Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
2
06:28, 30 января 2012

Страх – эффективное средство…иногда…

Перепост с Доки

Автор Heybulldog

Этот пост был задуман как комментарий на статью Баглана Айдашова aka sympaticus на yvision.kz “Жанаозен. С другой стороны“. Но поскольку я многословен, то решил опубликовать как отдельную заметку на дружественном мне ресурсе. Итак.

Sympaticus провел хороший анализ. Сделан достаточно грамотно.

Что хочу добавить от себя. Постараюсь быть таким же логичным и последовательным, хотя уверен, что буду сумбурным.

Анализ, который ты сделал вообще то не твоя работа. Такой анализ должен быть повседневной заботой местных акиматов. Это их хлеб. Это не разовый труд по указке сверху или после каких то ЧП, и тем более таких трагедий.

Но согласись, что чем дальше от центра (Астана), тем хуже качество аналитики и исполнительных действий. Да, в Астане сидят умные люди и все знают, но чем дальше от центра, тем меньше упорядочиваемых мозговых волн, но суть не в этом.

По хорошему, такой отчет должен висеть в Акимате Жанаозена и других маленьких городов на красной доске и обновляться регулярно. Это же верно и для градообразующих предприятий. На основе этих данных, а также исходя из оперативной информации получаемой самими акиматами, а также компаниями должны быть сделаны выводы, составлен план и предприняты действия УПРЕЖДАЮЩИЕ негативное развитие событий.

Если местным акиматам не хватает сил и средств, то они идут в областной акимат, либо обращаются к компаниям.

Я недолгое время поработал в добычной компании и общался с местными Акимами, видел встречу региональных и местных Акимов. Так вот, я заметил, что часто инициатива исходит от верха. Т.е. низы не подтянутся, пока на них не прикрикнут или не спустят очередную программу сверху, которую в свою очередь спустили из Астаны. И это нормально при нашей системе. Потому что самоуправство иногда губительно, и я их понимаю. Начнешь бурную деятельность по своей инициативе, то можно получить разные ярлыки, потом проверки (которые обязательно выявят, по крайней мере, технические косяки) и прочее.

Что делают местные Акимы? Ждут. Работаю по повседневным обязанностям. Конечно, проводят немалую работу по трудоустройству, снятию социальной напряженности и прочее. Но это, скорее всего «ручное» управление экономикой, о чем ОТКРЫТО говорил Масимов (а значит сей факт признан властью).

Нет целевых параметров, нет аналитической базы для того, чтобы их установить и вообще решить, что нам делать.

Ну а если есть такие программы и прочая? «Сейчас же все так формализовано», скажут многие.

Да есть. И каждый чиновник должен отчитаться о «Выполнении поручений Президента РК, перечисленных по «далее идет текст постановления или закона или указа или программы».

Мы эту школу тоже знаем. Астана задолбала национальные компании с такими вещами. И там идет тупая отписка. Да сделано. Да в план включен. Заключен контракт и прочее. И это успокаивает ВСЕХ. Сделал отчет – спустил вверх, работай дальше. Хотя ты сам прекрасно понимаешь, что просто сделал очередную бумажку. На эти отписки иногда уходит до 40-50% рабочего времени, тогда как на ДЕЛО (разработка нормального договора и переговоры) уходит остальные 50% и после такой загрузки какие могут быть нормальные договора и переговоры? Вот так и получается, что на деле – ничего не продвинулось и конца края не видно.

Так же и в акиматах: подписан меморандум о взаимопонимании с крупными компаниями, где они обязуются трудоустроить/построить цирк/провести пивопровод и прочее. Конечно, потом все это исполняется и выполняется. Но это делается ПОСТ-ФАКТУМ. Когда проблему уже не утаишь, когда ее надо решать «уже вчера».

Вот поэтому нужен хороший анализ, прогноз и план действий. А его самостоятельно, на местных уровнях при нашем качестве государственного управления редкий Аким может сделать хотя бы на уровне средней частной компании крупных городов, не говоря уже об иностранных предприятиях и СП.

Почему после Жанаозена все так засуетились. Всех так трудоустроили. Проявили бурную активность? ЭТО НАДО БЫЛО ДЕЛАТЬ ДО, А НЕ ПОСЛЕ. Если ВСЕХ трудоустроили ПОСЛЕ, то почему тогда отчитывались о том, что все было чики-чики. Мол это ярые «несогласные» бунтовали и прочее. Им видите ли 300 тысяч тенге в месяц мало. Дворники самую большую зарплату в РК получают и прочее. НО ВЕДЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО ОТЧИТАЛОСЬ ПОСЛЕ Жанаозена о трудоустройстве ВСЕХ!!!

Значит эти ВСЕ были без работы и имели причину бастовать. Значит, все прежние отчеты были просто НА БУМАГЕ, как это обычно у нас делается. Почему в нашей стране пока не «просрёшься» тебе не дадут туалетную бумагу? Хотя в каждом доме она висит в туалете в 30 сантиметровой доступности (последняя миля). Когда доходит дело до государственного – то там всем побоку.

Так о чем это я говорил?

Так вот. Главная проблема – качество государственного управления. И именно слабое качество государственного управления стало причиной зарождения конфликта, не способность его решить на месте, в зародыше. Если бы любой грамотный человек прочел бы эти данные ДО СОБЫТИЙ, то мог бы понять, что в Жанаозене жопа – социальная напряженность. А представь если сделать такой мониторинг по всем районным центрам? Свести это в единую таблицу и посмотреть кто, где, как живет и почему? Свои benchmark установить и пр?

Где карта социальной напряженности? Где план действий и исполнения? Уверен, есть такие вещи в Астане, но почему никто ничего не смог сделать превентивно, чтобы предотвратить?
Опять тупо отчитались по меморандумам по количеству трудоустроенных и прочее? ОПОЗДАЛИ. Просто тупо опоздали. Поэтому я считаю, что ответственность за Жанаозен лежит на государстве. То, что сняли главу Самрука ответственного за нефтяной сектор, то это косвенное свидетельство, что государство признало ответственность нефтяников. Хотя не исключаю, что Жанаозен послужил разменной монетой для больших игр и был спланирован для передела политического пространства. Сняли Кулибаева – видимо достигли цели, но Масимов то остался. Но это чисто предположения. Это уже второе, как следствие. Совсем другая история.

Как решать проблему на местном уровне?

«Кадры!» – скажут многие. Многое зависят от кадров. И будут правы.

Набрать хорошие кадры, повысить зарплату, отправить студентов в регионы, дать им квартиры. Создать под это дело специальную государственную программу, выделить средства, назначить ответственных и… СПУСТИТЬ ВСЕ ЭТО ВНИЗ ПО КОМАНДЕ ФАС!!! Дальше начинается процесс, который немного описан выше.

Получается замкнутый круг. Потому как, для такой программы нужен анализ местных проблем. Для этого анализа нужен грамотный аппарат акиматов. Сбор первичных данных.

Тут еще одна проблема. Акимы боятся. Если скажешь реальную ситуации и проблемы, то на тебя могу «наехать», а почему не решаешь? Ничего не делаешь, а?

Ну, хорошо. Допустим, есть госпрограмма. Спустили сверху. Понавезли из центров в области. Что дальше? Адаптация, чужаки, местный быт, интересы кланов, компаний, сторонних органов, мафия и криминал. Чтобы распутать этот клубок проблем нужны менеджеры, которым в принципе и в бизнесе хорошо. Т.е. менеджеры уровня высшего топ-менеджмента крупных столичных контор.

Пойдем с другой стороны. Зачем менять кадры, если обучить и существующие и сделать хорошие планы, показатели выполнения и контроль исполнения, т.е. KPI? (вроде бы видимость этого уже существует). Тоже выход. Но не нарвемся ли мы опять на бумажную отчетность, а не реальные дела?

Я не могу все свести как ты в графики, цифры и факты, т.к. это гигантская работа. Но мне кажется, что все сводится к тому, что с какой стороны не крути, а изменить работу местных органов можно только при личной заинтересованности и определенной степени свободы местных органов, отсутствия страха, присутствие инициативы, а также хорошем механизме консолидации местных людей на местном уровне (ну и конечно контроле и мониторинге от умных агашек из центров). Что это значит?

Хороший вопрос. Демократия на местном уровне. Т.е. менять систему регионального государственного управления:

1) нужно избирать Акимов на местном уровне, среди местных жителей
2) контроль за деятельностью акиматов – общественный совет из локальных агашек, бизнесменов, НПО, крупных компаний и…. областного акимата (прямая линия на верх, чтобы контролировать все это) – типа парламента;
3) мониторинг деятельности от областных акиматов (пусть они останутся как есть без всякой избранности и прочее).

Конечно, такая система тоже не совершенна, но она работает во многих странах. Никто не говорит, что надо объявлять повсеместную реформу. Но блин и пытаться надо. Если и так дальше жить, то такие проблемы будут выскакивать каждый раз. Это просто логично: не работает такая система, давай попробуем другую (для начала можно опытным путем, пилотные проекты и пр.)

Сейчас всех спасает только страх!!! Страх, что тебе по башке настучат за ЧП. Районный Аким боится областного, областной Астану, только Астана вообще никого не боится, даже Бога. И так крутится эта система. Все боятся. Конечно, можно сослаться, что так и надо. Пока на нашего человека не надавишь он ничего не сделает и прочее. Но жизнь преподносит и альтернативные варианты. Такое ощущение, что в Астане аналитики прочитали посмертные труды всех тоталитарных деятелей, написанные на небесах, в которых говорится «и все таки мы были правы, наше дело правое, и мы победим» и не признают никаких других поводов решения проблем кроме страха.

Страх – эффективное средство, но если он обернется против того, кто его наводит, то получится новый Жанаозен в еще больших масштабах. История этому учит. Это легче всего показать как на свежих, так и на давних исторических примерах.

И еще…

Тут не важно уже, кто спровоцировал, кто организовывал. Это дело техники. У страны всегда будут внешние, внутренние злопыхатели и враги/ «хорошие друзья»/Путин (нужное подчеркнуть). Вопрос. Как ты реагируешь. Одно дело, если ты латаешь дыры на ходу, другое, если у тебя автоматическая система заплаток для дыр. Иначе завтра в тебя пальнут не из коктейля Молотова, а из РПГ, то все пойдет нафиг и будет то, о чем вчера написал Байтукенов на DOKU. Кстати, такой же расклад можно сделать и по действиям нашей полиции и спецназу. Подготовки нет, средства разворовали агашки (помните про погибших спецназовцев и интервью их сослуживца) и прочее. Но это отельный разговор.

Даже если есть сторонние силы, то эти силы зацепились за самое слабое место в стране (регионы и районы) и теперь будут за него дергать. Чтобы им противодействовать нужен хороший файрвол. В долгосрочном плане хорошим файрволом является демократия, либо по крайней мере ее видимость для среднего, ничего не подозревающего и наивного гражданина (предвосхищая «наших» любителей хаять демократию-).

 
2
309
3