Артемий January 11, 2012
1386
22
6
0

Рецензия на х/ф «Елена» от режиссера Андрея Звягинцева.

«И последние станут первыми»

приговор

Елена и Владимир — пожилая чета, которая день за днем живет размеренной жизнью и бытовой рутиной. Одинаковое утро, мало чем отличающийся, от предыдущего дня, распорядок, редкие разговоры. У каждого из них есть дети: у Владимира дочь, которая практически не общается со своим отцом, живя отдельно и хоть на отцовские деньги — но не требует их; у Елены — взрослый сын с невесткой, который не способен сам содержать своих детей — старшему в скором времени грозит долг пройти службу в армии «где-нибудь в Осетии», а денег на институт у его отца нет. Елена, чтобы спасти внука из сложившейся ситуации, решает обратиться к состоятельному Владимиру с просьбой о материальной помощи.

***

После «Изгнания», предыдущего фильма Андрея Звягинцева, стало понятно, насколько далеко он мог прыгнуть со своего хорошего «Возвращения» — при чем прыгнуть в яму неискреннего кино, которое отчаянно старается быть похожим на европейское. После просмотра «Елены», теперь к последующим лентам Звягинцева я буду подходить очень осторожно, сто раз подумав — а стоит ли вообще тратить время на «исследование автором человеческих душ», кое выглядит достаточно неприятно?

Художественный фильм «Елена», как и предыдущие фильмы Андрея заставил покипеть и побурлить причастных к кинематографу людей — тут и его коллеги по цеху, и кинокритики, и злопыхатели, и почитатели, и просто безымянных интернет пользователей. Вообще, как приехав с Канн вместе с наградой за «Возвращение», Андрей во многом был обласкан большинством — мол, каконец-то, хоть кто-то снял нечто достойное, чем мы можем гордиться перед остальными странами. Один из немногих кирпичей был заложен в фундамент, это бесспорно, но последующие фильмы — это кирпичи, заложенные в фундамент чужого дома, и при чем, на мой взгляд, сделаны они неважно. Но владельцам чужого дома нравится — ну и пусть.

Картина в монтаже и других специфических моментах очень схожа с «Изгнанием» — приличное начало, странная середина и вызывающая недоумение, вместе с другими, далеко не самыми приятными впечатлениями, концовка. Должно быть, Звягинцев нащупал конёк своего творчества и нещадно эксплуатирует единый шаблон — и здесь и там присутствуют совершенно аморальные мотивы, сделанные как будто в духе недалекой прозы двухсотлетней давности.

Обсуждать личности главных героев, мотивы их поступков, или, боже упаси, какую-то показанную режиссером «мораль», я не буду — в этом случае просто достаточно знать, что фильм мне не понравился по комплексу причин, которые остальные просто не увидят за ширмой высокоинтеллектуального показа, малого количества разговоров и общей неторопливости, присущей, например, американским социальным драмам — в этом суждении я опираюсь на некоторое количество рецензий, прочитанных после просмотра, в которых люди обсуждали нечто настолько не вяжущееся с картиной, что можно только развести руками.

«Елена» Андрея Звягинцева — это кино не из той категории, которое следует не смотреть вообще. Снято оно, как и предыдущие, очень профессионально; актеры — достаточно аутентичны и правдоподобны, сценарий неплох, а вот реализация сюжета — это именно то, что у меня вызывает некий вкус омерзения, после последних сцен и начала титров. Но, именно такое кино будет получать от России награды на кинофестивалях, и именно такое кино считается у нас хорошим — но это не значит лучшим, это просто показатель того, что остальное еще хуже.

Смотреть каталог рецензий.

Оцените пост

6

Комментарии

0
Не смотрел, но осуждаю!
0
Слушай, я до последнего тебе место держал, но кое-кто начал пожинать твои лавры :-) wikistan.kz
0
Насколько я помню, у нас с тобой мнения о кино вообще разные, так может тебе понравится? :)
0
Ему пиздец!!
0
Вряд ли... В последнее время я к российскому кино охладел.
Показать комментарии