место в рейтинге
  • 35488
  • 36
  • 36
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Структура процесса обучения

Обучение детей с особыми образовательными потребностями, так же как и системы образования для обычных детей - это целостная система, состоящая из логически связанных звеньев: восприятие учебного материала; закрепление учебного материала;  применение усвоенных знаний и умений.

Восприятие* учебного материала. Началом  познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями является, насколько ребенок воспринимает предлагаемый материал. Восприятие ребенка тесно связано с представлениями, сформировавшимися в результате предшествовавших восприятий и мышлением. Восприятие материала нашими детьми несовершенно. Оно замедленно в связи с запаздыванием реакций ребенка на внешние раздражения. Не все то, что предъявляется детям для восприятия, отражается в их сознании. Одни стороны действительности схватываются полностью, другие выпадают из поля зрения. Многое из воспринятого ребенком оказывается неадекватным действительности.

Чаще всего восприятие приобретает фрагментарный характер, часто отсутствует необходимая смысловая связь, кроме того, отсутствует связь между восприятиями и представлениями, восприятием и мышлением. Это затрудняет использование предшествующего индивидуального опыта детей и нормальное протекание процесса первичного анализа воспринятого материала.

В связи с наличием указанных особенностей процесса восприятия учебного материала детьми, специалистами используются специальные приемы и средства, направленные на обеспечение полноты, точности и адекватности действительности:

сложный учебный материал расчленяется на части;

процесс восприятия замедленный;

обеспечивается руководство почти каждым перцептивным действием ребенка.

Особое внимание обращается на обучение детей анализировать результаты своих восприятий, сравнивать воспринятое с образцом. Работа строится таким образом, чтобы ребенок получил возможность  опоры на как можно большее количество анализаторов: зрительного, слухового, тактильного  и мог внимательно рассмотреть, послушать, пощупать, понюхать предлагаемый предмет.

Закрепление знаний и умений в практической деятельности. Постоянное и тщательное закрепление детьми знаний учебного  материала представляет собой исключительно важное звено в обучении в связи с наличием у детей серьезных нарушений процессов запоминания и воспроизведения. При воспроизведении у детей выпадают существенные элементы ранее усвоенных знаний, которые, чаще всего, приобретают фрагментарный характер, теряют признаки системности. Весьма характерной для детей является также недостаточная осознанность предлагаемого материала. Ввиду этого, прежде     чем приступить к закреплению, проводится большая пропедевтическая работа, направленная на обеспечение полноценного восприятия и осознания предлагаемого материала.

Учитывая то, что наиболее долго сохраняется в памяти детей предметно-наглядный материал, и наоборот, быстро выпадают из памяти всевозможные словесные обобщения, закрепление учебного, материала строится с опорой на наглядно-образную, эмоциональную память с постепенным переходом к словесно-логическому запоминанию. Без такой предварительной работы при непосредственном переходе от объяснения к закреплению, как это имеет место при работе с обычными детьми, возникает опасность закрепления у наших детей неверных стереотипов, переделка которых у наших детей происходит с большими трудностями и порождает всяческие эмоционально-аффективные осложнения.

В процессе повторения осуществляется уточнение полученных знаний, возможность их исправления и восполнение, помощь в правильности усвоенных знаний и способов действий. Все это создает благоприятные условия для применения знаний и умений на практике.

Применение знаний и умений в практической деятельности. Трудности усвоения навыков применения знаний и умений, безусловно, во многом связаны с наличием дефектов, однако, многие из них в процессе  обучения преодолеваются или значительно уменьшаются. Этому способствует наличие таких условий как:

1) соблюдение единства усвоения и применения знаний;

2) укрепление связи обучения с жизнью, практикой;

3) систематическое вовлечение детей в практическую деятельность, требующую использования приобретенных знаний.

 

*Из компетентных источников: «Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа».

 
Майра Сулеева Mayra_Suleyeva
24 января 2012, 9:33
1055

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

До каких пор чиновники будут игнорировать защиту детей?

До каких пор чиновники будут игнорировать защиту детей?

До каких пор Уполномоченный по правам ребенка, как институт во всем мире стоящий на страже жизни и прав детей, в нашей стране будет выполнять представительские функции?
AliyaSadyrbaeva
сегодня / 18:27
  • 3944
  • 5
«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

Некий блогер Сергей Никитский неустанно пишет о Казахстане, Астане, Экспо и посвящает два материала Алматы, причём подчёркнуто называет город Алма-Ата.
Langdon
19 июля 2017 / 15:44
  • 3837
  • 58
Что происходит в казахстанской правоохранительной системе под видом борьбы с коррупцией

Что происходит в казахстанской правоохранительной системе под видом борьбы с коррупцией

За день до своей гибели прямо около памятника жертвам политических репрессий 1937-го Жампозов сказал жене, что он – жертва точно таких же репрессий.
openqazaqstan
вчера / 10:18
  • 2946
  • 12
Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Автор утверждает, что программы МБА не дают никакого позитивного выхлопа, если ты уже не являешься владельцем или наследником прибыльного бизнеса. Знания МБА можно получить бесплатно, уверяет он.
Aks_Ras
19 июля 2017 / 16:28
  • 2868
  • 2
Зачем эмигрировать в Россию? Лично я никогда не понимал этой странной мечты

Зачем эмигрировать в Россию? Лично я никогда не понимал этой странной мечты

Некоторые мои знакомые, мечтают уехать в Россию и побыстрее получить гражданство. Кому мы там сдались? Есть замечательная поговорка: "Где родился - там и пригодился".
Washington
сегодня / 12:15
  • 2577
  • 81
Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Вчера все информационные агентства страны передали сообщение, которое заставило забиться в ужасе сердца всех матерей страны. В мусорном контейнере города Сатпаев было обнаружено тело новорожденной девочки.
AliyaSadyrbaeva
19 июля 2017 / 11:06
  • 2387
  • 19
Почему путь к любимому Иссык-Кулю из года в год не становится легче

Почему путь к любимому Иссык-Кулю из года в год не становится легче

Минувшие выходные для казахстанских туристов, рвущихся от алматинской жары к иссык-кульской прохладе, снова обернулись настоящим кошмаром.
caravan_kz
19 июля 2017 / 18:39
  • 1904
  • 4
Мужчины Люксембурга и Казахстана: «У нас они уже в 35 добиваются статуса»

Мужчины Люксембурга и Казахстана: «У нас они уже в 35 добиваются статуса»

Что касается парней, так это вообще отдельная тема. Они для меня загадка. Уже год пытаюсь понять ход их мыслей. Для нас, казахов, немного сложно понять, почему человек в 35-36 лет, до сих пор не нашел смысла жизни.
AASh
вчера / 15:19
  • 1846
  • 18
Наша новая рубрика «Топ-5»: самые красивые актрисы Казахстана

Наша новая рубрика «Топ-5»: самые красивые актрисы Казахстана

Решили сделать топ-5 красивых актрис Казахстана. Очень долго спорили о первых трех местах и даже чуть не подрались. Было очень тяжело выбирать.
asdbqwe
20 июля 2017 / 14:24
  • 1918
  • 41