко провести  исследование. Необходимо полностью изучить каждый регион в отдельности. И только после этого надо отдавать аналитические выводы руководству или заказчику.

Большое спасибо за внимание. Надеюсь вам анализ понравился.

Тимур Кубеков Kubekovkz
Майор запаса, авиатор, метеоролог, маркетолог, SMM-специалист.
2 февраля 2012, 3:21
15383

Loading...

Комментарии

ЮКО оказалась на предпоследнем место потому что,почти все они в Алматы съехались таксовать xDD
Очень прискорбно что гибридов такой маленький процент у нас в стране,надеюсь в ближайшем будущем он будет значительно выше.
О, вот это уже другой уровень. Мне нравится :-)
zamove
0
0
в этом году стоит ждать повышения цен на легковые авто?!
это вопрос? если это вопрос, то цены конечно будут расти. Единственное успокаивает, что будут машины нашего производства
Mrak
0
0
Конечно лидируют карбюраторные двигатели, дизель всего около 1%. Правильней сказать бензиновые, так как карбюраторных из них меньшая часть и в основном это старые машины
назвал по-старинке. Ну где-то правда есть, т.к. в большинстве машины у нас старше 10 лет и российского производства с карбюраторами
В алматы давно пора сделать платный въезд для иногороднего транспорта. Плюс дестимимулировать использование личного транспорта самими алматинцами - доп.налог на бензу (5-10 тенге в бюджет города), не регистрировать новые авто, если нет паркинга (гаража, личного места на стоянке), платные парковки в центре. Плюс велодорожки через весь город, автобусы, метро.
Из Алматы можно сделать город на уровне Европы, а не очередной Бангладеш.
мне кажется будет достаточно развивать общественный транспорт.
Строительство дорог никогда не поспеет за ростом числа автомобилей. Да и сейчас пользоваться общественным транспортом не намного выгоднее, чем личное авто. Поэтому и нет особых успехов. Пример надо брать с других стран - платный въезд в центр. У нас это нереально, потому что делового центра фактически нет, везде идут жилые дома вперемешку с офисами. Поэтому можно сделать платный въезд для не А номеров. Либо оставляй авто на стоянке перед постом гаи на въезде в город, либо плати сборы (которые пойдут на дороги в городе или экологию). Плюс более дорогой бензин в городе (доп.акциз пойдет в бюджет города) - автобусам компенсировать этот акциз. Плюс обязательное наличие паркинга для регистрации авто (можете снять в аренду) - но на 1 паркинг - 1 авто. Если у вас в доме не хватает паркингов, то никто не виноват, хотите пользоваться авто - меняйте дом или возьмите в аренду паркинг рядом. Это неправильно, что весь двор заставлен автомобилями - будет пожар, все сгорят - пожарка не проедет в такие щели. Что делать? - покупайте дома с паркингами.
В общем все меры не понравятся населению, но необходимы. Алматы должен быть европейский городом, а не исламабадом с миллионом приезжих. Даешь велодорожки через весь город
Эти меры можно легко обойти. Иметь машину с алматинскими номерами для чиликских парней и сейчас в норме. Повысить цены в городе - тоже не проблема обойти закон. Все городские (большинство) будут ездить с канистрами и по любому поводу выезжать за бензином. Поставить запрещающих мер легко, а вот построить дополнительные паркинги, развить общественный транспорт и контролировать ситуацию очень сложно. Я думаю, что как только будет на Евро -4,5 по цене в 300-350 тенге за литр - все пересядут на общественный транспорт
Не у всех чиликских будет в наличии паркинг, чтобы регистрировать авто. Те кому надо каждый день ездить в ату - пересядут на атинские номера, но себестоимость владения атинским номером возрастет. Поэтому часть приезжих будет оставлять авто на посту гаи.
Для тех кто часто в ату ездит, можно вести месячные (годовые) абонементы. Плюс весь алматинский транспорт обложить допналогом в зависимости от размера авто и-или от объема.
Все эти меры давно опробованы в мире и ничего страшного в них нет, они действуют.
Да и за бензой каждый день же не будешь выезжать с города. На полный бак 60 литров - экономия всего 300-600 тенге. Не такая уж большая выгода, чтобы пилить с центра города в область.
Акциз нужен только на бензу, газ и дизель будет по старой цене. Тем более можно компенсировать эти акцизы более тщательными и регулярными проверками заправок на качество бензина.
Плюс велодорожки развить, пешеходные прогулки - сейчас даже за хлебом на авто ездят. В пробках большинство авто пустые, только один водитель.
Штрафовать все умеют. А толку то?
Может для начала начать строить эти платные паркинги, парковки, кольцевые дороги и т.д. и т.п как в своё время делали в Европе и не делали в Бангладеш...
Полностью согласен, платных стоянок в Алмате в день с огнем не сыщешь... а то что "парковщики" деньги берут это не законно
Нифига неправильно.

Главное это ввести большой налог на автомобили старше пяти лет. Причём такой что бы сама мысль покупать старьё где-то у арабов или в европе, америке не возникала. Срок службы авто 2 - 4 года потом под пресс. Вот это правильно.
Отличный пост. Только есть момент непонятный: рисуете график, из которого видно, что в России 26,6 авто на 100 человек, а у нас - 20,4. А далее, ниже, пишете: "Мы будем где-то на 43 месте... А если взять все количество... ...будем на 36-37 местах, на уровне Польши, Болгарии и Славакии. Кстати, Россия там занимает только 53 место с количеством 15,6 авто на 100 человек." А у нас обеспеченность авто меньше, чем в России. Тогда откуда 43 место? Т.е. данные получены разными методиками, некорректно накладывать их.
Я случайно наткнулся на рейтинг, который проводил ООН. В данном списке нас нет. И что-то засомневался по поводу их расчетов. У них как всегда, Европу и США они считают все правильно, а нас (СНГ) считают по данным студентов. Я уже просто сталкивался с их расчетами. Они просто отмывают средства на исследования, которые выделяются в больших объемах. Исследования они заказывают и левых компаниях, которые потом нанимают студентов.
Комментарий удалён автором поста.
Комментарий удалён автором поста.
Комментарий удалён автором поста.
Комментарий удалён автором поста.
Комментарий удалён автором поста.
Конечно хорошо б\у автомобиль,но вот я хотел бы купить новый,в кредит к сожалению:-(((,облазил множество банков в инете и автосалонов,да Гранта новая или Chance до 10ти тыс. у.е. стоят,но они же сыпаться будут,я читал что вдвое уменьшились жалобы на качество от покупателей в Автовазе,что они там в 10 раз прочнее стали с приходом Рено,но все равно,а про ЗАЗ Chance,ваще не понятно,как там их на Украине разработали,коробка и ДВС Хундай вроде......в общем я хотел бы узнать что выгоднее все таки брать,да вообще возможно ли мне в кредит взять авто,ту же Гранту,всем спасибо:-))))
конечно не по адресу. Но могу сказать, что в прошлом году взял себе автомобиль в кредит Казкома. Там для меня было выгодно. Авто взял новое в автосалоне. Усть-Каманской сборки. Цена и качество меня устраивает. Так что рекомендую покупать местного производителя. Удачи.
Ясно,спс,автор сорри что не по теме написал,а можно узнать какое авто вы взяли???:-)
Шевроле Каптива 2,4. средняя комплектация. Цены были немного дешевле, чем сейчас - вышла новая модификация в конце 2011 года. Цена приблизительно в 28 000 долларов. Извините, что долго не отвечал
:)))

Ну что же вы комментарии поудаляли, зксперт!?

Стыдно?
ну вы перешли уже на личность - вот и удалил.
Ничуть не бывало :)

Я всего лишь указал на ваши ошибки в суждениях и отсутствие всякой логики в прогнозах.
Да и обманывать людей не хорошо.

Нет того в Европе и России о чем вы пишите.
Есть художественный свист с вашей стороны.

Пишите лучше о своем. Околоавтомобильная тематика не ваш конек.
автору спасибо за пост. Интересует Ваше мнение о доле автомобилей пр-ва СНГ в парке Казахстана?
Большое спасибо Кубекову!
очен исчерпывающе
еще бы пробег авто по регионам дать :) и топливо по регионам :)))

а какие данные использовались?
все можно найти в статистике stat.gov.kz
Как мне кажется, ООН просто забыла или по глупости, выкинула нас из списка)))!!! а мне вот эта информация на дипломку нужна!
Уважаемый автор отличного анализа. Был бы вам очень благодарен (и не я один) если бы вы обновили данные, было бы интересно посмотреть динамику, думаю она сейчас не порадует.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Самый большой провайдер в стране: методы работы с клиентами от «Казахтелеком»

Самый большой провайдер в стране: методы работы с клиентами от «Казахтелеком»

История о том, как Народный провайдер наваривается на своих клиентах, намерено не отключая услуги, и беря лишние деньги за ненужные и не оказываемые услуги.
ligaspravedlivosti
17 нояб. 2017 / 19:12
  • 31006
  • 193
Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

В Казахстане введен институт упрощенного (письменного) судопроизводства, который позволяет повысить доступность правосудия и сократить сроки рассмотрения дел.
mark_iceberg
20 нояб. 2017 / 15:49
  • 15110
  • 3
«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

Заранее отпишусь, данный пост не является попыткой оскорбить собственную нацию) Как говорится о вкусах не спорят, каждому свое.
Bonittta
16 нояб. 2017 / 14:28
  • 16193
  • 372
Новшества на орбите уголовного правосудия

Новшества на орбите уголовного правосудия

Недавно я приняла участие в международной конференции по модернизации уголовного процесса, прошедшей в Бурабае. В чем значимость данных реформ для обычного казахстанца?
mirabeisenova
20 нояб. 2017 / 16:22
  • 11922
  • 3
Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Как сообщает телеканал КТК, только за последние девять месяцев Казахстан покинули 28200 человек, из них почти пять тысяч инженеров, около 2700 экономистов и 1700 учителей.
openqazaqstan
17 нояб. 2017 / 11:00
  • 11649
  • 58
Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Подтверждаются худшие предположения, циркулирующие в соцсетях. Периодические исчезновения детей в разных регионах Казахстана объясняются не только семейными проблемами и «синими китами».
openqazaqstan
16 нояб. 2017 / 15:46
  • 8139
  • 57
О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

В объективности выводов швейцарского банка Credit Suisse усомниться трудно – его экономические рейтинги относятся к самым авторитетным и их явно трудно упрекнуть в предвзятости
openqazaqstan
18 нояб. 2017 / 17:21
  • 7482
  • 87
Система госинститутов Казахстана напоминает очень дорогое казино

Система госинститутов Казахстана напоминает очень дорогое казино

Сегодня в прессу просочились детали скандальной сделки ЕНПФ с «мусорными» облигациями ТОО «Бузгул Аурум», о которой уже подробно рассказывалось в начале года.
openqazaqstan
15 нояб. 2017 / 16:13
  • 3487
  • 21
Атамбаев под занавес президентства сделал всё, чтобы сжечь мосты

Атамбаев под занавес президентства сделал всё, чтобы сжечь мосты

На своей итоговой пресс-конференции в понедельник уходящий кыргызский президент говорил не об итогах своей деятельности, а о «плохом» Казахстане.
openqazaqstan
вчера / 18:36
  • 3850
  • 70