Структура процесса обучения

Майра Сулеева 2012 M01 23
1169
0
5
0

Обучение детей с особыми образовательными потребностями, так же как и системы образования для обычных детей - это целостная система, состоящая из логически связанных звеньев: восприятие учебного...

Обучение детей с особыми образовательными потребностями, так же как и системы образования для обычных детей - это целостная система, состоящая из логически связанных звеньев: восприятие учебного материала; закрепление учебного материала;  применение усвоенных знаний и умений.

Восприятие* учебного материала. Началом  познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями является, насколько ребенок воспринимает предлагаемый материал. Восприятие ребенка тесно связано с представлениями, сформировавшимися в результате предшествовавших восприятий и мышлением. Восприятие материала нашими детьми несовершенно. Оно замедленно в связи с запаздыванием реакций ребенка на внешние раздражения. Не все то, что предъявляется детям для восприятия, отражается в их сознании. Одни стороны действительности схватываются полностью, другие выпадают из поля зрения. Многое из воспринятого ребенком оказывается неадекватным действительности.

Чаще всего восприятие приобретает фрагментарный характер, часто отсутствует необходимая смысловая связь, кроме того, отсутствует связь между восприятиями и представлениями, восприятием и мышлением. Это затрудняет использование предшествующего индивидуального опыта детей и нормальное протекание процесса первичного анализа воспринятого материала.

В связи с наличием указанных особенностей процесса восприятия учебного материала детьми, специалистами используются специальные приемы и средства, направленные на обеспечение полноты, точности и адекватности действительности:

сложный учебный материал расчленяется на части;

процесс восприятия замедленный;

обеспечивается руководство почти каждым перцептивным действием ребенка.

Особое внимание обращается на обучение детей анализировать результаты своих восприятий, сравнивать воспринятое с образцом. Работа строится таким образом, чтобы ребенок получил возможность  опоры на как можно большее количество анализаторов: зрительного, слухового, тактильного  и мог внимательно рассмотреть, послушать, пощупать, понюхать предлагаемый предмет.

Закрепление знаний и умений в практической деятельности. Постоянное и тщательное закрепление детьми знаний учебного  материала представляет собой исключительно важное звено в обучении в связи с наличием у детей серьезных нарушений процессов запоминания и воспроизведения. При воспроизведении у детей выпадают существенные элементы ранее усвоенных знаний, которые, чаще всего, приобретают фрагментарный характер, теряют признаки системности. Весьма характерной для детей является также недостаточная осознанность предлагаемого материала. Ввиду этого, прежде     чем приступить к закреплению, проводится большая пропедевтическая работа, направленная на обеспечение полноценного восприятия и осознания предлагаемого материала.

Учитывая то, что наиболее долго сохраняется в памяти детей предметно-наглядный материал, и наоборот, быстро выпадают из памяти всевозможные словесные обобщения, закрепление учебного, материала строится с опорой на наглядно-образную, эмоциональную память с постепенным переходом к словесно-логическому запоминанию. Без такой предварительной работы при непосредственном переходе от объяснения к закреплению, как это имеет место при работе с обычными детьми, возникает опасность закрепления у наших детей неверных стереотипов, переделка которых у наших детей происходит с большими трудностями и порождает всяческие эмоционально-аффективные осложнения.

В процессе повторения осуществляется уточнение полученных знаний, возможность их исправления и восполнение, помощь в правильности усвоенных знаний и способов действий. Все это создает благоприятные условия для применения знаний и умений на практике.

Применение знаний и умений в практической деятельности. Трудности усвоения навыков применения знаний и умений, безусловно, во многом связаны с наличием дефектов, однако, многие из них в процессе  обучения преодолеваются или значительно уменьшаются. Этому способствует наличие таких условий как:

1) соблюдение единства усвоения и применения знаний;

2) укрепление связи обучения с жизнью, практикой;

3) систематическое вовлечение детей в практическую деятельность, требующую использования приобретенных знаний.

 

*Из компетентных источников: «Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа».

 

Оцените пост

5
Дальше