Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
03:34, 28 января 2012

"Понты" как изъяны воспитания. Мнение психолога.

Вседозволенность и безнаказанность. Неуправляемое поведение.

В последнее время с завидной регулярностью СМИ сообщают о вопиющем нарушении  общественных норм и законов со стороны «детей» состоятельных и высокопоставленных родителей. Иногда кажется, они – самые злостные нарушители дорожного движения и прочих законов социума и морали. В поведении представителей «золотой молодежи», словно, заложена уверенность в том, что они могут нарушать любые запреты и оставаться при этом безнаказанными. Ведь за ними стоит cила денег и власти их родителей. Но только ли это стоит за такой вседозволенностью.  


Безусловно, не все дети из состоятельных семей настроены на прожигание жизни. Есть среди них и достойные граждане, заслуживающие уважения. Но мы поговорим о тех, кто вызывает массу возмущения не столько своим поведением, сколько реакцией их родителей на все происходящее.
Подростковый возраст во все времена был сложным временем для многих родителей, независимо от их материального достатка. Ребята из более обеспеченных семей, имеют больше финансовых возможностей, поэтому всегда оказываются на виду у окружающих. Они собираются не во дворе или парке с бутылкой пива и пачкой сигарет, а приезжают в дорогой бар на папиной машине в маминых бриллиантах, курят кальян и пьют пиво известных марок. В силу этих обстоятельств, они становятся более заметными, чем остальные. Привлекая к себе внимание, они делают все на публику. Такова природа подросткового возраста!
Я не склонна утверждать, что дети из состоятельных семей более склонны к девиантному (отклоняющему) поведению, это было бы несправедливо. Такое поведение свойственно детям, воспитание которых проходило в неблагополучной семейной ситуации, в результате чего психика подростка оказалась серьезно нарушенной. Какую обстановку в  семье можно назвать неблагополучной? В чем заключается неблагополучие?
Многим кажется, что благополучие семьи измеряется материальными благами. Но не следует путать материальное благополучие с эмоциональным. Может ли одно заменить другое? И чем выливаются такие эксперименты в воспитании детей? Откуда у детей завышенные потребности в материальных благах? И стоит ли ограничивать их запросы?
Давайте разбираться. Если родителям показалось, что ребенку постоянно требуются  подарки, новые вещи и так далее, стоит задуматься, в первую очередь, над тем, чья это потребность? Возможно, таким способом  родители неосознанно пытаются восполнить то, чего им самим когда-то не хватало в детстве. Бывает и так, что ребенок требует подарков, потому, что он мало получает от родителей эмоционального тепла, внимания, заботы.  С помощью дорогих вещей он пытается компенсировать недостаток родительской любви. В первую очередь это относится к мамам. Такие родители готовы на любые затраты, чтобы не чувствовать свою вину перед детьми. Подарки вручаются ребенку как постоянное подтверждение: ты нам   "дорог". В некоторых семьях принято заменять недостаток любви едой. И это приводит к проблемам со здоровьем, лишним весом, булимией-анорексией.
Все сказанное вовсе не означает, что нужно лишать своего ребенка законного права иметь все необходимое для гармоничного развития. А если в семье достаточно средств, то почему бы ни купить ему то, в чем он нуждается? Ведь у нормально развивающегося ребенка желания отнюдь не безграничны. Чаще всего он хочет чуть больше, чем у его друга. И это нормально, потому что ему важно «быть не хуже…», ведь он хочет принадлежать к той группе, где эти вещи есть у каждого, где это модно, стильно.  Это актуально для подростка, у которого только формируется представление о самом себе, и ему важно - как его воспринимают сверстники. И если у подростка это нормальная потребность, то у совершеннолетнего юноши такое искусственное поддержание имиджа должно настораживать. Возможно, его самооценка занижена, а устойчивый  Я-образ пока не сформирован. И тогда вместо зрелого представления о себе может возникать потребность «казаться тем, кем не являешься».
Эти комплексы могут быть актуальны на протяжении всей жизни. Именно они являются причиной эпотажного поведения, граничащим с уголовными преступлениями. Все попытки  удивить своим «героизмом» на дороге, вызывающим поведением в общественных местах – это ни что иное, как способ компенсации того самого комплекса неполноценности.
Причинами такого поведения является подростковый протест  против тех рамок, ограничений и правил, которым ребенок вынужден все время подчиняться. Чаще всего это  проявляется у подростков, которые растут в состоятельных семьях под постоянным контролем гувернанток, либо слишком строгих родителей. Таким образом подросток стремиться реализовать свое законное право на свободный выбор. Он будет делать это всеми доступными ему средствами, даже нарушая закон.  
Подобные перегибы  в воспитании  детей дают о себе знать уже в трехлетнем возрасте. Такой ребенок демонстрирует родителям упрямство, негативизм, агрессивное или неуправляемое поведение.  Таков его открытый протест против того, что его потребность «Я – сам!» натыкается на сплошные запреты. К подростковому возрасту, такой ребенок станет нарушать все мыслимые и немыслимые нормы поведения. И с этим уже будет бесполезно бороться. Тут, как говорится:  жди неприятностей с законом!
Мы говорили о воспитании в семье, где слишком много запретов и правил. Но существует и другая крайность в воспитании - бесконтрольность, граничащая с попустительством. Многие родители, увлекшись теорией, что «ребенку не нужно запрещать ничего, тогда он растет свободной личностью», просто забывают привить своим детям элементарные нормы поведения в обществе.
У психологов есть теория, что в дошкольном  возрасте  ребенку необходимо разрешать делать все, что ему хочется, кроме того, что может быть опасным. Тогда он развивается творческой  личностью. Похоже, многие родители про это слышали краем уха, потому что часто выпускают из вида одну важную вещь. Такие методы хороши только в воспитании  маленького  ребенка, который пока не понимает сути запретов, поэтому в них нет смысла в раннем детстве. В возрасте с 5 до 12 лет уже необходимо четко и подробно проговаривать ребенку, что можно делать, а что нельзя. В этом возрасте ребенок понимает смысл запретов и поэтому старается их соблюдать в силу существующей опасности. Такой подход дает ему возможность сформировать нормы личной безопасности и социальные нормы поведения. Часто родители думают, что ребенок сам знает, что ему можно, а что – нет. Но, к родительскому  удивлению, дети нуждаются в ограничениях – только так у них формируются  понятия о социальной норме и безопасности.
В большинстве случаев вседозволенность детей – это результат невнимательного отношения родителей к своим детям. Родители часто не уделяют того количества времени детям, которое им  просто необходимо. Стоит отметить, что решающая роль в воспитании норм принадлежит именно отцу. Отсутствие его внимания негативно влияет на ребенка. Поясню, что роль матери заключается в том, чтобы любить, понимать, давать ребенку тепло. Роль отца совсем в другом –  учить подчиняться правилам, соблюдать закон, не нарушать договоренность и брать на себя ответственность за свои поступки. Отец обязан защищать ребенка всегда и во всем, вплоть до подросткового возраста, пока он не научится это делать сам. Это позволяет ему чувствовать надежность, тыл, которым является семья. Если отец уходит от этой обязанности, сын чаще всего, находит компанию, где он будет чувствовать себя защищенным. Статистика преступности показывает, что у людей, имеющих проблемы с законом, не было хорошего отца. Такого отца, который выполнял бы свою функцию в воспитании, а не присутствовал в этом процессе как «тень отца Гамлета».
Зачастую, влиятельный высокопоставленный отец вспоминает о своей роли слишком поздно, когда его поезд уже ушел, когда новости о правонарушениях молодых людей превращаются в громкие скандалы с судебными разбирательствами. Казалось бы, родители понимают, что такие поступки нельзя оставлять безнаказанными. Но какой родитель захочет отдавать свое дитя в руки правосудия добровольно? Конечно, любящие родители будут стараться защитить своего ребенка, чего бы он ни натворил. Это вполне естественное поведение для родителей. И даже в случае серьезного правонарушения они сделают все, чтобы не доводить дело до реального наказания, насколько позволят их связи или финансовые возможности. Главное ведь: как родители  отреагируют в семье на такое поведение: накажут, или простят?  Если отец уже не в первый  раз решает проблемы сына таким образом, то скорее всего, у такого папы есть потребность, чтобы сын вечно оставался «маленьким». Сам родитель, таким образом, демонстрирует семье и окружающим свою грандиозность: куда вы без меня? Вот какой я - всемогущий!
Конечно, если папа - адекватный человек, то ему следует потребовать от сына возмещение ущерба за счет его удовольствий. Это позволит правонарушителю научиться отвечать за свои поступки, а значит повзрослеть.
Если же родители готовы просто платить, но каждый раз оставлять своего отпрыска безнаказанным, то возникает вопрос: почему родители заинтересованы в том, чтобы их дети оставались  зависимыми от них еще долгое время? Такая психологическая зависимость, хоть и приятна  родителям, но имеет далеко идущие последствия. С годами она грозит перерасти в более злокачественный вид зависимости: алкогольную, наркотическую, игровую и т.п.
Я бы сказала, что безнаказанность и вседозволенность детей – это результат преступных ошибок родительского воспитания.

Статья для журнала "Наследник" №5(16) ноябрь-декабрь 2011 года.

Марина Никитина. Психоаналитик. Семейный консультант.

 
Марина Никитина. (http://insight-psy.kz)
   
0
808
1