Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
13
04:40, 24 января 2012

Доверились

В прошлом году после президентских выборов я как-то сравнивал, сколько дней наши премьер-министры могли усидеть в своей должности. Уже на тот момент Карим Масимов занимал наибольший «премьерский пирог». В этот раз хотел повторить, но боюсь на фоне него доли других будут очень малы. Не будем обижать уважаемых людей.

Как известно в прошедшую пятницу наш доблестный трехпартийный парламент выразил вотум доверия правительству Масимова. Таким образом, Карим Кажимканович находится на посту премьер-министра уже 5 лет. Срок для нашей страны надо сказать значительный, особенно учитывая постоянное изменение архитектуры самого этого правительства. Причем эти постоянные изменения уже давно отошли от направляющего вектора административной реформы.

Если посмотреть на состав кабинета министров образца 2007 года, то к текущему дню ни один из министров не сохранил свой портфель или успел поработать на другой должности и вернуться в 2012 году в команду Масимова, но уже в другом амплуа.

Будем честным – Мажилис хоть и выразил доверие Масимову (не единогласно, трехпартийность же), но выражение доверия это было от Президента страны. Надо понимать, что парламент в данном случае лишь инструмент объявления уже принятого решения в Акорде.

Поэтому и в день первого заседания Мажилиса пятого созыва не было никакой интриги. Чего стоит заявление депутата Мухтара Тинекеева в твиттере, что парламентарии «доверились» Масимову за полчаса до начала голосования?

Вопрос «Почему оставили?» задавали и задают многие. Особенно негативно настроенные граждане язвительно пишут, что к «несменяемому Президенту, добавился несменяемый премьер». Кто-то испытывает смешанные чувства, а другие индифферентно относятся к национальной забаве «Перестановки».

Рассматривая деятельность работы правительства за 5 лет, общаясь с некоторыми экспертами, сопоставляя какие задачи были поставлены в 2007 году и что было сделано, сложился свой субъективный ответ на вопрос «Почему?».

Во-первых, сыграл фактор имеющегося опыта управления во время экономического кризиса. Вспомним, что кризис в строительном и финансовом секторах сильно проявился к середине 2007 года, а дальнейшее ухудшение ситуации в других отраслях экономики продолжалось вплоть до 2009 года. Отдельные проявления тогдашнего кризиса ощущаются до сих пор. Тем не менее, в отличие от других стран рост ВВП удалось сохранить в плюсе. В небольшом, но психологически важном плюсе. Да, определенную роль сыграли цены на основные экспортируемые нашей страной ресурсы (металлы, нефть), но надо признать – заслуга правительства в этом есть.

Но наряду с достижениями не удалось вовремя и быстро решить проблемы банков БТА и Альянс, сделать «мягкую» девальвацию, а не одномоментную 4 февраля 2009 года, восстановить докризисный уровень жилищного строительства и т.д.

Несмотря на это и с учетом того, что вероятность повторения кризиса очень велика – иметь во главе правительства практика, который уже имел опыт разработки и реализации антикризисных мер для очень важно.

Во-вторых, нужно продолжить начатую программу индустриализации. Программа ФИИР возведенная чуть ли не в ранг национальной идеи – реализуется с 2010 года. Дважды в год в июне и декабре декабря президенту страны презентуют ввод новых объектов, рапортуются о достижениях в обрабатывающих секторах экономики и т.д. Видно что, что-то делается и строится. Другой вопрос работает ли это потом. Но главное есть видимость проводимой большой работы. Президенту есть с чем сравнивать. Так как предыдущая программа индустриализации была фактически сорвана. Мало кто помнит, но еще в 2003 году была разработана стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 гг. Однако дальше создания многочисленных институтов развития для ее реализации, дело не пошло. НИФ, ИФК, ЦМАИ и другие – показали недостаточную эффективность.

Но надо признать, что не избежало подобных ошибок создания неэффективных структур и программ правительство Масимова. Сюда можно отнести создание по всей стране социально-предпринимательские корпорации и программу 30 корпоративных лидеров.

Как заметил политолог Досым Сатпаев, правительственной команде предстоит реализовывать уже принятую форсированную индустриально-инновационную программу, а также исходить из уже разработанного альтернативного сценария в случае негативного развития экономической ситуации в мире. В частности, существует план "Б" на случай реализации пессимистического сценария: речь идет о падении цены на нефть – от 40 до 60 долларов за баррель.

В-третьих, реализовались процессы и мероприятия государственной важности. Речь идет конечно о начале работы таможенного союза. Ключевые документы согласовывались и подписывались правительством во главе с Масимовым.

Организация и проведение саммитов ОБСЕ, Исламской конференции, юбилейного заседания глав стран ШОС, годовое собрание ЕБРР, Зимняя Азиада – не могли не остаться незамеченными.

В-четвертых, не расшатать ситуацию. Здесь, пожалуй, приведу мнение Данияра Ашимбаева: «И смена спикера сената или премьера будет расценена как начало операции «наследник». Но никто в этом серьезно не заинтересован. Любое знаковое назначение того же Тасмагамбетова или Мусина на пост премьера будет рассматриваться как начало операции по преемнику. И поэтому президент сохранил Масимова на своем посту, чтобы тот не только доделал свою работу, но и при этом чтобы избежать всяческих разговоров на тему преемника. Ведь ни один нормальный человек не будет рассматривать Масимова в качестве наследника».

Российские и казахстанские политологи выражают свое мнение

И в конце, приведу несколько фотографий (спасибо Blog post imagetibei за это) с первого заседания Мажилиса, на котором я побывал

1. Ознакомился  с распорядком дня

Blog post image

2. Настроение у всех почти праздничное. Депутаты много общаются между собой

Blog post image

3. "Где мой портфель?"

Blog post image

4. Лидер Ак Жола Азат Перуашев что-то спрашивает через ряд

Blog post image

5.

Blog post image

6. Депутат Дарига Назарбаева особенно выделялась цветом своего костюма

Blog post image

7. Маулен Ашимбаев

Blog post image

8. К. Масимов в ожидании результатов голосования

Blog post image

9. На задних рядах ждут решения также министры

Blog post image

10. Слева-направо министры Мынбаев, Мамытбеков, Жумагалиев, Айтжанова

Blog post image

 

Ну и пару моментов по новому кабинету министров:

  • Средний возрастов министров 49,3 года
  • Пять представителей Алматы, четверо из Алматинской области, трое из Карагандинской области, трое изи ЮКО, двое из Жамбылской области и т.д.
  • По образованию 12 гуманитариев и 4 технарей. Больше всего юристов и экономистов из КазГу

Следите за обновлениями в твиттере

13