Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
14:03, 17 января 2012

Roma Violenta / Жестокий Рим (1975)

«Жестокий Рим», как все великие итальянские фильмы, появился в эпоху трудностей, сомнений и перемен. Это чистое совпадение: просто вся новейшая история Италии — эпоха трудностей, сомнений и перемен. «Жестокий Рим» — не великий фильм. Я не умею писать про великие фильмы, поэтому решил написать про «Жестокий Рим».

Итак, как вы уже поняли, Рим. 1970-е годы. Контекст — вопиющий разгул преступности и рост влияния мафии, радикальные группировки левые и правые, плодящиеся как грибы после дождя, коррупция на всех уровнях власти. Законопослушные граждане не могут выйти на улицы, боясь быть ограбленными и/или убитыми среди бела дня. Правоохранительные органы больше заняты слежкой за политически неблагонадёжными элементами, поэтому преступники остаются практически безнаказанными. Одним словом, this looks like a job for Superman!

В отсутствие Супермена, сделать всё, что в его силах, постарается главный герой фильма. Как зовут главного героя, я уже забыл, поэтому буду звать его по имени актёра — комиссар Мерли. Но не переживайте: точное имя комиссара, а также его возраст, семейное положение, политические убеждения, вкусы и предпочтения и т.д. совершенно не важны в контексте нашей истории. Главное, что он белокур, усат, немногословен и готов на всё во имя справедливости.

Blog post image

Комиссар Мерли вынужден противостоять преступному миру практически в одиночку. В состоянии перманентного нервного срыва носится он по жестокому Риму, выкручивая руки, вышибая зубы и ломая рёбра уличным грабителям, угонщикам и насильникам.

Blog post image

Однажды комиссар уж слишком перегибает палку и вынужден положить на стол полицейское удостоверение, табельный пистолет и оставшиеся патроны. Мерли уже собирается спиться, когда с ним связывается известный адвокат (последняя роль Ричарда Конте, неизвестного отечественному кинолюбителю в качестве дона Барзини из «Крёстного отца») и предлагает возглавить военизированную дружину социально-активных граждан...

Blog post image

Читателю уже понятно, что сюжет в «Жестоком Риме» служит лишь в качестве связки между сценами преступного насилия и сценами полицейского насилия. Слова «чересчур» для бандитов и сценаристов не существует. Пожилые женщины, дети, увечные в колясках — эти слои населения никогда ещё не были такими незащищёнными. Комиссар Мерли и его друзья ведут себя ненамного лучше. Надо признаться, все эти дела сняты захватывающе энергично и без ненужной «чернухи», а почти гротескная чрезмерность происходящего смягчит сердце самого искреннего моралиста. В середине фильма удирающие грабители расстреливают группу школьников, чтобы задержать погоню; детишки падают в драматичном slo-mo. Если вам не смешно, покиньте пост.

Blog post image

Кстати, о погонях. Вопреки популярному заблуждению, итальянские города созданы вовсе не для возлюбленных, но для автомобильных погонь. Чтобы в этом убедиться, достаточно самого поверхностного знакомства с полициотески. Или взять, например, «Итальянскую работу» с Майклом Кейном — назвали бы нудную езду на «Mini» одной из лучших кинопогонь всех времён, если бы не Турин? Так вот: то, что эта самоубийственная погоня на южноевропейских родичах «Жигулей» не замечена в киношных топах даже после того, как Квентин использовал сопровождающий её музыкальный номер в своём «Death Proof» — либо досадная оплошность, либо вопиющая несправедливость.

Blog post image

Кстати, о музыке. Музыка заменяет всё, чего в фильме нет: глубокие моральные вопросы, остроумные диалоги, любопытные кинематографические приёмы. Более того — я не вспомню другого фильма, где музыка так успешно заменяет развитие персонажей! Саундтрек Гвидо и Маурицио Ангелисов оказался столь удачным, что братья не смогли удержаться от соблазна и использовали отдельные его фрагменты ещё в дюжине фильмов.

Подводя итог — стоит ли искать и смотреть «Жестокий Рим», особенно с учётом того, что его пока никто не перевёл и на рутрекер не выложил? Если честно, нет: вы вполне обойдётесь и без «Жестокого Рима», и без остальных одиннадцати фильмов с Маурицио Мерли в ролях одинаковых комиссаров с разными фамилиями, и без остальных семидесяти шести фильмов режиссёра Марино Джиролами, и без итальянских криминальных фильмов 70-х вообще (хотя «Миланский калибр» посмотрите, пожалуйста).

А вот про фильм, без которого вам не обойтись, я напишу в следующий раз — если этот пост не вминусуют в каменный век, в чём я не сомневаюсь.


КОНЕЦ

1
390
3