Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
9
19:20, 26 января 2012

О том, как в Казахстане я побывала

Я, конечно, презираю отечество моё с головы до ног —

но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство.

А.С. Пушкин

 

«Моя быть в Казахстан…»

Стоило, наверное, начать писать этот пост, будучи в Казахстане, потому что ощущения так быстро стираются, что даже иногда трудно поверить, что некоторые вещи действительно случались. Я третий день как в Америке, а кажется, что вообще не уезжала. Примерно такое же ощущение у меня было месяц назад на третий день пребывания в Казахстане. Не знаю, как это на самом деле, но я искренне верю, что это хорошо. Сравниваю это с дружбой, той, которая у меня есть лишь с несколькими людьми. Одна моя подруга говорит, что есть поразительная вещь в наших отношениях, сколько бы мы не виделись, мы встречаемся так, как будто пили чай на чьей-то кухне неделю назад. Также я возвращаюсь в родную мамину квартиру в Караганде, домой. И точно также - в свой американский дом, тоже домой.

Пост, скорее всего, получится сумбурным, за это вы меня извините.

И еще, прежде чем начать, хотела бы уточнить, что не считаю ни одну из стран лучше другой, хоть и все время неосознанно сравниваю.

Ну, начнем по порядку. Самым первым моим «казахстанским» впечатлением стала моя пересадка во Франкфурте, летала я в этот раз немецкой Люфтганзой. В уборной возле гейта увидела двух казашек. Одна усиленно подводила глаза перед зеркалом, вторая поправляла платье и подтягивала черные ботфорты на каблуках. Полет предстоял семичасовой... К гейту нам подогнали автобус, который должен был отвезти нас к самолету. Сразу вспомнились казахстанские очереди, хотя почему я их называю очередями, если никакой очередности в них обычно, нет. Здесь точно также, все торопятся, обходят друг друга, цокают, нервничают. Ну конечно, причина нервничать-то очевидная – вдруг автобус, как на остановке, закроет свои двери, и коварный водитель умчит других людей (всех, кроме тебя) к самолету, который тоже, кстати, управляется не менее коварным пилотом, который так и мечтает бросить несчастных казахстанцев на враждебных землях Германии. Точно также мы и поднимались на борт, его же покидали и абсолютно таким же способом забирали свой багаж, который никогда бы не получили, если бы не стояли впритык к дорожке, почти целуя затылок другому человеку.

Я могла бы долго рассказывать разные истории о том, как люди абсолютно не уважают пространство другого человека, как не существует очередей. Вернее, очереди-то существуют, но люди всяческими способами пытаются обойти их, считая, что умнее, читай наглее, существ не сыскать.

Такая же ситуация происходит и на дорогах. Я полтора года не была в Казахстане и в первый же день попала в машину к алматинскому таксисту. Опять же, почему-то наши соотечественники считают обязательными правилами дорожного движения подрезать кого-нибудь, ехать где-то между двумя полосами, курсируя туда-сюда без стеснения и не знать, где включаются поворотники. В Америке есть чудесная традиция махнуть в знак благодарности рукой, если вас пропустили на перекрестке. Пешеходы точно также благодарят водителей, когда те пропускают их. Кстати, о пешеходах. Их пропускают везде. Вот едете вы возле супермаркета, в поисках парковочного места и идет человек такой, с пакетами или с тележкой. Вот должны вы его пропустить. Или вот вы между домами проезжаете, в жилом районе. Идет девочка с собачкой или бабулька дорогу перейти собирается. И их вы тоже пропускаете. И никто не сигналит, как умалишенный и не сидит с недовольным лицом, матерясь при этом. Про пешеходные переходы не надо говорить, да? Я совсем не пытаюсь рассказать вам, что в штатах такие расчудесные водители, и никто не делает глупостей на дорогах. Очень даже делают, но намного реже. Да и держатся водители, каждый в своей полосе, что крайне упрощает жизнь.

 

А потом я приехала к маме домой. Там меня кормили в любое время суток, поили чаем, пекли мне торты и жарили блины. Там кошка спала со мной, там мама радовалась, что ее дочь приехала. Хорошо там, в общем.

И друзья там, давние, с кучей общих воспоминаний и кучей совместных дел. И жизнь меняется, кстати, знаете ли. Мы уже почти большие.

Ну так вот, вернемся к менталитету и прочей ерунде, которая относится к основной теме моего поста. Потом столкнулась я с бюрократией. Несколько раз пришлось столкнуться. ЦОНы, честно вам скажу, обожаю с давних времен. Сидеть там люблю по несколько часов, в ожидании своих циферок. Почему-то каждому там было интересно, зачем все-таки мне нужно менять удостоверение, раз срок старого еще не истек. Ответ мой их явно не удовлетворял, но видимо, полномочий противоречить у них недостаточно. Потом случайно (скорее уж, честно) на вопрос о семейном положении выпалила «замужем». Ну так девушка с округлевшими глазами стала спрашивать ФИО супруга моего, да место прописки. После вопроса о номере загса мы решили с ней, что лучше будет оставить меня в бумажках незамужней.

Теперь о старой почтовой истории. Было как-то дело у меня с посылкой. Посылку по пути из Америки вежливо вскрыли и одна вещь мне не дошла, айпод нано, оцененный в 150 долларов США. После недолгих мытарств мне, не менее вежливо, дали понять, что возмещения ждать не стоит. Я, успокоенная этой мыслью, уехала на ПМЖ в ту же Америку, о которой говорилось ранее. И тут случилось чудо, перед новым годом моей маме позвонили из отдела безопасности и сказали, что мне нужно написать заявление о том, что возмещение я-таки хочу. Заявление было написано, отсканировано и отправлено. И вы знаете, деньги пришли. Но возникла проблема. Забрать-то деньги могла только я сама, а меня самой на территории Казахстана не оказалось. Но служащая почты уверила мою маму, что деньги просто уйдут в Алматы, а когда мы захотим их вернуть, понадобится не больше недели, чтобы прислать их обратно в Караганду и передать мне прямо в руки. И вот я в Караганде, жажду вернуть энную сумму денег (кстати, сумма оказалась приятно больше, чем ожидалось). И вы знаете, та дама, которая с моей мамой переговоры вела – уволилась уже с полгода как. И стали они меня кидать с линии на линию, из отделения в отделение. Пока не вернулась я по кругу к доброй женщине из справки. Скажу вам честно, мне просто повезло, что она вообще там работает. У нас ведь как в Казахстане, ни у кого нет прямых обязанностей, и никому дополнительную работу делать не хочется. Так что не знаю, кто вообще должен был нести за мое дело ответственность, но сделала это она. Перезвонила, как обещала, сделала запрос, все для меня узнала и объяснила. И, после проведенных на главпочтамте полутора часов, я, наконец, деньги свои вернула. Хочу вам сказать, что благодарна той женщине из справки, потому что не увидела бы я этого возмещения, если бы она не подсуетилась. Но ситуация бы вышла нелепая, в таком случае, сами позвонили, сами предложили возмещение, сами пообещали, что сумма будет возвращена в любое время, а в итоге ничего бы и не случилось. Кстати, доброй работнице почты я принесла коробку конфет и в глазах ее увидела удивление, что меня несказанно порадовало. Вспомнилась тут же моя давняя история в больнице, совершенно противоположного характера.

Теперь о сервисе. Он стал лучше, на мой взгляд. Хотя бы в дорогих местах. Люди просто себя лучше вести не стали. Пусть прозвучит банально и пафосно, но почему в Казахстане все считают своим долгом выпендриться? Ну да ладно, эта тема стара и избита, даже не хочется о ней долго говорить. Сервис. Я сама сейчас работаю в сфере обслуживания, и, поверьте, после третьего предупреждения вас уволят. Если трижды на вас пожалуются клиенты, которые были недовольны вашим обслуживанием, интонацией в вашем голосе, невыполнением обязанностей - если не уволят, то сделают серьезный выговор, который вы точно не хотите получить. В штатах очень серьезно относятся к обслуживанию клиентов – это хлеб любой компании. В моей родной Караганде зато, кассир в супермаркете может так на меня зыркнуть (долго подбирала слово) за то, что я попросила еще один пакет. Официантка может с легкостью забыть принести часть заказа. Работница аэропорта, зная, что примет багаж с перевесом, не преминет задать язвительный вопрос: «А вы вообще знаете, что у вас перевес?». Да что там говорить, переводчики из довольно солидного места, неправильно выполнив работу, ни в какой форме не могут хотя бы принести извинения, зато могут долго объяснять, что у них обеденный перерыв с часу до двух и поэтому теперь уже правильный перевод я могу забрать только после обеда.

Вы можете резонно меня спросить, с чего же это я так поумнела, будто раньше эти вещи не казались очевидными. Они-то и были, и есть очевидные, просто контраст слишком уж высок. Особенно, когда бам! 6 часов и ты вдруг в окружении казахстанцев.

Ничто из вышеперечисленного я не могу называть негативным, да, вероятно, вы увидели, что озвучила я только «плохое». На самом деле, я бы скорее назвала это все предсказуемым. Мы вот такими были, и такие мы есть, наверное, будем еще долго. Это не плохо и не хорошо, это как должно быть. Мы все полны стереотипов, полны предубеждений. Также как и американцы. Просто у них свои стереотипы, а у нас свои.

Единственное, что я бы хотела вам пожелать, дорогие соотечественники – это мыслить шире, вне рамок и стараться увидеть обратную сторону монеты.

 

Казахстан, 29 декабря’11 – 23 января’12

9