Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 771 постов41 подписчиков
Всяко-разно
8
06:54, 09 января 2012

Мода: как она работает. Часть 1

Люди очень часто употребляют слово мода в неверных значениях. «За модой не угонишься», «главное не мода, а стиль», «в этом сезоне в моде кружева – пойду куплю» и тд и тп. Глянцевые журналы тоже ясности не прибавляют: «в моду вернулись джинсовые платья», «тенденции осени: черный, золото, кардиганы», «успейте обзавестись парой чудесных угг!» Самое главное, что все эти фразы с идеей моды ничего общего не имеют.


К тому же недавно в казнете открылся сайт thelook.kz, который вроде как претендует на то, чтобы среди прочего называться сайтом и о моде тоже, но на самом деле является просто женским ресурсом о красоте и умении хорошо одеваться.
Всё это побудило меня написать этакий пост-ликбез про то, что такое мода на самом деле.
Предупрежу – я в этой области не профессионал, сама ничего не создаю, изучаю вопрос с позиции теоретика-любителя.

Что такое мода?

Начну издалека. Мы все живём в обществе. Более того, все люди во все времена жили в обществе, кроме самых отчаянных отшельников. И когда в обществе происходят изменения, то это отражается и на людях. Войны, смены власти, изменения экономики - всё это влияет на внешний вид населения. Скажем в эпоху Великих Географических Открытий, когда европейцы открывали другие континенты, в европейский туалет поочередно вошли мускус, шёлк, сурьма, слоновая кость. В новейшее время с изобретением синтетики все поголовно (на некоторое время) и думать забыли о натуральных тканях. А благодаря индустриализации и расцвету феминизма женщины надели брюки.

Но это ещё не мода, это просто история костюма.

Быт граждан и высокая политика взаимосвязаны – это понятно. Но ещё есть такая штука как общественные настроения.  Так случается, что из-за каких-то происшествий в той же политике, экономике, мировой культуре и мировом искусстве у общества возникает потребность видеть какой-то образ. Именно женщина определенного вида, возраста, внешности, стиля жизни кажется всем людям самой актуальной в данное время.

Например, во время Второй мировой женщины носили в основном шерсть, Blog post imageпреимущественно строгие, без половых признаков, юбочные костюмы, а макияж состоял только из ярко-красной губной помады. Так было и в Европе, и в России, и в Америке. Но это не только от того, что в трудное время было не до изощренного дизайна и оригинальных тканей, а от того что такой образ женщины вошёл в МОДУ. Серьёзной, работящей, патриотичной, о чём говорит костюм, и верящей в победу коалиции, о чем свидетельствовал цвет губ.
Зато во второй половине 40-х индустрия одежды взрывается, в Blog post imageмоду входит образ яркий, сексуальный, полный жизни. Ещё бы. Мужчины вернулись с войны, начинается другая жизнь, со всеми её прелестями. В 1947 Кристиан Диор потряс мир костюмом Нью-Лук, роскошным женственным образом, подчеркивающим изгибы женской фигуры. А через несколько лет и вовсе - на горизонте нарисовывается Мерилин Монро – воплощение женской сексуальности.

Моде за нами не угнаться.

Думаю, стало понятно, почему угнаться или не угнаться за модой невозможно чисто органически. Потому что это мода догоняет нас. В мире постоянно что-то случается, то фильмы, становящиеся культовыми, то такие же книги, то развал Советского союза, то новая угроза гонки вооружений, то бастующие по всему миру антиглобалисты. И каждое событие, так или иначе, влияет на наше восприятие мира и на общественные настроения.
Наши Казахстанские бедные дизайнеры никак не могут двинуться дальше сращения национальной и современной одежды. Распространенное явление для модных индустрий молодых государств.

Не фасон, а образ.
Blog post image
Безграмотно говорить – что сейчас в моде такой-то фасон (кружева/рукава-фонарики/кожа/угги). Фасон в моду войти не может, в моду входит только образ. Разумеется, фасоны, ткани, и аксессуары подкрепляют образ: например в 60-е во время бурного цветения хиппи – мало кто из молодёжи мог обойтись без цветной Blog post imageодежды, длинных волос и косичек. Но с другой стороны одни и те же фасоны могут создать совершенно разные образы. Те же кружева: белые и кремовые создают нежный невинный образ в стиле ампир, черные и крупные – напоминают будуар, куртизанок и БДСМ.

Таким образом, мода: это не капиталистическая придумка, чтобы выкачивать деньги от масс, это вообще-то великий человеческий феномен. Документы в архивах помогают людям знать, что творилось в  политической жизни человечества, а вот образцы одежды разных эпох дают представление о том, что в это время творилось в людских головах!

другие мои материалы можно прочитать на Афише

8
1067
7