У меня давно есть мысль продавать моторные масла. Эта мысль пришла еще в 1996-1997 годах. Тогда очень хорошо начали завозить импортные масла. Особенно мне понравилось, как один мужик завозил Shell. Дилером тогда была не большая компания, а ЧП - частный предприниматель или сейчас их называют - ИП. И еще тогда привозили разнообразные масла в бочках для производств, но продавали их как для легковых автомобилей частникам на разлив.
И вот прошло 15 лет, но продолжаю держать данную идею и все время анализирую рынок.
Объемы в данном рынке конечно растут. Это связано с увеличением автомобилей в РК и увеличением пробега автомобилей.Например, мы можем увидеть по количеству зарегистрированных легковых автомобилей, тыс. шт.:
А общее количество автомобилей на начало 2012 составило: около 4 млн. (без прицепов)
При этом надо учитывать, что количество потребления топлива растет ежегодно до 5-7%.
Тут в статистике есть маленькая засада. По количеству роста автотранспорта, потребления топлива, инфляции тенге и увеличения производства, рост импорта смазочного масла расти равномерно, а у нас получается скачками и при этом цифры просто не вероятные. Ежегодный рост импорта по количеству составляет около 30%, а по ценам - до 70%. Когда во всем мире и в том числе наших соседей ежегодный рост составляет - 6-7%. Я не могу это объяснить. При этом цифры проверенные и разные источники об объемах продаж говорят (статистика, таможня и специалисты с министерства и производственники).
Общемировой объем продаж всех смазочных материалов - 40 млн. тонн, в России чуть более 3 млн. тонн, а Казахстан привозят приблизительно 182 тыс тонн (по данным стат.агентства и таможни) - это все смазочные материалы, включая индустриальные. Я пока не беру цифры производства смазочных материалов в Казахстане - это пока мизерные цифры, которые особо не влияют на рынок.
Рынок смазочных масел (автомобильные и индустриальные) в 2011 году составил около 35 млрд. тенге (около 240 млн. долларов).
Самый крупный поставщик масла - это Россия, от общего объема (в тоннах) приходиться 70% всех поставок, но при этом в денежном эквиваленте - 40%. Далее по объемам поставок идет Оман - 5,3%, Фины - 4,4%, Литва - 3,5%, Германия - 3%, Корея - 1,6%. В денежном выражении лидер (кроме России) - Финляндия - 11%, Оман - 10%, Германия. А самые дорогие масла везут из Швейцарии, Японии, США и Франции. А самое дешевое - Узбекистана, России и Ирана. (я не брал страны с минимальным объемом поставок).
Рынок фасованных масел в РК в 2011 году для автотранспорта составляет около 30 тыс. тонн (моторного и трансмиссионного) или 16,5% от общего импорта смазочного материала, для сравнения в 2006 году было продано порядка 16 тыс. тонн - 12,6% при общем объеме: 130 тыс. тонн.
Вроде все понятно, но вот не понятно: какой приблизительно рынок автомобильных масел? Давайте мы посчитаем. Возьмем среднюю цену 1 литра масла - 500 тенге. (это средняя, надо учитывать большие объемы продаж масел для большегрузных машин). При объеме 30 тыс. тонн, получается - 34 500 тыс. литров (плотность 0,85) Умножаем литры на среднюю цену - 17 250 млн. тенге или около 50% от общих продаж.
Таким образом, получается, что каждый автомобиль ежегодно тратит 8,6 литра автомасла (трансмиссионные и моторные) или 4 300 тенге ежегодно. Вроде цифры бьются.
Распределение рынка фасованных масел для легковых автомобилей:
60% - дешевые, минеральные масла
30% - среднего диапазона
10% - дорогие масла (синтетика, полу-синтетика)
Особенности рынка автомобильных масел.
Это один из самых сложных рынков в РК. Зайти с новым брендом практически не возможно. На диапазоне дешевых масел, уже есть сильный конкурент - российские масла. На рынке среднего диапазона цен: так же российские марки и есть масла корейского, германского производства (в основном масло так называемой: вторичной обработки). Более сильная конкуренция идет среди масел в премиум классе.
Зайти на рынок с хорошей рекламной компанией в средний и премиум класс - это будет не достаточно - не даст результата. Необходимо проведение крупномасштабных мероприятий по привлечению клиентов и для появление лояльности у автовладельцев. Это пресс-конференции, это распространение слухов, создание антирекламы против конкурентов, ну и конечно реклама. И самое главное: это проведение консультационных работ для работников СТО. Ведь в основном автовладельцы верят не продавцам масел, а механикам СТО, которые производят замену масел. По такому принципу идут фармацевты. Они очень хорошо организовали работу с лечащими врачами - они посылают к ним врачей-консультантов, которые проводят занятия, дарят подарки и даже дают деньги.
Особую роль в развитие данного рынка влияют специализированные СТО обслуживающие основные автомобильные бренды. У нас есть особенность, что данные СТО продают масла, только те, с которыми подписаны долгосрочные договора. У любого автовладельца есть право на выбор бренда масла и не СТО и не производитель автомобиля, не имеет права диктовать условия какой надо заливать бренд. При этом производитель автомобилей может только рекомендовать ту или иную марку масла по техническим характеристикам. И на выбор бренда масла не снимает гарантийный срок автомобиля. Это может подтвердить любой представитель автокомпании (это не официальный дилер). За последний период, только один бренд успешно втиснулся между Кастролом и Мобилем - это Motul. И то благодаря представителям бренда Motul. И еще есть на текущий момент тренды: это использование технических жидкостей брендов автомобилей. При этом автопроизводитель настоятельно рекомендуют завивать только собственные марки масел. Но это кажется касается только корейских автомобилей.
Рынок автомобильных и индустриальных масел будет расти. Усилиться конкуренция среди автомобильных брендов масел. Ожидается появление казахстанских брендов в сегменте дешевых марок и в сегменте средней стоимости. С цель продвижения масел, ожидается открытие специализированных пунктов по замене масел. Так же возможность появления технических жидкостей по брендом сетей АЗС (КазМунайГаз, Синоойл, Газпромнефть).