Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
11
15:21, 01 февраля 2012

Автомобильный парк Казахстана. Возможности развития автобизнеса.

Конь для казаха всегда была чем-то неизмеримо большим, чем средство передвижения, атрибут богатства и престижности среди соседей. Не случайно он готов отдать за него любые, даже очень большие деньги. В наше время коня заменила машина. Автомобиль для нас стал свободой, независимостью, можно сказать - это ВСЁ!!!! Не зря, самая популярная газета - это Колеса, один из самых популярных сайтов - Колеса, все разговоры мужиков - это машина. А у тебя какая? А что ты заливаешь? Переобулся? Сколько жрёт? И девушки начинают включаться в разговор.

Blog post image

Я попытался проанализировать автопарк Казахстана. Все данные я практически взял с официальных источников.

Количество автомобилей в Казахстане постоянно растет. Особенно рост наблюдался в 2011 году. Конечно данный рост объясняется автобумом связанным с ожидаемым ростом таможенных акцизов при вхождении в ТС. Подобный рост был в 2006 году - это было связано с поставками машин из Японии. А также наблюдались падения количества зарегистрированных автомобилей в период кризиса.

Blog post image

3,6 млн. - это легковых машин, а в целом в Казахстане около 4 млн. - это легковые, автобусы и грузовые автомобили. Если посмотреть на обеспечиность населения автомобилями в личной собственности:

Blog post image

По данной диаграмой можно проследить наше благосостояние. С ростом наших доходов - идет рост количества авто. Много это или мало? Я сравнил данные с Россией.

Blog post image

Получается мы немного отстаем от России по обеспечиваемости населения авто. Но если сравнивать с мировым рейтингом? ООН пересчитала владельцев автомобилей во всем мире и составила рейтинг стран по количеству автомобилей. США занимают по количеству автовладельцев первое место в мире – 76,5 на 100 граждан. Вторую строчку в рейтинге занимает Люксембург с 68,6 автомобилями на 100 человек. Далее идет:

Малайзия 64,1
Австралия 61,9
Мальта 60,7
Италия 56,6
Франция 56,5

К сожалению нас в списке рейтинга нет. Тут немного не понятна методика расчета рейтинга ООН и есть сомнения правильности подсчета. Мы будем где-то на 43 месте если брать по количеству легковых автомобилей.А если взять все количество машин, включая автобусы и грузовые, то мы будем на 36-37 местах, на уровне Польши, Болгарии и Славакии. Кстати, Россия там занимает только 53 место с количеством 15,6 авто на 100 человек.

Теперь давайте посмотрим как распределены автомобили по регионам. Наибольшее количество машин у нас в Алматы и в Алматинской области, ЮКО и ВКО. Наименьшее количество автомобилей в Кызылординской Атырауской и в ЗКО.

Blog post image

 

По обеспечиваемости населения регионов (авто на 100 человек):

Blog post image

Лидирует конечно Алматы и Астана, а вот на поледнем месте оказались Кызылординская область и ЮКО. ЮКО по количеству автомобилей занимает 3 место, но в связи с большим количеством населения по обеспечиваемости граждан автомобилями, область занимает предпоследнее место. Мангистауская область занимает 6 место.

Теперь посмотрим как делются автомобили по объему двигателя.

Blog post image

Казахстанцы особо не любят малолитражки (1500 и менее). Их доля составляет около 16%. Наибольшее количество (36%) автомобилей с объемом 1500-2000 куб.см. Машины с объемом 4000 и более занимают чуть более 1%.

Мне стало интересно, в каких регионах у нас любят мощные автомобили и кто любит малолитражки.

Автомобили с двигателем от 3000 куб.см. и более:

1 место - Алматы - 10,2% от общего количества авто в РК с такими двигателями

2 место - Астана - 7,8% (нафиг такие там нужны?))))

3 место - Мангистау - 4,6%

Малолитражки (1500 и менее) любят:

1 место - Акмолинская - 23,2%

2 место - Алматинская - 21,7%

3 место - ЮКО - 19,8%

Официальные данные дает расклад по типу двигателя:

Blog post image

Конечно лидируют карбюраторные двигатели, дизель всего около 1%. Смущает количество автомобилей на газе. Скорее всего учитываются автомобили, которые оснащены только газовыми установками и не имеют возможность ездить на бензине. В большинстве случаев существует машины с гибридными установками: бензин+газ. В Алматы больше всего владельцев легковых автомобилях на дизеле - 8 500 или почти 35% от общего количества в РК дизельных автомобилей. Далее идут Жамбылская и Атырауская области - по 15%. Меньше всего автомобилей на дизеле - в ЗКО и Павлодарской.

Теперь рассмотрим по возрасту автомобилей:

Blog post image

 

Около 80% автомобили имеют возраст 10 лет и более и данная статистика особо не радует. И только 3% имеют возраст 3 года и менее. Если посмотреть на статистику 5-летней давности, данные практически не поменялись.

Лидеры по количеству новых автомобилей приходиться на Алматы - 21,6% и Астана - 12%. Остальные регионы значительно отстают и у них количество новых автомобилей не превышает 6%. Наименьшая доля новых машин: Кызылординская - 2% и СКО - 2,2%. Это доля новых автомобилей от общего количества новых по РК. Если рассматривать автомобили в регионах в возрасте 3 года и младше от количества всех легковых в регионе, получиться следующие данные:

Blog post image

Получается, что больше всего можно встретить новые машины в Атырау, в Астане и в Мангистау: из 100 машин здесь 8,6 и 5 машин -новые.

А теперь рассмотрим перспективы развития бизнеса вокруг автотранспорта. Это прежде все АЗС, СТО, магазины запчастей, развития сервисных услуг и т.п. Мне просто стало очень интересно. В каком регионе лучше всего развивать автобизнес? Какие показатели региона влияют на рост бизнеса?

Естественно влияют следующие показатели: количество машин, протяженность дорог, покупная способность населения, тенденция роста автомобилей, прохождение транзитных магистралей, конкуренция, погодные условия, количество населения и т.п. Перечислять можно очень долго. Я постарался сделать быстрый анализ. Для этого я взял три параметра: количество автомобилей, валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения региона и тенденция роста автомобилей за последний год. По первому и последнему показателю все понятно. А вот по второму показателю: ВРП - я хотел объяснить. ВРП (валовый региональный продукт) - это типа ВВП, только региона. Он прежде всего показывает развитие региона и покупную способность населения. Затем он может показать в дальнейшем развитие региона. Если он большой, соответственно в ближайшее время будет развиваться регион.

Так вот, что у меня получилось:

Blog post image

Самый благоприятный регион по развитию автобизнеса, приходиться на Алматы. В данной сложной гистограмме очень сильно выпадает Атырауская область и Алматы. В первом случае из-за высоком ВРП и низком кол-ве машин и Алматы - из-за высокого показателя количества автомобилей. В группу риска попадают: К-Ординская, ЗКО, Актобе, Павлодар,Костанай, СКО и Жамбыл. Но в связи с тенденцией роста авто в Жамбылской и СКО - они могут выйти из данной группы. При высоком количестве автомобилей и низкой покупной способностью есть группа: Алматинская, ЮКО, Караганда и ВКО. При высокой покупной способностью и низким количеством автомобилей есть группа: Атырау, Астана и Мангистау. При высокой покупной способностью населения и большого количества авто: Алматы.

Исходя их данной гистрограммы можно понять какой бизнес развивать в регионах. Например в Мангистау и Атырау надо развивать бизнес премиум класса. Очень высокий стандарт качества при высоких ценах, но при низких объемах продаж.

В регионах расположенных в верхнем левом углу на гистограмме - низкие цены при больших объемах продаж.

В Алматы необходимо развивать все виды бизнеса.

В группе риска - развивать бизнес будет очень сложно.

Это анализ поверхностный и имеет первоначальный этап изучения рынка РК. Он предназначен для аналитика, который будет в дальнейшем изучать рынок.  Конечно для принятия решения руководства компании, надо более подробно и глубоко провести  исследование. Необходимо полностью изучить каждый регион в отдельности. И только после этого надо отдавать аналитические выводы руководству или заказчику.

Большое спасибо за внимание. Надеюсь вам анализ понравился.

11