Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
13:02, 11 января 2012

Солдаты поневоле...

С 24 по 27 декабря в Жанаозен отправился десант наиболее популярных отечественных блогеров по приглашению пресс-службыпремьер-министра Карима МАСИМОВА. Все интернет-активное население, затаив дыхание, ждало их отчеты. Известный казахстанскийблогер Алишер ЕЛИКБАЕВ (на снимке) - один из тех, кто отбыл в Жанаозен по зову премьера. Однако он почему-то ограничился десятком сообщений в Твиттере да одним большим постом на сайте “Самиздат” под названием “Великая. Отечественная. Информационная”, в котором честно признался: ему немного страшно рассуждать о трагических событиях и он осторожничает в своих высказываниях по поводу увиденного.

Blog post image

Этот пост вызвал массу откликов. По большей части негативных. Блогеру со товарищи тут же приклеили позорный ярлык - “предатели Родины”, “кровавые блогеры”, “пособники режима”. Наш корреспондент побеседовал с Еликбаевым о его поездке и той информационной войне “за Жанаозен”, которая развернулась на просторах Интернета.
- Если брать в расчет традиционные СМИ, газеты, ТВ, радио, то в этой информационной войне оппозиция давно уже проиграла, - сразу перешел к предмету разговора блогер. - Есть телеканал “К+”, есть газета “Республика”, есть радио “Азаттык”. С другой стороны, есть армия провластных СМИ. В Интернете ситуация не так однозначна. Там бои пока идут на равных. И поэтому сейчас в него вбухиваются достаточно большие средства. Впервые на моей памяти активно скупаются блогеры с двух сторон - и со стороны власти, и со стороны оппозиции. В общем, хомячки нападают на хомячков.

- Ты был в Малайзии, когда произошли события в Жанаозене. Как ты написал в блоге, ты не стал праздно проводить время, а начал выяснять подробности. То есть к моменту своего возвращения в Казахстан ты уже владел какой-то информацией. Однако комментировать события отказывался. Почему?

- Я никогда до своей поездки в Жанаозен не был на западе республики. Я не знал, что там на самом деле происходит. Я не понимал по тем обрывкам видео, которые выбрасывались в сеть, что там действительно произошло. Я читал про забастовку нефтяников, про отмену концерта Стингом, но я не знал, что побудило людей в один день встать и пойти сжигать дома, автомобили, устраивать  погромы и т. д. Раньше я поддерживал этих нефтяников пока они не начали устраивать погромы.

- В своем блоге ты написал, что поначалу отказывался комментировать события в Жанаозене. Почему?

- Я не боялся. Не имея достаточного количества информации, предпочел позицию наблюдателя. Кто-то подливал масла в огонь, делая какие-то предположения, другие призывали к активным действиям, сидя у мониторов. Я же не хотел петь в общем хоре. Кроме того, и Марат ШИБУТОВ(политолог. - Р.Б.), и Адиль НУРМАКОВ(блогер. - Р.Б.), в принципе, выражали точку зрения, созвучную с моей. Поэтому подумал, что лучше мне пока промолчать, потому что не считал себя вправе делать какие-то выводы. Но люди мне писали, требовали ярко выраженной позиции. Спрашивали, почему я молчу. Что вызывало еще больший диссонанс внутри меня.

- В общем хоре петь ты не хотел, но тем не менее от поездки в Жанаозен по приглашению пресс-службы премьер-министра не отказался. Не можешь отказать властям предержащим?
- Я не самый большой фанат Карима Кажимкановича. Видел его один раз в жизни, когда летал  с ним на запуск КаzSat-2. А несколькими месяцами ранее назвал его блог хреновым на страницах вашей же газеты. Это еще и в заголовок взяли. Наши люди почему-то не понимают, что можно быть достаточно адекватным человеком и поддерживать нормальные отношения со всеми. У меня, в принципе, и с оппозицией нормальные отношения. Есть, к примеру, люди в Лондоне, которых можно отнести к оппозиции, с которыми я встречаюсь, когда летаю туда по другим делам. Я провожу совместные выставки фотографий с партией “Нур Отан”, но в ней я не состою. Значит ли это, что я продался “Нур Отану”? Нет, не значит. Занимать центристскую позицию очень сложно - все от тебя чего-то хотят и пытаются перетянуть на свою сторону. Но есть еще один нюанс: когда ты летишь в Жанаозен и тебе пишут люди: “Алишер, мы тебе верим!”, то осознаешь тот груз ответственности, что на тебе лежит. Что ты не можешь просто так кричать, что в городе прячут сотни трупов, или полностью поддерживать власть. Что нужно все-таки занять некую наблюдательную позицию. И сейчас я больше наблюдаю именно за информационной войной, которая идет в Сети. Вижу, что людям не интересно, что там на самом деле произошло. Одни - власть - пытаются полностью замазать произошедшее: мы все правильно сделали, и наша реакция была адекватной. С другой стороны раздаются крики: “Уходите в отставку, вы пьете нашу кровь, вы преступники, вы против своего народа” и т. д. К какому из этих лагерей прибиться, если ни те ни другие мою позицию не отображают? Денег от власти я не получаю, как впрочем и от оппозиции. И я достаточно свободен в средствах, чтобы отстаивать свою точку зрения. Я осуждаю власть за то, что открыли огонь, но я понимаю, почему они это сделали. В Казахстане нет реального опыта по подавлению беспорядков такого рода. У нас нет кучи машин в каждом регионе с водометами для разгона демонстраций, нет резиновых пуль. Да, это косяк власти. Абсолютный косяк. Но то, что творили люди — сжигали дома, поджигали машины, грабили магазины — я понимаю владельцев магазинов со своей колокольни — абсолютно простого алматинского обывателя. У меня есть дом, я купил его в кредит. Представляешь если бы его сожгли! А мне еще 15 лет выплачивать кредит, хотя дома уже физически не существует. Или я открываю магазинчик, нахожу деньги, договариваюсь с людьми. А потом магазин сжигают... Для любого моего желания развиваться и приносить пользу Родине у меня должны быть гарантии стабильности. А эти ребята посягнули на мою стабильность и на стабильность тех людей, которые жили вокруг них и создавали какой-то бизнес. Пусть эгоистично, но я озвучиваю мысли большого количества казахстанцев. Поэтому я не могу встать на сторону властей, так как считаю, что они не правы и не могу встать на сторону тех, кто устроил эти беспорядки, так как они тоже не правы. Получается, я один в белом фраке.

- По твоему собственному признанию, сообщения блогеров из Жанаозеня подвергались жесткой критике, мол вы поборники кровавого режима, предатели Родины. Была такая версия, что ты далек от народа, заплыл жирком, так как имеешь свой бизнес, хороший доход, а потому не можешь понять чаяния простого народа. Так оно и есть?

- С этими пацанами из Жанаозена у меня по сути были одинаковые стартовые условия. У меня нет реально богатых родственников, которые тащили бы меня всю жизнь. Я перебрался из деревни в 120 километров от Семипалатинска в Алматы. Получал образование днем, а после обеда работал в двух местах. Но у меня и в мыслях не было посягнуть на чужое имущество. Жирком-то я заплыл не потому что меня кто-то тащил, а потому что я пашу для этого и потому что я никогда не винил в своей прошлой бедности других людей.

- Я как-то видел в Сети демотиватор, где были изображены шахтеры. Снизу подпись: “Устал от работы в офисе? Перенапрягся? Скажи им об этом”. Труд нефтяников, как и шахтеров, довольно тяжел...
- Да, согласен.

- А та ситуация, в которой оказались нефтяники, - разве они в этом виноваты?
- У меня были похожие ощущения, что блогер, журналист, пиарщик - это все профессии от лукавого. Что если случится кризис, понадобятся шахтеры, нефтяники, производственники. Но я поехал туда, начал там разговаривать с местными. Эти люди реально хотят просто работать. Они хотят спокойствия. Они не считают, что мало получают, не считают, что у них все плохо. Эти люди не ходили на забастовку. Все семь месяцев они работали. Они сейчас сидят дома и боятся высказывать свою точку зрения. Они поддерживают власть на самом деле! Просто хотят работать, растить своих детей, быть уверенными в завтрашнем дне. Их позиция мне тоже близка. Я разговаривал с сотрудниками акимата, которые прыгали со второго этажа во время поджога. Я разговаривал и с ребятами в больнице, которые ВСЕ СЛУЧАЙНО оказались на этой площади. Все мимо проходили. Пацанам 18-22 года. Они не работали в нефтянке. Но они там что-то на площади делали...

- Так откуда в комментариях к твоему посту такая ненависть?

- У каждого есть свое видение, своя картина происходящего. Каждый уже ответил для себя, что же там на самом деле произошло. Я не могу ответить на эти вопросы, потому что боюсь высказывать свое мнение. А люди для себя уже на эти вопросы ответили. Если я напишу, что на улицах Жанаозена валяются трупы — это будет поддержано 500 людьми, которые для себя решили, что там реально все плохо, хотя никогда там не были. Если я напишу, что там гуляют единороги и цветут райские кущи — это также поддержат 500 человек, которые считают, что власть права, что власть имела право так поступить. А правда — она абсолютно неоднозначна. Мне очень понравилось, что Марат Шибутов написал по этому поводу. Что по справедливости забастовщики должны получить реальные сроки, что если “КазМунайГаз” считает, что эти сотрудники — неквалифицированный персонал, который просто пытался шантажировать работодателя, то компания должна продолжать отстаивать свою точку зрения и не брать этих людей на работу. Но на самом деле мы все прекрасно понимаем, что будет по-другому. Забастовщикам дадут работу, якобы наказанные чиновники получат назначения в других местах, полицейских наградят и попытаются отмазать от всего.

- Вот ты говоришь, что боишься высказывать свое мнение. Что, у тебя есть какие-то обязательства перед премьером?
- У меня нет обязательств перед ним. Я готов вернуть деньги за билеты и гостиницу.

- Готов. Но не вернул...
- Пусть мне озвучат сумму. Я верну, это не проблема. Одна проведенная мною вечеринка стоит намного дороже, чем стоимость билетов и проживание в гостинице в Актау. Полететь я мог и за свои кровные, но зато получить возможность задать неудобные вопросы акиму области, коменданту Жанаозена, попасть в изолятор временного содержания, морг, больницу, поговорить с ранеными - у меня бы не получилось. Так что вопрос денег поднимать глупо.

- Но дело же не только в деньгах?
- Не только. Но сказать, что дело в поддержке Карима Кажимкановича, тоже нельзя. Он в моей поддержке не нуждается.

- Может быть ты нуждаешься в его поддержке?

- Зачем? У меня нет с ним никаких финансовых взаимоотношений. Я Масимова видел и беседовал с ним только один раз в жизни. У меня перед ним нет никаких обязательств, которые бы я давал лично ему...

- Но ты же понимаешь, что мы живем в Казахстане. И дружба со столь высокопоставленным человеком подразумевает большие дивиденды...

- У меня высокопоставленных знакомых наберется человек 30-40. Я не дружу с ними, но связи, чаще всего деловые, поддерживаю. Среди них есть люди и со списка журнала Forbes, и люди, достаточно влиятельные в оппозиции. Почему я им не продавался ранее, а теперь вдруг решил продаться действующему режиму в лице Карима Кажимкановича?! Людям трудно понять, что человек имеет собственную позицию, не продался ни одной из сторон, который видит весь идиотизм обеих сторон. Человек, который понимает, что правда никому не интересна, что все ищут только свою выгоду. Я вижу нормальных людей и непорядочных сволочей по обе стороны баррикад.

- Тогда уж по три стороны. В своем посте ты упоминал и про забастовщиков, которые пытаются выторговать для себя более лучшие условия.

- Я бы не хотел обижать забастовщиков в данной ситуации. Это все равно, что обидеться на ружье за то, что оно выстрелило. Ведь ружье-то не причем. Его просто использовали. Кто-то нажал на курок. Есть бездействие власти и есть интерес неких деструктивных сил. Которые решили использовать это бездействие себе во благо. Причем в методах никто из них не стесняется. Скупка хомячков - это плохо. Дезинформация — это отвратительно. Это нечестно. Я не могу сказать, что кто-то из них пишет правду. Это просто попытка воспользоваться ситуацией. Еще раз повторюсь, я не считаю адекватными действия правительства, хоть и понимаю их. Отключение твиттера — поддерживаю, создание информационных служб в Актау и Жанаозене — поддерживаю. Но не поддерживаю скупку молодых интернет-юзеров, не поддерживаю, то, что в Жанаозен пускали только тех, кого позволяла власть. Пускать надо было всех из пишущей братии.

- Отключение твиттера разве хорошо?

- Безусловно. Это надо было сделать, чтобы остановить распространение дезинформации. Вспомните, твиттер был отключен. Я был в Малайзии. Моя френд-лента вся молчала. Но были твиты с хеш-тегом “Жанаозен”. То есть это писали люди, не находящиеся в Казахстане. Но они писали, что находятся на площади, что видели сотни погибших и раненных. Это разве честные методы?  Поэтому власть и лишила этих людей их главного оружия на тот момент — распространения дезинформации. И потом они же не отключили твиттер навсегда! Они отключили его только на то время, которое было необходимо, чтобы выработать позицию. И я могу сказать, что в сравнении со слухами про алматинское землетрясение летом прошлого года или с дезой про взрывы в Караганды на этот раз все было более или менее оперативно.

- В любой войне есть свои генералы. В этой информационной битве они также наверняка есть. Кто они?

- Мне кажется, ссылаться на внешние силы вроде госдепа США конкретно в данной ситуации - идиотизм в последней степени. А вот в то, что к событиям в Жанаозене имеют отношение пара бывших казахстанцев, верю. Не могу назвать поименно, так как у меня нет доказательств. Могу сказать только одно - такая быстрая реакция на события в Жана­озене за границей, почти мгновенная, она готовилась заранее. Зайдите в Твиттер, понаблюдайте за теми, кто пишет только провокационную информацию под хештегом “Жанаозен”. Посмотрите, когда были открыты эти аккаунты, и для вас многое станет ясно. 50 основных аккаунтов, на которые все ссылаются, были открыты за месяц до событий в Жанаозене. Эти люди - анонимы. Они не несут ответственности за то, что пишут. Я писал тем, у которых в профайле было написано, что они из Актау. Хотел встретиться, поговорить. Я не полицейский, не чиновник - абсолютно нормальный пацан. Но ни один из них со мной не встретился и в глаза о своей позиции не рассказал. Подозреваю, что их там и нет.

- По сути, это анонимные солдаты, ведущие бои в Интернете.
- С двух сторон. Власть оказалась хитрее, отправив туда людей с лицами и определенной историей в казахстанском Интернете и затащив нас в эту информационную войну.

- То есть вы - солдаты поневоле?
- Да, но не наемники. Нам денег не платили. Поэтому я верю, что наша группа писала честно то, что видела. И мы старались проверить все, о чем нам сообщали. Нас втянули в эту войну поневоле - и вот мы стали “кровавыми блогерами”. Но я не жалею, что полетел.

- Тебя упрекали ,что в твоем посте нет ни слова о том, что думают люди, какие у них планы и т. д. Неужели ты не задавал таких вопросов? Чего опасаться в будщем?

- Вчера мне звонил парень из “Би-Би-Си” и спрашивал: почему как вы думаете продлили чрезвычайное положение? Я ему сказал ,что это абсолютно правильно, потому что проблема не решена. Нет затушенного конфликта, есть тлеющий. Люди, с которыми я встречался, говорят, что хотят спокойно работать, хотят ходить друг другу в гости после наступления комендантского часа. Но даже сейчас, когда я отвечаю на твои вопросы, я понимаю, что отвечаю тебе больше как другу, нежели, как корреспонденту. Потому что когда я буду читать текст перед публикацией, мне будет пипец как страшно. Потому что я знаю, как мои словам могут быть вывернуты. Я знаю, что мое оружие и моя слабость именно в том, что я ни от кого не скрываюсь, что всегда пишу под своим именем.

- Послевкусие от поездки. Какое оно у тебя?

- Я не сожалею, что съездил, ответил хотя бы на часть тех вопросов, что крутились у меня в голове. Посмотрел на город, теперь я знаю хотя бы поверхностно, что там происходит. По большому счету мне нужно было бы пожить там хотя бы недельку-две, чтобы сблизиться с людьми, чтобы они начали мне доверять и рассказывать, то, что думают на самом деле. Но взгляд со стороны пацана из Семипалатинской области, пусть и поверхностный, но свой, у меня все-таки есть.

- После всех этих обвинений, если будут новые предложения от премьер-министра съездить куда-либо, поедешь?
- Если премьер предложит и мне будет это интересно - поеду. Но боюсь, что после этого интервью вряд ли предложат. Я считаю, что они реально проморгали эту ситуацию, она была прогнозируемая. Ситуацию можно было предугадать, а не просто ее замалчивать на протяжении семи месяцев, а потом пытаться залатать информационные дыры с помощью блогеров. Я возлагаю эту вину на власть. А за ту реакцию, которая происходит в сетях, с кучей нереальной дезы, я возлагаю вину на оппозицию, конкретно на одного человека, любителя шахматных многоходовок. Я понимаю, что эти - грязные, но и те - не чище. И болтаться между ними как марионетка мне очень не хочется.

Источник - газета "Время"

 
0
394
2