О стоицизме

Андрей Сорокин 2009 M11 14
1513
4
0
0

Конспект лекции Алексея Ильича Осипова на тему одной из интереснейших религий, занимательнейшего мировозрения, берущего свое начало с третьего века до нашей эры - стоицизм. Само название «стоицизм»...

Конспект лекции Алексея Ильича Осипова на тему одной из интереснейших религий, занимательнейшего мировозрения, берущего свое начало с третьего века до нашей эры - стоицизм.

Само название «стоицизм» исходит от Афинского дома Портика, который называется «живописная стоя».  Основателем стоицизма является Зион (3-й век д.н.э.) и целый ряд его последователей. Отличительной особенностью стоицизма является особая строгость нравственной жизни, при этом эта строгость была настолько последовательной, что одним из наиболее оптимально-выражающим мировоззрение стоиков, способом ухода из жизни был суицид. Для них философия была не просто развлечением, а, действительно, мировоззрением, которому они строго следовали на протяжении всей жизни. Какова же суть учения? Первое и главное – это метафизика стоиков. Вообще вся она строится на учении «темного» философа Гераклита, который писал, что дух и материя – две стороны одной и той же реальности. Отсюда проистекало, что божество и природа, окружающий мир, вселенная это есть одно. 

Огонь, по учению стоиков, есть первостихия. Т.е. они брали за "кирпичик вселенной", за тот универсальный материал из чего состоит все живое и неживое, который продолжают искать до сих пор современные физики, прошедшие путь от атома, нейтронов, нейтринов до "струн", не то, что можно потрогать и пощупать, а огонь, то, что постоянно видоизменяется, что находится в постоянном движении, что горит. Горит, т.е. живет. Огонь значит жизнь, причем жизнь, границы которой невозможно определить. Этот огонь обладает удивительными свойствами, в частности, разумностью. Разумностью, но не личностью. Из этой первостихии (огня) сложено все, только находится он в разных видах. Этот огонь есть дух и разум,  логос. Это мир идей, в нем заключено все, как в семени заключено все древо, со всеми его цветами и плодами, колоссальное развитие в маленьком семечке, так в этом логосе заключены все идеи. В этом смысле из него проистекают все вещи, всё, что мы видим, сам человек. Однако этот логос проявляется трояко. Он один, но мы воспринимаем его проявления в трех образах, в трех видах:

1)      логос сокровенный – центральный логос, который пребывает в сердце вселенной, благодаря которому все существует.

2)      Логос явленный, т.е. проявивший себя - который мы видим, логос, наблюдаемый нами.

3)      Логос осеменяющий – стоики утверждали, что все те вещи, все существа, все живые, человек существует разумно, организованно потому, что во всех присутствует семя логоса. Каждая вещь существует как раскрытие этой идеи. Поэтому в природе все так организовано (организм – организованно), так красиво, так целесообразно, разумно все устроено.

 

 

В этой концепции нет идеи Бога. Т.е. Бог представляется как некая духовная сторона одной реальности, той же самой, где существуем и мы. Конечный смысл, суть их учения в том, что вселенная это разумное, одушевленное "_живое_" (животное), поскольку дух и материя в нем существует нераздельно. Не бездушная материя, как объясняет ее научная мысль, которая смотрит на природу как на бездушный предмет, а живое существо, телом которого является материя, а душой является логос. Бога нет, все образованно потрясающе разумным образом, разум (логос, огонь) все созидает, всем управляет. Откуда вытекает интереснейший факт – все существует по законам этого разума, по железным, неотвратимым законам. Этот закон неотвратимости, этой железной необходимости, причинно-следственной необходимости, они назвали «рок», или то, что мы сейчас называем «судьба», или то, что можно назвать «фатум». Отсюда проистекает их этика, или нравственные принципы жизни. Всё полностью подчинено необходимости, и ничто не может нарушить этой необходимости, ибо логос это нечто вечно существующее,  следовательно, идеал стоиков это мудрец, который понимает, что все подчиненно необходимости и который, понимая это, относится ко всему происходящему с полным бесстрастием. По-гречески - апатия. Пафос – страсть, чувства, эмоции. Апатия – бесстрастие, бесчувствие. Недаром стоический идеал часто уподобляют великолепной мраморной статуе, которая ничего не видит, не слышит и не переживает. Человек никому не сострадает и не сорадуется – он выше этого.

Основной принцип стоиков – живи согласно с природой, согласно с логосом, согласно с разумом. Не подчиняйся ничему, что противоречит разуму, ибо нарушение законов разума приведет тебя к страданиям и трагедии. Нельзя нарушать законы природы. Причем под законами природы подразумевается не только материальная, но и духовная сторона. Стоиков всегда приводили в качестве образца нравственности.

У Цицерона мы находим такую фразу «мы граждане всего мира». Эта идея космополитизма, принцип, в который верили стоики, идея равенства всех перед лицом рока, идея того, что всё имеет одно происхождение и один конец, прозвучала в то время как вещь совершенно необычная, противоречащая нормам жизни того времени. Какое равенство между императором и рабом? Стоики говорили о том, что этот огонь (логос) возгорается, достигает своего максимума и, в конце концов, затухает, рождается заново и так без конца. Они учили о круговороте бытия вселенной.

Полная лекция представленна ниже:

 

 

 http://kiwi.kz/watch/d7lt60pnjllf

 

Оцените пост

0

Комментарии

0
Сколько не знакомлюсь с новыми философско-религиозными течениями всё время вижу одно и то же. Понимаю, что сказал банальность, но осознание этого в очередной раз только греет.
0
И чего там видишь?
0
Добрый вечер . ;) Сегодня по телеканалу Спорт будет показан Матчи Уефа - Не пропустите !
скачать игру hotel giant 2
0
По моему у Вас украли эту статью и поместили на другом сайте. Я её уже видела.
фрэнки и элис
Показать комментарии
Дальше